Н Скоморохов - 17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены"
Описание и краткое содержание "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены" читать бесплатно онлайн.
Авиаторы клялись Родине, Коммунистической партии и народу, что не пожалеют ни крови, ни самой жизни для освобождения Советской Украины.
- В дни решающих сражений за цветущую Украину - только вперед! Донбасс будет советским, - говорил летчик-комсомолец дважды орденоносец Е. Мясников. Я выражу мнение всех комсомольцев, если скажу, что высокое звание членов Ленинского комсомола оправдаем.
В те дни в частях и соединениях воздушной армии царил небывалый патриотический подъем, высокий наступательный порыв.
13 августа 1943 г. войска Юго-Западного фронта приступили к освобождению Донбасса. "Если бы кто-нибудь мог окинуть взглядом гигантскую панораму боев и сражений за освобождение истерзанной гитлеровцами Украины, - писал Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, - перед ним предстала бы всесокрушающая лавина советских войск, оснащенных самой совершенной по тому времени боевой техникой - тысячами, десятками тысяч орудий всех систем и калибров, мощных танков, скоростных самолетов, всеми другими видами и типами вооружения"{43}.
Воздушная армия основное усилие сосредоточила на поддержке войск фронта, которые при ее содействии к концу августа вклинились во вражескую оборону и овладели несколькими опорными пунктами, расширив плацдарм на правом берегу Северского Донца. За подготовительный период и в ходе операции воздушная армия в августе совершила 16 188 боевых самолето-вылетов{44}.
В воздухе проходили ожесточенные бои. Наивысшего накала они достигли 19 августа. Наша истребительная авиация прочно удерживала инициативу и своими активными действиями срывала вражеские попытки наносить удары с воздуха по наступающим войскам. Одновременно бомбардировщики и штурмовики успешно наносили удары по неприятельским войскам.
9-й смешанный авиационный корпус поддерживал действия 8-й гвардейской армии генерала В. И. Чуйкова в районах Каменки, Долгенькой, Голой Долины, Краснополья, Славянска, Адамовки. По целям на поле боя было произведено 750 самолето-вылетов, а на сопровождение штурмовиков - 504 вылета истребителей.
Летчикам приходилось выполнять самые разнообразные задания. В одном из лесов противник сосредоточил много танков и артиллерии и стал препятствовать продвижению наших наземных войск. Командование решило во взаимодействии с авиацией уничтожить врага. В назначенный час в воздух одновременно взлетели три группы "ильюшиных". Их вели Красночубенко, Федотов и Рахимов. Смертоносный груз был сброшен точно на цель. Лишь одна группа Рахимова в составе 18 самолетов произвела 206 атак по небольшой площади лесного массива. Отлично действовали летчики В. Н. Афанасьев, П. М. Потанин и М. Г. Антонов. В телеграмме, полученной от наземного командования, выражалась благодарность летчикам за своевременную помощь с воздуха.
15 и 16 августа части авиационного корпуса, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, произвели успешные налеты на аэродромы Краматорская и Барвенково, где противник сосредоточил до 145 самолетов различных типов.
Ударами групп штурмовиков во главе с коммунистом Захарченко, старшим лейтенантом Михайловым и другими было уничтожено и повреждено около 100 самолетов врага.
Истребители надежно прикрывали штурмовиков, расчищали небо от фашистских стервятников. В течение августа только летчики 295-й истребительной авиационной дивизии уничтожили в воздушных боях 84 "мессершмитта" и "фокке-вульфа".
Победы в воздухе давались нелегко. Не все возвращались с боевого задания. В одной из воздушных схваток был сильно поврежден самолет командира звена коммуниста младшего лейтенанта С. Г. Балакина. Летчику не удалось довести его до своего аэродрома. С. Г. Балакин, лично сбивший девять самолетов противника, был навечно зачислен в списки авиационного полка.
Массированные удары бомбардировщиков и штурмовиков по аэродромной сети противника были весьма ощутимы. Они заставили врага уже на третий день убрать уцелевшие самолеты на глубинные аэродромы и резко сократить действия своей авиации по советским войскам.
Успехам авиаторов армий содействовал высокий подъем боевого духа солдат, сержантов и офицеров. Политорганы, партийные и комсомольские организации неустанно заботились об усилении наступательного порыва воинов. Политработники довели до летчиков, техников и механиков открытое письмо шахтеров освобожденных районов Донбасса к воинам, опубликованное 18 августа в газете. Шахтеры призывали советских бойцов как можно скорее вернуть Родине шахты и заводы. Обращение горняков звало наших воинов на новые подвиги.
В период жарких боев летчики отказывались от отдыха, раненые стремились снова получить боевое задание. Летчики, не имевшие машин, осаждали командиров просьбами послать их сражаться с врагом на самолетах товарищей.
