Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать бесплатно онлайн.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник, том IV. Душеполезные наставления. Познай самого себя.
† Искренность или лицемерие в вере нашей и искренность или лицемерие любви к ближнему открывается в нас тогда, когда кто–нибудь из какого–нибудь заблуждения, например языческой, магометанской или иудейской веры, обращается в нашу святую веру или из исповедания римского, лютеранского и английского — в наше православное. — Если он любит нелицемерно веру свою и ближнего, то он искренно радуется его обращению и охотно беседует с ним о вере, от души желая ему тех благ веры, коими сам наслаждается, а если он хладен к вере и к ближнему и самолюбив (своих си ищет (Ср.: Флп. 2, 21)), тогда он неохотно принимает такого человека и беседует с ним и желает внутренно, чтобы он оставался в своей вере, не воображая, что его вера есть погибель для его души, того человека. — Себе рассуждайте, аще есте в вере (Ср.: 2 Кор. 13, 5) — не испарилась ли она из вашего сердца. Радуйся о обращении заблуждших.
† Господь мой Иисус Христос, Живот, Свет, Покой, возвеселил меня сегодня Святыми Своими Тайнами, очистив все грехи мои, имиже на исповеди окалях душу мою [190]. Весь день я пребыл небесен, свят, покоен, весел Христом моим. Слава Тебе, о Пренеисчетная Благостыня! Утверди, Боже, сие, еже соделал ecu во мне (Ср.: Пс. 67, 29).
† Как дивно Господь вознаградил меня сегодня за милостыню! Подал я бедной одной рубль и другой рубль и третьей рубль — и мне все три рубли Господь возвратил вечером. Раба Божия прислала за исповедь три рубля.
Владычица наша Пресвятая Богородица есть Преизливающаяся Благостыня и Святыня.
† Когда злой, хульный дух будет в мыслях отвергать Божество Святого Духа, скажи ему: Сущего ли ты отрицаешь? Святыню ли, всех освящающую? Истину ли? Силу ли, вся совершающую? Живот ли, всех оживотворяющий? Мир ли наш? Утеху ли и Упокоение наше?
† Господь Иисус Христос, купно со Отцем и Духом Святым так везде есть, что нет лица, ни предмета малого и великого, в которых Он не был бы весь: все исполнено Богом, всякая тварь, воздух, вода, свет, огонь, земля; всякое живое существо; Ангелы же и святые человеки суть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17). Но если ты, по действию злого духа, утратил на некоторое время сердечную веру в Духа Святого, то нет для тебя в это время ни Сына, ни Отца, ибо вера подается Духом Святым (Ср.: 1 Кор. 12, 8, 9), Духом Истины, то есть Духом Христа, Который сказал о Себе: Аз есмь Истина (Ин. 14, 6), — или Духом Отца: Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10, 20), — или Духом Сына: посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша (Гал. 4, 6).
† О посте. Если бы чрез лакомую пищу и питие плоть наша не брала перевеса над духом и не подчиняла его себе, тогда никто не стал бы требовать для спасения души соблюдения постов. Если бы чрез лакомую пищу и питие плоть не отвлекала нас от любви к Богу и ближнему и не ставила их, их душу, душевное спасение на заднем плане, не вменяла его как бы в ничто, не воздвигала на них пяты своей (Ср.: Ин. 13, 18; Пс. 40, 10), тогда кушай бы себе всякий на здоровье что хочешь. Но плоть — враг души нашей, враг Бога и ближнего. Чем больше ее ласкаешь и нежишь (не одною пищею и питием, а и одеждою, и удобною и широкою квартирою, и удобствами в ее обстановке), тем более она враждует на дух наш, на Бога и ближнего. Нельзя прилепляться в одно и то же время и к Богу, и к плотским удобствам и удовольствиям. Если полюбил угождение плоти, то непременно стал во вражде с своим духом, с Богом и с ближним, то есть с истинными духовными интересами ближнего, с его спасением вечным.
† О слове. Б слове — образ Пресвятой Троицы. В слове и мысль, и слово, и дух. Молясь истинно, от сердца, чувствуешь, что молишься. Духом Святым (Ср.: Иуд. 1, 20; Еф. 6, 18): такою теплотою сердечною слова проникнуты, а иногда — не Духом Святым, но духом лжи: уста говорят то, а сердце — чувствует другое, часто — совсем противное, например выговариваешь слова с сомнением, в духе нетерпения, негодования на кого–либо, злобы или в духе гордости, кичения, непризнания себя тем, чем должно признавать.
