Н Скоморохов - 17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены"
Описание и краткое содержание "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены" читать бесплатно онлайн.
"Пять сбитых самолетов противника, пятьдесят разведок в тыл врага - вот мой первый рапорт славному юбилею комсомола" - эти слова взяты из отчета комсомольца летчика-истребителя младшего лейтенанта В. Сердюкова.
"Я лишь несколько месяцев на фронте, - писал в армейской газете комсомолец механик сержант В. Носов, - но уже обслужил более 130 боевых вылетов. Машина не знала, не знает и не будет знать аварий и поломок. Иначе и быть не может. Я комсомолец, у меня в левом кармане гимнастерки лежит комсомольский билет".
Готовясь к 25-летию ВЛКСМ, комсомольские организации воздушной армии развернули сбор средств на постройку авиаэскадрильи имени комсомольцев Краснодона. На фюзеляжах решили написать: "Молодая гвардия".
С сознанием высокого долга перед Родиной шли в бой за освобождение Запорожья крылатые бойцы. Они были твердо уверены в предстоящем успехе. Рано утром 10 октября 1943 г. после мощной артиллерийской подготовки войска трех армий Юго-Западного фронта при поддержке авиации перешли в наступление. Первый штурм показал, что противник по-прежнему стремится во что бы то ни стало удержать Запорожье. Гитлеровцы оказывали яростное сопротивление.
На вспомогательном пункте управления воздушной армии, расположенном совместно с передовым командным пунктом 8-й гвардейской армии, находился генерал В. А. Судец. Отсюда он управлял боевыми действиями воздушной армии. В этот период в ожесточенных воздушных боях в ряде случаев участвовало до 150 200 самолетов-истребителей с обеих сторон. А ниже, над передним краем, эшелон за эшелоном действовали наши штурмовики и бомбардировщики.
Поражать технику наземных войск противника было очень сложно, поскольку танки, самоходные орудия и артиллерия выходили из укрытий только во время контратак. Советским летчикам приходилось преодолевать сильный заградительный огонь, чтобы выполнить свою основную задачу по уничтожению вражеских танков.
По всему фронту шло успешное наступление. 88-я стрелковая дивизия 8-й гвардейской армии натолкнулась на сильно укрепленный вражеский опорный пункт. Советским бойцам пришлось перейти к обороне, так как гитлеровцы предпринимали непрерывные контратаки. Солнце уже коснулось верхушек деревьев, когда мощное солдатское "ура" и жаркая рукопашная схватка завершили исход тяжелого боя. Девятая за день атака, которую сами фашисты называли "девятым валом", захлебнулась.
В наступившей после боя тишине чуткое солдатское ухо различило новые звуки. Они доносились из поднебесья, оттуда, где всего лишь несколько минут назад выли снаряды и мины. В лазури вечернего неба завязался воздушный бой. Время от времени перед самолетами вспыхивали яркие огоньки - и через несколько секунд отчетливо слышались пулеметные очереди. Опять огоньки - и снова далекое глухое "та-та-та" звучало над головами солдат. Растущее напряжение в воздухе постепенно передавалось всем, кто был на земле. Изнуренные сражениями и бессонными ночами бойцы поднимались из своих окопов и жадно смотрели вверх, словно там решалась их судьба.
Не успел затихнуть воздушный бой, как из-за темной гряды леса показались фашистские бомбардировщики. И в этот миг, словно метеор, пронесся над окопами краснозвездный "ястребок" и, блеснув крыльями, устремился к шестерке вражеских бомбардировщиков. Растаяв в темнеющем небе, истребитель сверху свалился на "юнкерс". На крыле немецкого самолета показался дымок - и тут же яркое пламя охватило его кабину. Неуклюже перевернувшись через крыло, самолет упал в лес.
Но бомбардировщики продолжали рваться к цели. Истребитель снова обрушился на врага. Снова в небе протянулись трассы пуль и снарядов. Глухие пулеметные очереди зазвучали над позициями войск. И второй вражеский бомбардировщик, взорвавшись в воздухе, горящими обломками падал на землю. На помощь советскому летчику пришли его боевые друзья. Атаки следовали одна за другой. И гитлеровцы не выдержали. Словно по команде, они сбросили бомбы за первой линией своих траншей и повернули на обратный курс.
А вскоре противник был выбит из опорного пункта. Ночью в штаб 9-го авиационного корпуса позвонил пехотный командир:
- Как фамилия летчика, который перед заходом солнца один дрался с шестью бомбардировщиками и сбил два из них?
- Николай Краснов, - ответили из штаба.
Всего в боях за Запорожье капитан Н. Ф. Краснов, сын котельщика Гороховецких судоверфей, сбил 11 самолетов противника.
Прорыв вражеской обороны на этом участке имел важное значение. Советским войскам предоставилась возможность обойти укрепленные позиции противника по речкам Волнянка и Мокрая Московка, а также вдоль железной дороги Камышеваха Запорожье и уничтожить укрепления, прикрывающие подступы к городу.
