» » » Рафаил Мельников - "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917)


Авторские права

Рафаил Мельников - "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917)

Здесь можно скачать бесплатно "Рафаил Мельников - "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная техника, оружее, издательство АНО «ИСТФЛОТ», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рафаил Мельников -
Рейтинг:
Название:
"Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917)
Издательство:
АНО «ИСТФЛОТ»
Год:
2006
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги ""Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917)"

Описание и краткое содержание ""Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917)" читать бесплатно онлайн.



Линейный корабль «Слава» был последним, пятым кораблем из самой большой серии броненосных линейных кораблей типа «Бородино», когда-либо строившихся на отечественных верфях.

«Слава» отстал с достройкой и не погиб при Цусиме, как его старшие собратья. Первые боевые залпы «Славы " были…по мятежным батареям Свеаборга. "Слава" был построен по переработанному инженером Скворцовым французскому проекту броненосца "Цесаревич". Вместе, два старых броненосца защищали Рижский залив от кайзеровского флота в 1915 и в 1917 годах. "Слава" доблестно бился и с погодками-броненосцами и с новейшими дредноутами. В годы первой мировой войны "Слава" стал самым знаменитым кораблем Балтийского флота.

В Советском Военно-морском флоте название "Слава" носили легкий крейсер (бывший "Молотов") и ракетный крейсер, переименованный в последствии в "Москву".

Для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.






48. Дни "Славы" в Мессине

В Балтийском море останавливались только для приема лоцманов при проходе проливами. Немецкое (Северное) море преодолели при жесточайшем волнении – корабли клало до 8°, крейсер-до 15°. В исходе плавания по открывшимся английским маякам установили, что течением и ветром отряд был снесен на 15 миль дальше счислимого места. Коварство Немецкого моря, погубившего когда-то фрегат "Александр Невский", снова напомнило о себе. При входе в Английский канал, чтобы пройти его быстрее и испытать механизмы после ремонтов, устроили 9-часовую гонку со скоростью 15 уз. К вечеру 8 октября отдали якоря на рейде Плимута, где провели 9 дней. Видели, как входил на рейд уже четвертый из дредноутов – "Беллерофон", завершавший приемные испытания.

Отношение к отряду как властей, так и населения было очень доброжелательное, докладывал адмирал. Офицерам и гардемаринам показали военный порт Девонпорт и новые корабли, усовершенствованный дредноут "Темерер" и готовившийся к спуску "Коллингвуд". Группа офицеров побывала в морском колледже, где адмирала поразила новая система обучения, в результате которой предполагалось упразднить в портах инженер- механиков флота и все их должности впредь замещать специально подготовленными офицерами-универсалами, в подготовке которых уделено большое внимание математическим наукам, физике и механике, а изучение техники, артиллерии, морской астрономии перенесено в программу плавания на учебном корабле. Достоинство этой системы, которая позволит офицерам выйти из прежней зависимости от специалистов, адмирал излагал на четырех листах.

Бросавшуюся в глазах малочисленность портового руководящего и чиновного персонала (в сравнении с российским) англичане объясняли "тщательным качественным подбором менее многочисленной, но зато более интеллигентной и лучше оплачиваемой администрацией, а равно и деловой постановкой управления, "чуждой излишнего формализма". Иначе говоря, с бюрократией в Англии умели бороться.

Вспоминая обстановку спешного, совершившегося лишь перед самым императорским смотром укомплектования отряда, адмирал напоминал о необходимости создания "кадров квартирмейстеров из школы юнгов" и доведения штата сверхсрочников до трети численности команд. "Без принятия этих мер, – заключал адмирал, – флот никогда не будет иметь достаточно опытный и знающий контингент нижних чинов". Англичане, напоминал начальник отряда, несмотря на лучшее материальное обеспечение своих матросов, готовили проект удлинения их контрактного срока службы с 10 до 20 лет с соответствующим увеличением окладов.

Угля "Славе" за эту стоянку пришлось принять опять больше всех – 908 т, против 393 на "Цесаревиче" и 693 т на "Богатыре". В скорости погрузки (68 т наибольшая) снова были в передовиках. С 18 по 20 октября совершили переход в Виго, где осуществили традиционно обширную программу рейдовых учений. 2 ноября, приспустив флаг и пойсы (то же сделал и стоящий на рейде испанский крейсер), совершили ритуал последних почестей по случаю кончины в Париже великого князя Алексея Александровича- барина-помещика русского флота. С 4 до 9 ноября шли в Бизерту.

5 ноября, пройдя Лиссабон, провели первую учебную стрельбу из 37-мм стволов по пирамидальному щиту. Соображение адмирала о необходимости использования щитов большой величины (18x24 фт) и соответствующих мест на кораблях для хранения в рострах подобных складных щитов вызвало помеху в ГУКиСе и МТК. Мнение МГШ еще, видимо, не считалось существенным, а про совсем иначе выглядевший английский и немецкий опыт создания щитовой службы порта, о чем годом раньше писал адмирал А.А. Эбергард, никто уже не помнил. Не до того было в коридорах власти.