О злобе. Если ты злобишься на брата за грехи его, положим, даже соблазнительные, то ты сам не без грехов, тоже соблазнительных, хотя, может быть, в другом роде; а как ты сам желаешь, чтобы твои соблазнительные грехи были покрыты снисходительною и вся покрывающею (грехи) любовию ближних: как бы ты был им благодарен, с какою любовию обнял, поцеловал их за их вся терпящую любовь (Ср.: 1 Кор. 13, 4, 7)! Как это снисхождение облегчило бы без того тяжкую скорбь твою о грехах, ободрило и укрепило твою немощь в борьбе с ними, укрепило бы дух твой упованием на милосердие Вожие! Но чего желал бы ты себе в подобных случаях, того желай, то делай и брату. Он — твой член и член Христов; возлюбииш, сказано, ближняго твоего, якоже себе (Мф. 22, 39). — Помни всегда при осуждении и злобе сердца твоего на брата за грехи его, что ты сам не без грехов. Что видиши сучец, иже есть во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? — Лицемере, воистину лицемере — изми первее бервно из очесе твоего, и тог да прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Ср.: Мф. 7, 3, 5). Притом брат своему Господеви стоит или падает (Рим. 14, 4), а не тебе.
А если против тебя согрешил брат, то ты непременно должен простить ему обиду, тебе от него причиненную, или погрешности его против тебя. Ты сам ежедневно крепко нуждаешься в прощении тебе грехов Отцем Небесным и молишься: остави нам долги наша, якоже и мы… (Мф. 6, 12). А если хочешь, чтоб грехи были прощены тебе, прощай брату его согрешения против тебя. Аще бо от пущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный.; аще ли же не… (Мф. 6, 14 15).
† Душа наша — простое существо, потому она не может в одно и то же время любить Бога и, например, деньги, пищу, питие, или ближнего и вместе деньги, пищу и питие. Потому и говорится: никтоже может двема господинома работати: либо единого возлюбит, а другого возненавидит: или единого держится, о друзем же нерадети начнет. Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). Потому и псалмопевец Духом Святым говорит: богатство аще течет, не прилагайте сердца, (Пс. 61, 11). Так, всякий христианин бойся прилагать сердце к деньгам, пище, питию, нарядным одеждам, к нарядной квартире, к книгам, к светской музыке; да не любишь, не ласкаешь плоти своей чем бы то ни было: увеселениями ли, видами ли изящными, яствами и напитками; сном, праздностию и леностию, срамными делами, играми, праздными путешествиями, пустыми книгами и зрелищами. Единого Бога возлюби всем сердцем, всею душею и всею крепостию и всем помышлением и ближняго, как себя (Ср.: Мф. 22, 37, 39; Лев. 19, 18; Втер. 6, δ), — а ко всему прочему в мире будь равнодушен, ни к чему не будь пристрастен и жаден. — Ревнуй же о простоте о всем, да Простому Существу — Богу возлюблен будешь. Отыми лукавство (Ис. 1, 16), сомнение, маловерие и двоедушие от души своей.
† Многоядение ведет к сонливости, а сонливость — потеря Духа Святого и веры; сердце сонливого — гнездо злых духов. — Соразмерно покою надо непременно утомлять тело, иначе возьмет перевес над духом: и тогда — горе.
Никогда не проиграешь, покушавши и спавши мало, — ни для тела, ни для души: напротив, привлечешь Духа Святого обильно.
Заповедь мудрого: всяцем хранением блюди твое сердце (Притч. 4, 23); особенно должен иметь всегда в виду и на деле исполнять священник, столь часто совершающий службы Богу и Таинства и особенно Божественные Тайны Тела и Крови и приобщающийся их. Сердце — храм Божий, но он легко может стать и пещерой духов лукавых.
† Бог есть Простое Существо: как Бог–Живот есть Простое Существо, будь и ты прост совершенно в мудрствовании и в вере, а не лукав.
† Христос–Бог жизнь Свою за нас положил. Смотри, и ты будь готов по братии душу полагать (1 Ин. 3, 16), не только имение свое, спокойствие свое, труды свои.
† Бог есть Жизнь даровавший всему бытие и жизнь. Он есть Сущий (Исх. 3, 14) и Вседержитель, ибо от Него все и Им все поддерживается. Его, Единого Сущего, и да знаем. — Диавол есть смерть, потому что произвольно уклонился от Живота–Бога, и как Бог есть Сущий, так он, диавол, по причине совершенного отпадения от Сущего, есть виновник не сущего, виновник мечты, прелести, ибо истинно не может ничего привести в бытие: словом, он есть ложь, как Бог есть Истина (Ср.: Ин. 14, 6). Мы, желая что–либо сделать, призываем Бога в помощь. Ибо Он в нас действует.
† Со всею готовностию служи ближнему в его нуждах, особенно своим домашним, если не ради их, то ради Христа твоего, ради заповеди Его. — С радостию встречай случаи оказать братскую любовь ближнему — да угодишь тем Христу твоему, возлюбившему нас до смерти, смерти же крестной (Ср.: Флп. 2, 8).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Книги похожие на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя", комментарии и мнения людей о произведении.