Славно поработали две группы штурмовиков 995-го авиационного полка. Вели их лейтенанты А. В. Самохин и П. Н. Борисенко. Они нанесли удар по вражеским танкам и живой силе. Летчики-штурмовики А. В. Самохин, П. Н. Борисенко, В. Н. Захаров, И. А. Солдатов, А. И. Чухарев и другие обрушили смертоносный груз точно на указанные цели.
11 и 12 октября значительных успехов добились соединения 12-й армии. Ломая сопротивление врага, они продвинулись вперед на несколько километров и преодолели реку Вильная. Этот успех был обеспечен хорошей организацией взаимодействия между 12-й армией и 1-м гвардейским смешанным авиационным корпусом. Командир корпуса генерал В. И. Аладинский все время находился на наблюдательном пункте армии. За время операции было произведено 516 боевых вылетов. Весь личный состав вновь показал образцы мужества и доблести, продемонстрировал мастерское владение оружием. Этому способствовала непрерывная партийно-политическая работа, проводимая в частях корпуса.
...Получена боевая задача. Командир эскадрильи 93-го гвардейского штурмового авиационного полка старший лейтенант С. Родинко, чье мужество и мастерство к этому времени были уже отмечены тремя орденами, быстро определил места летчиков в строю. Своим ведомым он назначил гвардии младшего лейтенанта И. Краева, справа шли гвардии лейтенанты А. Артеменко, А. Писанко, слева гвардии лейтенанты Н. Алексашкин и Мицкевич.
Провожаемая взглядами техников и механиков, шестерка ушла на запад. Первый заход группа совершила по населенному пункту, где закопалась в землю вражеская артиллерия. Во втором заходе штурмовики обрушили удар на лес, где замаскировались танки. Наземная станция наведения передала, что разрывы бомб точно накрыли цели.
На третьем заходе летчики заметили, как снизу к ним подкрадываются четыре "мессершмитта". Строй "ильюшиных" стал плотнее. Вражеские истребители ринулись в атаку, но напоролись на сильный огонь. Воздушные стрелки гвардии младшие сержанты Суязов и Ярков меткими очередями успешно отбили атаки фашистских стервятников. На свой аэродром группа С. Родинко пришла без потерь, отлично выполнив задание командования.
Измотав противника в контратаках, наши части к полудню 12 октября захватили господствующие высоты примерно в 10 км севернее Запорожья.
В результате четырехдневных упорных боев войска Юго-Западного фронта к исходу 13 октября значительно углубили прорыв. Внешний оборонительный обвод противника оказался рассеченным на три части. Теперь предстояло преодолеть промежуточный рубеж и внутренний оборонительный обвод гитлеровцев. Противник начал отводить свои дивизии на сильно укрепленный внутренний обвод. Требовалось принять срочные меры, чтобы сорвать замысел врага и быстро овладеть городом.
Командующий Юго-Западным фронтом генерал армии Р. Я. Малиновский отдал приказ штурмовать город в ночь на 14 октября силами трех общевойсковых армий, танкового и механизированного корпусов при поддержке воздушной армии. Авиаторам задача ставилась так: всеми ночными бомбардировщиками наносить удары по неприятельским переправам у Запорожья и поддерживать наступление войск.
В 22 часа 13 октября после короткой артиллерийской и авиационной подготовки началось ночное наступление. Главный удар наносила 8-я гвардейская армия, на командном пункте которой находились Маршал Советского Союза А. М. Василевский, генерал армии Р. Я. Малиновский и генерал-лейтенант авиации В. А. Судец.
Летчики воздушной армии, взаимодействуя с наземными войсками, обрушили мощный бомбовый удар по переправочным средствам и основным узлам обороны противника и тем самым лишили командование гитлеровского гарнизона возможности маневрировать своими силами. К 4 часам утра советские войска, захватив Веселый, Чумацкую, Мокрую, Степную, ворвались в город. На крыше здания средней школы, вблизи машиностроительного института, был развернут командный пункт 17-й воздушной армии, с которого велось управление боевыми действиями авиации.
Днем военно-воздушные силы фронта уничтожали танки и артиллерию противника на острове Хортица, а на правом берегу Днепра блокировали отход вражеских войск через плотину Днепрогэса и мосты. Многие сотни оккупантов утонули в Днепре, пытаясь перебраться вплавь и на лодках на правый берег. К середине дня 14 октября после ожесточенных боев город Запорожье был полностью очищен от врага, потерявшего здесь около 23 тысяч солдат и офицеров, более 150 танков и самоходных орудий, много боеприпасов и разного военного имущества{47}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены"
Книги похожие на "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н Скоморохов - 17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены"
Отзывы читателей о книге "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены", комментарии и мнения людей о произведении.