При входе а Гибралтарский пролив преодолели крутую зыбь, заставившую принимать воду баком и вызвавшую перебои винтов. Пришлось уменьшить скорость до 10 уз. На мерндиане города Альмерия 7 ноября, когда зыбь улеглась, провели стрельбу из 37-мм стволов. В продолжение всех переходов текущего года гардемарины, пользуясь ясной погодой, неустанно занимались дневными и ночными астрономическими наблюдениями, представив множество тетрадей с вычислениями. С утра 8 ноября, определившись по открывшемуся маяку Тенес, шли вдоль африканского берега. На подходе к Бизертс встретили почти штормовую погоду со шквалами и дождем. Здесь, отдав все положенные визиты, включая и требовавшееся обычаями посещение местного тунисского бея, продолжили учебу. "Слава" с "Богатырем", выйдя из бухты в море, провели третью плановую стрельбу из 37-мм стволов на параллельных курсах по буксируемым щитам, затем то же проделал в море "Богатырь" и "Цесаревич". "Слава", войдя в Бизертское озеро, стреляла из вспомогательных стволов ружейными пулями по щиту, буксировавшемуся паровым катером.

В озере уже всем отрядом провели ночной опыт обнаружения прожекторами атакующих (без огней) паровых катеров и наведению на них орудий. Утром 19 ноября приняли вызов по радио с крейсера "Адмирал Макаров", который в итоге 16-суточного перехода присоединился вечером в блестящем, как отмечал адмирал, состоянии и порядке. Правда, для пополнения некомплекта, так и оставшегося на корабле со времени постройки, пришлось отдать ему до 60 матросов с отряда. Это, как осторожно замечал адмирал, "несколько ослабило" корабли. Бюрократия и на этот раз осталась верна себе- для бесценного по своей полезности обучения в заграничном плавании нового поколения флота она опять не удосужилась дать на отряд требовавшийся сверхнормативный состав молодых матросов. Все оставалось как при Зиновии Петровиче. Нарушен был и принцип наличия на отряде полного запаса угля. Пришедший в Бизерту (одновременно с "Адмиралом Макаровым") пароход "Поти" доставил 1800 т донецкого угля, а второй пароход был задержан в Севастополе. Прийти он должен был уже в порт Аугуста в Италии, что, конечно, уменьшало возможность маневра. И совсем уж скандальным оказывалось (ну точь-в-точь как с эскадрой Рожественского на Мадагаскаре) положение с нехваткой снарядов для стрельб.

Проведенная 24 ноября "Славой" и "Цесаревичем" контргалсовая стрельба оказалась последним боевым упражнением, которое позволило гардемаринам и комендорам достичь уверенных навыков действий у орудий. Поднять это искусство на новую ступень было нельзя из-за отсутствия настоящих боеприпасов. Стрелять, как писал адмирал, приходилось лишь "практическими уменьшенными зарядами и неснаряженными снарядами". Переломить эту продолжавшуюся экономическую обструкцию регулярно сменявшиеся начальники отряда, очевидно, были не в силах. Пришлось роль действительно боевого корабля возложить на крейсер "Богатырь", который имел современные казематные установки 152-мм орудий и успел получить для них системы разделенной наводки. На нем гардемарины с участием артиллерийских офицеров своих кораблей и выполняли поочередно стрельбы. Линейным же кораблям приходилось теперь стрелять гораздо реже и меньше. Проведя пока лишь первую стрельбу из стволов, он находился еще на первой стадии отработки выучки экипажа. И гардемаринам приходилось не столько учиться, сколько учить малоподготовленную команду крейсера.

Выйдя 20 ноября из Бизерты, встретили опять непогоду, отчего корабли имели розмахи качки до 18°, а крейсера-до 30°. 1 декабря, не доходя 40 миль до порта Аугуста, провели для линейных кораблей и "Богатыря" контргалсовую стрельбу и первую ходовую для "Адмирала Макарова". Широкий просторный рейд, напоминавший феодосийский, был закрыт от всех ветров, кроме зюйд-оста, и обещал обстоятельное продолжение запланированной здесь программы рейдовых учений и ст рельб с выходом н море. Но ход учений оказался скоро нарушен. Для участия в церемониале похорон в Риме умершего там императорского посла Н.В. Муравьева 3 декабря отправили в Неаполь "Богатырь" с делегацией (по офицеру и гардемарину с каждого корабля). В ночь на 15 декабря, вспоминал В.А. Белли, он стоял на вахте. Вахтенным начальником был М.П. