Николай Скрипко - По целям ближним и дальним
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "По целям ближним и дальним"
Описание и краткое содержание "По целям ближним и дальним" читать бесплатно онлайн.
Представляет интерес свидетельство очевидца тех далеких боевых событий генерала Ф. Я. Фалалеева, впоследствии маршала авиации. Примерно за три месяца до нападения фашистской Германии на СССР он был Назначен первым заместителем начальника Главного управления ВВС Красной Армии, а за две-три недели до начала войны прибыл в командировку в Киевский особый военный округ в целях проверки состояния боевой подготовки авиационных частей. В ночь на 22 июня он решил поехать в Луцк, где находился штаб 14-й смешанной авиадивияии.
"Мы с комиссаром дивизии М. М. Москалевым легли спать часов в 12 ночи, вспоминал впоследствии в своей книге Ф. Я. Фалалеев.- На сон грядущий взял почитать книжку "Человек-амфибия" и так увлекся, что не мог бросить ее, пока не закончил. В этот момент, то есть около четырех часов утра, раздался телефонный звонок. Нас по тревоге вызывали в штаб дивизии.
В это время услышал взрывы бомб, сброшенных немецкими бомбардировщиками на аэродром и город Луцк. Все полки дивизии донесли о бомбардировках их аэродромов. Из Киева сообщили, что по всей государственной границе отмечены перелеты немецкой авиации и происходит бомбардировка аэродромов, крупных и важных объектов...
Часам к 10 утра оказалось, что материальная часть самолетов на аэродромах значительно пострадала. Воздушные бои велись с большими потерями. Город Луцк наполовину был разрушен, везде пылали пожары.
...Около 15 часов я вылетел в Киев на прилетевшем за мной самолете СБ. На аэродром Киева мы прилетели часов в 16 на высоте 400 метров и вошли в круг для посадки. При планировании я заметил мелькавшие в глазах красные точки, как иногда бывало со мной в детстве при сильном малокровии. Но самолет начал проделывать какие-то непонятные для меня эволюции. И я рассмотрел, что нас обстреливают с аэродрома все виды оружия, а мелькающие красные точки были трассирующими пулями. Летчик ушел из зоны обстрела, и я утвердил полет в Овруч, то есть в гарнизон, из которого за мной прилетел экипаж. 23 июня выехал из Овруча на грузовой машине в Киев.
В Киеве я узнал, что мне поручено вступить в командование ВВС 6-й общевойсковой армии, действующей в районе Львова. Меня это обрадовало: вместо кабинетной работы в Москве буду на поле брани. 24 июня вместе с адъютантом Терехиным и шофером Паперным выехал во Львов иа войски командарма..."{31}
Что же происходило на аэродромах армейской авиации Киевского особого военного округа на рассвете 22 июня 1941 года? В 14-й смешанной авиадивизии летно-технический состав находился в районе аэродромов в палатках. Когда наблюдатели постов ВНОС обнаружили фашистские самолеты, которые вторглись в наше воздушное пространство, взлетели дежурные звенья истребителей, а затем и все летчики 17, 46 и 89-го истребительных авиаполков.
Дерзко атаковало группу немецких бомбардировщиков дежурное звено старшего лейтенанта И.. И. Иванова. Израсходовав боеприпасы, винтом И-16 Иванов обрубил хвостовое оперение фашистскому бомбардировщику Хе-111. Это был одна из самых первых в истории Великой Отечественной войны воздушных таранов. С беззаветной отвагой сражались летчики и других истребительных полков 14-й авиадивизии. В первый день войны они сбили 31 фашистский самолет.
Во второй половине дня 22 июня 89-й и 17-й истребительные авиаполки сопровождали бомбардировщиков 62-й бомбардировочной авиадивизии, наносивших удары по фашистским танкам, прорвавшимся в район Устилуга. В это время оставшаяся на аэродромах неисправная авиационная техника подверглась ударам немецкой авиации. Противник уничтожил и повредил 36 самолетов этих двух полков, 7 самолетов СБ 62-й авиадивизии.
И все же бомбардировщики не утратили боеспособности. В 18 часов 40 минут четыре девятки 94-го и 52-го скоростных бомбардировочных авиаполков, сопровождаемые истребителями 14-й смешанной авиадивизия, успешно бомбардировали фашистские танки в районе Грубешов (ныне Хрубешув), Устилуг, Гродно. В сложнейших условиях первого дня войны штаб ВВС Юго-Западного фронта все-таки сумел организовать прикрытие бомбардировщиков истребителями, то есть не только поставил боевую задачу соединениям, но и обеспечил их взаимодействие.
Особенно эффективно наносил удары по скоплениям фашистских танков 94-й скоростной бомбардировочный авиаполк, которым командовал полковник Николаев, Эту авиачасть я хорошо знал еще по 1940 году. Она входила в состав авиабригады, которой мне довелось командовать. Экипажи ее были хорошо подготовлены в бомбардировочном, воздушно-стрелковом отношении. Полковник Николаев и в дальнейшем много взимания уделял боевой подготовке, слетанности подразделений. Это сказалось в первом же бою. В районе Грубешова наши бомбардировщики были атакованы гитлеровцами, и хотя потеряли 14 самолетов, сами сбили 8 немецких истребителей.
