Н Скоморохов - 17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены"
Описание и краткое содержание "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены" читать бесплатно онлайн.
Высокое мужество и боевое мастерство проявил в воздушных боях летчик-истребитель коммунист П. Геращенко. Однажды вместе со своим ведомым Н. Путько на самолетах Як-1 он атаковал группу вражеских бомбарди-ровщиков в составе 35 Ю-57 и первой же очередью сбил один из них. Строй распался. Фашистским самолетам не удалось прорваться к цели.
П. Геращенко доставил ценные разведывательные данные о механизированной колонне противника. В другой раз скрытно подошел сверху к корректировщику "Хеншелю-126" и поджег его.
В один из дней однополчане стали свидетелями дерзкого воздушного боя, который Геращенко вел над аэродромом с семью "юнкерсами". Несмотря на яростный огонь, который вели по его истребителю вражеские стрелки, Геращенко смело атаковал бомбардировщики, заставил экипажи беспорядочно сбросить бомбы и обратиться в бегство. Отважный летчик начал преследовать "юнкерсы" и три из них подбил.
После боя генерал С. А. Красовский вручил Петру Геращенко орден Отечественной войны II степени.
Мужественно и умело сражались в небе Украины в те дни летчики С. В. Ачкасов, В. В. Рогинец, Г. П. Лысенко и многие другие.
Сломив сопротивление врага, войска правого крыла фронта 6 февраля освободили Балаклею и Изюм, который гитлеровцы называли "задней дверью Донбасса", а через два дня перерезали железную дорогу Харьков - Лозовая. Продвинувшись почти на 150 километров, войска продолжали наступать на Красноград и Ново-Московск, завязали бои за Славянск и Красноармейское.
17 февраля части 6-й армии вступили в Павлоград, где в ночь на 16 февраля население города подняло вооруженное восстание, организованное подпольным Днепропетровским обкомом и Павлоградским горкомом КП(б) Украины.
Гитлеровское командование, стремясь задержать развитие наступления советских войск, организовало оборону на рубеже Лисичанск, Дружковка, Красноармейское, использовав для этого дивизии, подошедшие из Ростова и переброшенные из Франции. Оно отвело свои войска с Дона и нижнего течения Северского Донца на реку Миус.
Войска Южного фронта, освободив Ростов и Новочеркасск, достигли рубежа реки Миус. Неоднократные попытки войск фронта с ходу преодолеть этот рубеж не увенчались успехом.
Воздушные разведчики осуществляли непрерывное наблюдение за отходом и перегруппировкой войск противника, своевременно предупреждали о подходе и сосредоточении свежих сил танков и пехоты врага.
Продолжая стремительное наступление по расходящимся направлениям, войска Юго-Западного фронта 18 февраля своим правым крылом выдвинулись на рубеж Змиев, восточнее Краснограда, Ново-Московска, Красноармейского, Краматорской, Славянска, а левым крылом - на линию Родаково, Дьяково.
Исключительное трудолюбие и находчивость проявил личный состав инженерно-аэродромной службы тыла при изыскании и строительстве аэродромов на освобожденной от врага территории, а также организации снабжения частей армии всем необходимым для жизни и боя.
По инициативе и при личном участий.инженер-подполковника Проценко, майора Мазураша, старшего техника-лейтенанта Розника, лейтенанта Хоменко силами личного состава 23-го района авиационного базирования в течение 12 дней был построен бензопровод через Северский Донец в районе Каменска. От железнодорожных цистерн горючее подвозилось в контейнерах на тележках узкоколейной дороги и сливалось в цистерны, зарытые в землю на правом высоком берегу реки. Отсюда бензин по трубопроводу поступал на левый низкий берег в автоцистерны и доставлялся на аэродромы. Это позволило своевременно обеспечить горючим авиационные части армии, которые перебазировались на передовые аэродромы вслед за наступающими войсками.
За три недели наступления войска фронта продвинулись с боями на 200 - 250 км и вышли на подступы к Днепропетровску и Запорожью. Войска Воронежского фронта 8 февраля освободили Курск, а 16 февраля - Харьков и продолжали наступление на полтавском направлении.
Таким образом, в результате Донбасской и Курско-Харьковской наступательных операций советские войска нанесли новое поражение гитлеровской армии и освободили важные в экономическом и стратегическом отношении районы страны: Харьковский промышленный район и восточную часть Донбасса.
Войска Юго-Западного фронта приступили к решению новой задачи по завершению окружения и разгрома донбасской группировки противника.
Последующие события показали, что противник на южном крыле был недооценен советским командованием. 19 февраля танковые корпуса немецко-фашистских войск начали контрнаступление из районов Краснограда, Первомайского, а 22 февраля из района Чаплино. В течение пяти дней обе стороны пытались решить наступательные задачи. Развернувшиеся в полосе между Днепром и Северским Донцом боевые действия приняли характер ожесточенных встречных сражений.
В эти дни многие летчики подали заявления о приеме в партию. "Хочу бить фашистов так, как бьют их коммунисты", - писал в своем заявлении летчик В. Северин. И он сдержал свое слово. Не щадя своей жизни, стойко и отважно сражались молодые коммунисты с врагом.
Один из них - летчик младший лейтенант П. А. Сибиркин. За короткое время он сделал восемь боевых вылетов на штурмовку, во время которых взорвал два склада боеприпасов, уничтожил несколько автомашин и подбил один самолет.
Но особенно запомнился летчику, с того дня когда он стал коммунистом, десятый боевой вылет. После выхода на цель штурмовики стали перестраиваться в правый пеленг. В этот момент самолет П. А. Сибиркина, который был замыкающим, атаковали четыре Ме-109ф. Сибиркин принял бой. Но вот одна из очередей прошила плоскость "ила". Другая разбила стекло фонаря кабины. Боясь врезаться в землю (бой шел на высоте 20 - 30 м), "мессершмитт" после атаки стал выполнять боевой разворот влево и на какое-то мгновение оказался в прицеле Сибиркина. Летчик не упустил этот момент и открыл огонь. Вражеский самолет задымил и врезался в землю.
В ожесточенных боях с врагом отличились многие летчики, и среди них - Г. Литовчеико, Н. Химушин, Е. Савельев, И. Лавейкин, С. Глинкин и другие.
Атакованные превосходящими силами противника одновременно с трех направлений, растянутые на 400-километровом фронте и ослабленные в предыдущих наступательных операциях, армии правого крыла фронта оказались в тяжелом положении и были вынуждены сначала перейти к обороне, а затем отойти на левый, берег Северского Донца. Здесь 3 марта они остановили дальнейшее продвижение немецко-фашистских войск.
Тяжелая обстановка создалась и на левом фланге соседнего Воронежского фронта, по войскам которого 4 марта противник нанес сильный контрудар. После упорных оборонительных боев войска фронта 15 марта оставили Харьков, через три дня - Белгород и с 23 марта закрепились на рубеже Коренево, Краснополье, Гостищево и далее по восточному берегу реки Северский Донец до Волчанска, образовав южный фас Курского выступа. Далее по Северскому Донцу от Волчанска до устья реки Айдар прочно закрепились войска Юго-Западного фронта.
Линия фронта стабилизировалась. Сражения зимней кампании 1942/43 г. сменились относительным весенним затишьем. Но это было затишье после бури и перед новой, еще более сильной, грозой. Шла подготовка к решающим боям третьего военного лета.
Немецко-фашистское командование на лето 1943 г. выработало наступательный план, рассчитывая укрепить пошатнувшийся в результате тяжелых поражений зимы 1942/43 г. военный престиж, взять реванш за разгром своих войск в битве на Волге, вернуть стратегическую инициативу. Для новой наступательной операции, получившей название "Цитадель", был выбран узкий участок советско-германского фронта, далеко выдвинутый на запад, так называемый Курский выступ, образовавшийся в ходе зимних боев. Гитлеровское командование планировало нанести два одновременных встречных удара в общем направлении на Курск (из района Орла и из района Харькова) с целью окружения и разгрома войск Центрального и Воронежского фронтов и нанесения удара в тыл Юго-Западного фронта.
Советское Верховное Главнокомандование своевременно раскрыло замысел врага на летнее наступление и, исходя из реальной обстановки, решило преднамеренной упорной и активной обороной измотать и обескровить наступавшие фашистские войска. Затем пятью фронтами перейти в решительное контрнаступление и разгромить врага.
В советскую авиационную группировку под Курском входили 16-я и 2-я воздушные армии. Для участия в оборонительной операции Воронежского фронта привлекалась 17-я воздушная армия. Перед ней ставились следующие задачи:
- совместно с частями 2-й воздушной армии Воронежского фронта, в тесном взаимодействии с артиллерией провести контрподготовку по уничтожению противника, занимающего исходное положение для наступления, .систематическими действиями нарушать управление противника и массированными ударами уничтожать его живую силу, артиллерию и мотомехвойска (для выполнения этих задач планировалось в течение двух дней привлечь 180 самолетов с напряжением 690 самолето-вылетов);
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены"
Книги похожие на "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н Скоморохов - 17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены"
Отзывы читателей о книге "17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены", комментарии и мнения людей о произведении.