» » » » Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941


Авторские права

Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941

Здесь можно скачать бесплатно "Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941
Рейтинг:
Название:
Воздушная война над СССР. 1941
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4444-0711-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воздушная война над СССР. 1941"

Описание и краткое содержание "Воздушная война над СССР. 1941" читать бесплатно онлайн.



Чуть ли не единодушным стало мнение о том, что советская авиация в 1941 году не оказывала серьезного сопротивления люфтваффе. Неопытные советские летчики на устаревших самолетах, при общей неразберихе и бездарном командовании якобы не могли на равных воевать с немцами. Утверждают даже, что советские асы в конце войны не приблизились к боевым достижениям лучших немецких пилотов, а советские авиаконструкторы не могли угнаться за инженерной мыслью Германии. Так ли это было на самом деле? Военный историк Г.В. Корнюхин развенчивает сегодняшние мифы о воздушной войне 1941 года. Он развертывает перед читателем потрясающую, полную драматизма картину военного противостояния, в котором в полной мере проявились героизм и мужество нашего народа.






В октябре значительно возросло количество воздушных налетов на Москву. Причем из-за перебазирования истребительных частей люфтваффе на аэродромы Ржева, Клина, Сещи и Калинина немецкие бомбардировщики получили возможность действовать и днем под прикрытием истребителей. Для подавления советской зенитной артиллерии и блокирования аэродромов ПВО были выделены специальные группы самолетов люфтваффе. Как правило, в налетах на столицу участвовали группы численностью от 10 до 100 самолетов. Всего в течение месяца немцы совершили 31 налет на Москву, в том числе 18 ночью и 13 днем. Особенно усилилась активность налетов в конце октября. Например, 28 октября в Москве шесть раз объявлялась воздушная тревога. 29 октября около 100 немецких бомбардировщиков попытались атаковать столицу СССР в сумерках, но получили жесточайший отпор. В воздушных боях и зенитной артиллерией были уничтожены 44 вражеских самолета, и это были самые большие дневные потери гитлеровцев за все время их налетов на Москву. Следует отметить, что отражать воздушные атаки врага на город в октябре было гораздо сложнее, чем раньше, так как истребители 6-го авиакорпуса ПВО постоянно привлекались для действий в интересах фронтов. Кроме того, по приказу Ставки ВГК, на борьбу с наземным противником перенацелили почти 50 % батарей зенитной артиллерии. Всего в налетах на Москву в октябре принимали участие 2018 немецких самолетов, из которых к городу прорвались 72. На свои базы не вернулись 278 самолетов люфтваффе, ставших жертвами советских истребителей и зенитных орудий.

В целом октябрьские воздушные сражения под Москвой стоили немцам немалой крови. Хотя геббельсовская пропаганда постоянно твердила о том, что «русские бросают в бой свои последние резервы», общая численность советских ВВС с учетом постоянных пополнений оставалась фактически на прежнем уровне, а вот число немецких самолетов неуклонно сокращалось, так как авиационная промышленность Германии уже не успевала восполнять тяжелые потери на фронтах. Советские же заводы, эвакуированные в тыл, в кратчайшие сроки наладили производство в три смены и к этому времени стали поставлять на фронт современные истребители, бомбардировщики и штурмовики. В итоге вместо устаревших самолетов немецким летчикам все чаще приходилось встречаться в боях с новыми «мигами», «яками» и «лаггами». Улучшилась тактика действий советских ВВС, и потери с обеих сторон практически сравнялись. Важнейшим новшеством было использование в качестве основной тактической единицы истребителей пары самолетов вместо звена из трех машин. На московском направлении это произошло сравнительно поздно, вероятно, из-за недостаточной компетентности главкома ВВС П.Ф. Жигарева, особенно не вникавшего в вопросы тактики. В начале 1942 года он был снят с должности и назначен командующим ВВС Дальневосточного военного округа. На посту главкома его заменил генерал А.А. Новиков. Советские бомбардировщики теперь летали с обязательным истребительным сопровождением, а для штурмовки наземных целей с сильным зенитным прикрытием использовались комбинированные группы, состоявшие из штурмовиков Ил-2, новых скоростных и прежних устаревших, но маневренных истребителей. Для ночных беспокоящих бомбардировок все шире применялись легкие бипланы У-2 (По-2), оснащенные четырьмя балочными держателями для подвески 25-кг бомб. В кабине штурмана обычно располагались дополнительные мелкие бомбы и гранаты, сбрасываемые вручную. В частях 31-й САД по инициативе инженерно-технического состава к некоторым самолетам У-2 приспособили бомбовые кассеты со штурмовиков Ил-2, закрепив их на стойках шасси. Постоянно стали практиковаться налеты на вражеские аэродромы, причем они совершались как днем, так и ночью. Предварительно выполнялась аэрофотосъемка вражеских аэродромных узлов. Например, 11–18 октября 1941 года по приказу Ставки ВГК проводилась широкомасштабная операция против авиабаз люфтваффе, для выполнения которой привлекались авиация Западного, Брянского, Юго-Западного и Северо-Западного фронтов, а также самолеты ДБА. По советским данным, только в течение 11 и 12 октября и в ночь на 13 октября на аэродромах Витебск, Смоленск, Орша, Сиверская и др. были уничтожены 166 немецких самолетов.