Вблизи линии фронта был подбит самолет Н. Мишагина. Летчика ранило в левую руку. Потеряв скорость, машина с перебитым управлением пошла в отвесное пикирование. С большим трудом Мишагину удалось выбраться из кабины. Он приземлился на парашюте в расположение нашей артиллерийской батареи и на третьи сутки вернулся в свой полк. Он отказался лечь в госпиталь, а вскоре вылетел на очередное боевое задание.
Успешно громили врага авиаторы 1-го гвардейского смешанного авиационного корпуса. Обеспечивая наступление 6-й армии и 23-го танкового корпуса, за первые пять дней операции летчики сбили 97 вражеских самолетов, уничтожили 45 танков, 33 орудия, свыше 700 солдат. В эти дни особенно отличились истребители: капитан А. И. Тимошенко, старшие лейтенанты Л. М. Соколов, И. Н. Сытов, Д, Д. Сырцов, штурмовики: майор В. Г. Точилин, капитан В. Н. Захаров, лейтенант П. Н. Зиновьев и другие.
Группа "Яковлевых", ведомая лейтенантом В. А. Серединым, ставшим в октябре 1944 г. Героем Советского Союза, встретила и атаковала 12 "юнкерсов" и 6 "хенкелей", которых прикрывали 10 "мессершмиттов". Бой длился немногим более 20 минут. За это время советские летчики сбили пять вражеских самолетов.
А вот еще пример грамотных и смелых действий наших летчиков. При подходе к аэродрому противника они заметили идущие на посадку фашистские самолеты. Старший лейтенант В. М. Михайлов и младший лейтенант А. И. Петухов с дальних дистанций обстреляли вражеский аэродром и сбросили на стоянки бомбы. Затем атаковали самолеты, идущие на посадку. Два из них, объятые пламенем, рухнули на землю. Остальные бросились врассыпную.
В августовских боях 244-я бомбардировочная авиационная дивизия уничтожала живую силу и технику врага в районах Поповки, Соколовки, Борок, нарушала его железнодорожные перевозки. Наибольшему воздействию с воздуха подвергались железнодорожные станции Лозовая и Черкасская. Экипажи бомбардировщиков при выполнении этой задачи действовали совместно со штурмовиками по общему плану штаба воздушной армии и преимущественно по тем объектам, которые находились за пределами досягаемости штурмовиков. 6 сентября одна только группа бомбардировщиков под командованием майора Красовского севернее Красноармейского уничтожила 13 самолетов противника.
История Великой Отечественной войны знает множество примеров защиты бойцами своих командиров. Немало таких примеров и в 17-й воздушной армии. Однажды над целью был ранен командир 110-го гвардейского штурмового авиационного полка майор Н. И. Зубанев. Его самолет был сильно поврежден. К тому же его стал атаковать ФВ-190. Заметив это, командир эскадрильи майор Столяров сразу же пошел на выручку. Меткими очередями он отогнал фашистского летчика, прикрыл командира и сопровождал его до аэродрома. А незадолго до этого старший лейтенант Масленников спас майора Столярова и его стрелка сержанта Терло: он вывез их с места вынужденной посадки на территории, занятой противником.
24 августа 814-й истребительный авиаполк был преобразован в 106-й гвардейский. Получая гвардейское Знамя, командир полка М. В. Кузнецов сказал тогда, что летчики в боях оправдают высокое звание гвардейцев. Командир сам подавал пример мужества и отваги. После освобождения Донбасса майору М. В. Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Коммунист М. В. Кузнецов свой первый боевой вылет в Великую Отечественную войну совершил 22 июня, будучи командиром эскадрильи. В 1942 г. он уже командовал авиационным полком.
Однажды М. Кузнецов вылетел во главе шестерки "Яковлевых" на свободную "охоту" за Северский Донец. На фоне багрового заката летчики заметили большую группу фашистских бомбардировщиков, которые шли под прикрытием "мессершмиттов". Кузнецов сразу же устремился в атаку, увлекая за собой ведомых. Он задался целью сбить ведущего, обезглавить вражескую группу прикрытия, а затем разделаться с бомбардировщиками.
Фашистские истребители не приняли боя, прижались к бомбардировщикам. "Яки" с ходу врезались в уже дрогнувший строй гитлеровцев. Один за другим на землю рухнули объятые пламенем три бомбардировщика. М. Кузнецов неотступно преследовал машину ведущего фашистской группы и меткой очередью сбил ее. По одному самолету уничтожили в этом бою летчики коммунисты Н. Химушин и Г. Артемченко.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены"
Книги похожие на "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н Скоморохов - 17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены"
Отзывы читателей о книге "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены", комментарии и мнения людей о произведении.