» » » » Владимир Фортунатов - Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы


Авторские права

Владимир Фортунатов - Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы

Здесь можно купить и скачать "Владимир Фортунатов - Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Питер, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Фортунатов - Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы
Рейтинг:
Название:
Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-496-00798-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы"

Описание и краткое содержание "Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы" читать бесплатно онлайн.



Все знают, что Россия – страна с уникальной культурой, а Санкт-Петербург является нашей культурной столицей. А что вы знаете о городе на Неве?

Автор книги, известный историк, предлагает вам совершить вместе с ним персональный культпоход. Прочитав книгу, вы узнаете: как за два с половиной часа познакомиться с основными шедеврами петербургской архитектуры; как возник и развивался наш город; кому и за что в Петербурге ставят памятники; какие места в городе являются самыми любимыми у горожан; как Петербург был Ленинградом; какой он – современный Питер.

В конце книги вас ждет тест на звание культурного петербуржца! Совсем неплохо подняться в культурном отношении хотя бы до Адмиралтейской иглы!






Петербург стал стартовой площадкой для множества инноваций в сфере культуры. С 1711 г. попеременно в Петербурге и Москве печаталась первая российская газета «Ведомости», учрежденная в конце 1702 г. (по старому стилю) или в начале 1703 г. (по новому стилю). В 1714 г. при библиотеке Петра, открытой для читателей, была размещена Кунсткамера, первый русский музей. Объем печатной продукции за петровское время вырос в 20 раз. Почти 90 % составляли книги светского содержания.

Российская академия наук с самого начала создавалась как мощный комплекс. При ней в качестве вспомогательных подразделений были созданы обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, типография, инструментальные мастерские, рисовальная и гравировальная палаты. А также университет и гимназия.

Даже самое краткое перечисление того нового, что появилось в самом новом городе Российской империи, вызывает вполне резонный вопрос: а зачем в современной России было создавать Сколково, если есть Петербург? Петровский Петербург представлял собой такой плацдарм инноваций, какого не было ни в одной европейской стране! Именно тогда иностранные ученые, инженеры, офицеры, мастера и художники устремлялись в далекую Россию. И не только за деньгами. Россия в то время действительно представлялась страной огромных возможностей, где реализовались самые смелые проекты и идеи. А кто и для чего поедет в Сколково?

Западной Европе «петровский прорыв» в виде Петербурга, возникшего прямо из болота, очень не нравился. В испуганных Лондоне или Париже сочинили страшилку про «завещание Петра Великого», в соответствии с которым российским правителям приписывали желание «проглотить» бедную маленькую Европу. Но еще ближе к Франции и Австрии, чем Россия, была Пруссия, которую тоже надо было «останавливать». Попытки Швеции взять реванш за Северную войну закончились тем, что французский маршал Бернадот, ставший шведским королем, убедил шведов в том, что лимит войн против России Швецией исчерпан.

Луи Токке. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

А Наполеон почему-то пошел на Москву. Может быть, хотел оставить русскую столицу под зимние квартиры? Или через Москву было ближе идти до Индии, чтобы взять за горло Англию? По некоторым данным, Александр I и его двор не успели даже сильно испугаться и впасть в панику, как с Наполеоном было уже все кончено. А столица была надежно прикрыта русскими войсками под командованием Петра Христиановича Витгенштейна (1768–1842).

Судьба Петербурга, как и все, что происходило в России в последующие десятилетия и столетия, в решающей степени зависела, к сожалению, от того, кто и ради чего «рулил» страной. При безмозглом, скажем прямо, недоросле и внуке Петра I – Петре II (ростом был выше деда) столица вновь была перенесена в Москву (1728–1730). Всем последующим правителям вплоть до 1917 г. было понятно, что на «трубе» надо сидеть лично, чтобы контролировать движение финансовых потоков[6].

«Женский период» в истории Санкт-Петербурга, связанный с правлением Елизаветы Петровны (1741–1761) и Екатерины II (1762–1796), явно пошел городу на пользу. Стили барокко и классицизм на все последующие годы определили индивидуальное лицо города. Смольный монастырь, расположившись на излучине Невы, стал организующим центром огромных территорий. Возведение Зимнего дворца предрешило масштаб ансамблей Дворцовой набережной и Дворцовой площади. Кроме названных грандиозных объектов Франческо Бартоломео Растрелли построил Воронцовский и Строгановский дворцы. «Архитектор расстрелян» – так в сознании некоторых современных петербуржцев «отложился» № 1 среди петербургских архитекторов.

При умных дамах Петербург продолжал строиться «по уму». Весь период правления Екатерины II работала Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга (1762–1796). Южной границей стал ров, который позже превратился в Обводный канал. Застроили «Адмиралтейский луг», на котором появился памятник Петру I – Медный всадник. Нева обрела гранитные набережные. Появились каменные мосты через Мойку, Фонтанку и некоторые каналы. В стиле классицизма были выстроены Мраморный дворец, Гостиный двор, Малый Эрмитаж, Главный почтамт и в самом конце XVIII в. – Михайловский (Инженерный) замок.

Период XIX – начала XX в. представлял собой огромную эпоху в истории Санкт-Петербурга.

Именно в Петербурге с 1830-х по 1880-е гг. разворачивался промышленный переворот. На смену мануфактурам постепенно приходят фабрики и заводы. До 1815 г. в столице было 110–115 мануфактур, накануне Крымской войны – свыше 250.

В 1830–1850-е гг. возникали преимущественно текстильные и бумагоделательные фабрики: Невская бумагопрядильная мануфактура (в советское время Невский прядильно-ниточный комбинат им. С. М. Кирова; ныне ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им. С. М. Кирова» дает 60 % ниток отечественного производства), Александро-Невская мануфактура (в советское время Прядильно-ткацкая фабрика им. Ногина; ныне Александро-Невская мануфактура), Новая бумагопрядильня (в советское время Прядильно-ткацкий комбинат им. Петра Анисимова; ныне АО «Лиговский текстиль» – Многофункциональный центр «Ткачи») и др.

Ф. С. Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763

В 1840–1850-х гг. появились промышленные предприятия, принадлежавшие по преимуществу иностранным предпринимателям: чугунолитейный и машиностроительный завод Лесснера (в советское время один из заводов Объединения им. Карла Маркса), Петербургский Металлический завод (в советское время «Ленинградский Металлический завод»; ныне филиал ОАО «Силовые машины») и др.

К 1860-м гг. в Петербурге сложилось несколько промышленных районов: в устье Фонтанки и Екатерингофки, Охта, остров Голодай, Чекуши (юго-западная часть Васильевского острова), Выборгская сторона, Нарвская застава и район Обводного канала, прорытого в 1835 г.

В 1811 г. паровая землечерпалка, построенная А. А. Бетанкуром, начала вычищать фарватер между столицей и Кронштадтом, а 8 ноября 1815 г. совершил свой первый рейс пароход «Елизавета», построенный на заводе Берда. В 1837 г. первая железная дорога, построенная благодаря энергии чешского инженера Ф. А. Герстнера, соединила Петербург с Царским Селом. В 1851 г. открылась магистральная Николаевская железная дорога между Петербургом и Москвой, построенная под руководством выдающихся русских инженеров, выпускников Института Корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС) Павла Петровича Мельникова и Николая Осиповича Крафта. К 1837 г. в Петербурге было построено 150 мостов, в основном под руководством профессоров и выпускников ИКИПС. В 1850 г. был открыт первый постоянный металлический мост через Неву, построенный под руководством выпускника ИКИПС Станислава Валериановича Кербедза. В 1832 г. были настланы торцовые мостовые на Невском проспекте, а затем и на других улицах. В 1839 г. на Дворцовой площади, Невском проспекте от Адмиралтейства до Литейного появились газовые фонари. В 1847 г. наряду с каретами и пролетками частных извозчиков появились четыре маршрутных кареты, а через год «Легкое невское пароходство» организовало доставку пассажиров от Летнего сада к Островам.

В пореформенный период социально-экономическое развитие Петербурга ускорилось. Экономическому развитию города способствовал приток в столицу государства дешевой рабочей силы – крестьян, освобожденных от крепостной зависимости. К началу 1860-х гг. в Петербурге насчитывалось около 140 фабрик и заводов. За 1860-е гг. их было основано 70, в 1870-е – более 100, в 1880-е – 120, за первые пять лет 1890-х гг. – более 100. Численность рабочих, занятых в крупной промышленности, увеличилась с 30 тыс. в начале 1860-х гг. и превысила 100 тыс. в начале 1890-х гг.[7] Повысился уровень технической оснащенности большинства предприятий. За 1860–1890-е гг. мощность паровых двигателей в петербургской промышленности увеличилась в 18 раз, а количество предприятий с паровыми двигателями выросло с 103 до 325. В 1882 г. вышел первый статистический ежегодник Санкт-Петербурга, в котором были приведены данные о развитии промышленности. В ежегоднике указывалось, что в 1881 г. было зарегистрировано 386 «наиболее крупных» предприятий с числом рабочих более 20 человек, на которых в общей сложности было занято 74 тыс. человек. К середине 1890-х гг. в столице насчитывалось 500 фабрик и заводов. В крупные промышленные предприятия выросли Путиловский и Балтийский судостроительные заводы.

Во время Крымской войны возникла угроза обстрела Петербурга англо-французской эскадрой. Согласно легенде, великий князь Константин Николаевич, управляющий морским министерством и вице-адмирал, спросил у представленного ему молодого инженера, предпринимателя и организатора: «Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет – вот тебе мои личные двести тысяч».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы"

Книги похожие на "Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Фортунатов

Владимир Фортунатов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Фортунатов - Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы"

Отзывы читателей о книге "Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.