В октябре 51-я истребительная эскадра люфтваффе совершила 2900 самолето-вылетов и заявила 289 воздушных побед. Однако для так называемых «экспертов» эскадры этот месяц был поистине неудачным, поскольку лучшие из них не вернулись из боевых вылетов. Так, 3 октября погиб под Ельней самый результативный в то время немецкий ас фронта Генрих Хоффман из 12./JG 51, имевший на счету 63 воздушные победы. Наиболее сильно оказалась потрепана эскадрилья 7./JG 51. Из ее состава 13 октября был сбит в районе Медыни штурмовиком Ил-2 лейтенант Йоахим Хакер (32 победы), наиболее удачный летчик подразделения. Его Bf 109 потерял плоскость крыла и через мгновение превратился в клубок огня. 22 октября расстался с жизнью второй по результативности пилот 7./JG 51, Роберт Фухс (23 победы), попавший под меткую очередь хвостового стрелка ДБ-3. В отвесном пикировании «мессершмитт» Фухса врезался в землю. Днем позднее настала очередь унтер-офицера Шака, выбросившегося с парашютом из горящего истребителя. 27 октября во время атаки советских бомбардировщиков, штурмовавших немецкую танковую колонну при низкой кромке облачности, был сбит командир эскадрильи обер-лейтенант Венельт. Неуправляемый Bf 109 с перебитыми тягами рулей упал на лес, но Венельт чудом остался жив. Из обломков самолета его вытащили немецкие танкисты, наблюдавшие за ходом воздушного боя. Из состава 1./JG 51 17 октября погиб в районе Малоярославца Гейнц Йохн (8 побед).

Основательно досталось в октябре и бомбардировщикам люфтваффе, поскольку рост под Москвой количества современных советских истребителей свел к минимуму их главное преимущество в воздушных боях — скорость. Теперь даже с положения дежурства на аэродроме советским летчикам удавалось вовремя перехватывать немецкие двухмоторные самолеты и наносить им ощутимые потери. Например, в эскадре KG 53 в течение месяца выбыло из строя 48 человек летного персонала.

Всего, по советским данным, за период с 30 сентября по 14 ноября немцы потеряли на московском направлении 1020 самолетов, в том числе 54 % на аэродромах, 30 % — в воздушных боях и 16 % пришлось на долю советской зенитной артиллерии.

Чтобы восполнить тяжелые потери, немецкое командование впервые вынуждено было вводить в строй значительное количество молодых, необстрелянных летчиков. В связи с этим участились случаи уклонения истребителей люфтваффе от воздушных боев, особенно если они не имели численного превосходства. Бомбардировщики люфтваффе нередко сбрасывали бомбы, не доходя до цели, либо наугад бомбили объекты из-за облаков по расчету времени.

К началу ноября немецкие войска, наступавшие на Москву, были остановлены почти на всех направлениях и вынуждены были провести перегруппировку сил, подтянув к фронту дополнительные резервы. Создав две мощные ударные группировки на флангах Западного фронта, гитлеровское командование вновь продолжило сражение за Москву 15 ноября, когда 3-я танковая группа вермахта из района севернее Волоколамска нанесла удар в полосе 30-й армии генерала Хоменко. На следующий день части 4-й танковой группы атаковали позиции 16-й армии. С юга в обход Москвы в общем направлении на Тулу и Каширу наступали соединения 2-й танковой группы Гудериана. Всего в ноябрьском немецком наступлении на Москву приняли участие 51 дивизия (в том числе 13 танковых и 7 моторизованных), в состав которых входили около 1000 танков и примерно 10,4 тысячи орудий и минометов. С воздуха эти силы поддерживали 670 самолетов 2-го воздушного флота. Некоторые части авиации люфтваффе к этому времени были сняты с фронта и отправлены в Средиземноморье, и туда же убыл командующий 2-м воздушным флотом генерал Кессельринг со своим штабом. Все это произошло потому, что гитлеровское руководство осенью 1941 года считало войну с СССР уже выигранной и поэтому приняло решение, не дожидаясь окончания боев, укрепить заодно свои позиции в районе Средиземного моря. Кроме того, на численность немецких ВВС повлияла и новая широкомасштабная операция, проводившаяся советской авиацией с 5 по 8 ноября, а затем повторенная 12 и 15 ноября. К участию в ней привлекались около 300 самолетов из состава Западного, Брянского и Калининского фронтов, а также соединений авиации МВО, ДБА и 21-й отдельной бомбардировочной дивизии ВГК. Неоднократные удары наносились по 19 аэродромам люфтваффе, на которых были уничтожены и повреждены, по советским данным, более 100 вражеских самолетов и еще 61 сбит в воздушных боях.

Таким образом, в ноябре советская авиация под Москвой уже обладала явным численным преимуществом, особенно в истребителях, что вскоре отразилось на результатах наземных сражений. Немецкое превосходство в танках и артиллерии на этот раз не имело решающего значения, чему способствовало не только наступление холодов, но и новые методы ведения войны Красной армией. Все транспортные магистрали и важнейшие дороги на Москву были перекрыты советскими войсками, и немцам пришлось наступать по целине, утопая то в грязи, то в снегу. Суточное их продвижение в лучшем случае составляло 4–5 км, что шло вразрез со всей теорией «блицкрига». К таким боевым действиям немцы не привыкли — поистине прежняя война в Европе стала казаться им веселой прогулкой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воздушная война над СССР. 1941"

Книги похожие на "Воздушная война над СССР. 1941" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Корнюхин

Геннадий Корнюхин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Корнюхин - Воздушная война над СССР. 1941"

Отзывы читателей о книге "Воздушная война над СССР. 1941", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.