Так вели боевые действия ВВС 5-й армии, принявшей на себя главный удар немецко-фашистских войск на Юго-Западном направлении. Их соседями были ВВС 6-й армии, прикрывавшие район Львова. Штаб 15-и смешанной авиадивизии, которой командовал генерал-майор авиации А. А. Демидов, находился на аэродроме Львова. 23-й и 28-й истребительные авиаполки стояли в районе города, 164-й истребительный и 66-й штурмовой авиаполки базировались совместно на полевом аэродроме в районе Куровиц. Предполагалось, что в случае боевых действий истребительный авиаполк прикроет своих соседей--штурмовиков, но, к сожалению, этого не произошло: истребители вели оборонительные бои.
Перед самой войной полки 15-й авиадивизии, летавшие на устаревших самолетах, успели получить 236 МиГ-3. Таким образом, почти половина самолетного парка в частях была новой, современной, и 15-я смешанная авиадивизия по праву считалась мощным соединением. Опытный летчик-истребитель генерал А. А. Демидов хорошо летал сам, много занимался боевой подготовкой подчиненных - не случайно летчики дивизии геройски проявили себя в поединках с сильным и коварным врагом. В первой половине 22 июня они совершили 374 самолето-вылета, сбили 10 вражеских бомбардировщиков и истребителей, уничтожили немало живой силы и техники противника.
В ВВС 6-й армии входила и 16-я смешанная авиадивизия, которой командовал генерал-майор авиации В. И. Шевченко.
Приведу рассказ о первых часах войны бывшего командира 87-го истребительного авиаполка этого соединения майора И. С. Сульдина, ныне полковника в отставке.
В начале мая 1941 года авиаполк перебазировался на подготовленный для него грунтовый аэродром Бучач, в 60 километрах юго-восточнее Тарнополя. Обычно по субботам часть летно-технического состава отпускали к семьям. На этот раз командир авиадивизии из-за напряженной обстановки на границе отменил отпуска из лагеря никто не отлучался. В боевом составе 87-го истребительного авиаполка находилось 60 исправных И-16 разных серий, 4 МиГ-3, 10 самолетов И-16 готовились к перегонке в другую часть. Из 88 летчиков 71 мог выполнять боевые задачи на самолетах И-16 днем в простых метеорологических условиях и 17 ночью.
22 июня около 4 часов 30 минут из штаба авиадивизии в полк поступила телеграмма следующего содержания: "По имеющимся данным, немецкая авиация бомбит пограничные города Перемышль, Рава-Русская и другие. Полк привести в боевую готовность". Остававшийся за командира полка командир эскадрильи старший лейтенант П. А. Михайлюк поднял личный состав по тревоге. Летчики, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты заняли свои места у истребителей в соответствии с боевым расписанием, а летчики-приемщики из 36-й авиадивизии - у принятых ими 10 самолетов и в свою очередь тоже запустили моторы.
Казалось, боеготовность полная. Но была допущена серьезная промашка, за которую основательно поплатились многие. Примерно в 4 часа 50 минут с восточной стороны аэродрома показался плохо видимый в лучах восходящего солнца двухмоторный бомбардировщик. Все сочли, что для проверки готовности полка к действиям по тревоге прилетел на СБ командир авиадивизии.
Но то был немецкий бомбардировщик Ю-88. На бреющем полете он атаковал выстроенные в линию самолеты. Увидев зловещие кресты на бомбардировщике, находившиеся на аэродроме командиры и бойцы открыли по нему огонь из винтовок. Но было уже поздно. Немецкий самолет сбросил прицельно мелкие осколочные бомбы, обстрелял из пулеметов личный состав: из 10 выстроенных в линию самолетов 7 сгорели, были убиты два находившихся в кабинах летчика и ранены два младших авиаспециалиста.
Пострадал и личный состав четвертой эскадрильи, построенный возле своего КП. Ранения получили командир эскадрильи старший лейтенант В. Я. Гавриленко, его заместитель по политической части старший политрук И. М. Мороз и другие.
Вступив в командование ВВС 5-й армии, я встретил И. М. Мороза уже в должности комиссара 92-го истребительного авиаполка. В необычайно тяжелой боевой обстановке этот авиаполк выполнял ответственные задачи командования и одним из первых стал Краснознаменным. Отважным летчиком-истребителем, вдохновлявшим других личным примером в воздушных боях, проявил себя комиссар авиаполка И. М. Мороз, впоследствии генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "По целям ближним и дальним"
Книги похожие на "По целям ближним и дальним" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Скрипко - По целям ближним и дальним"
Отзывы читателей о книге "По целям ближним и дальним", комментарии и мнения людей о произведении.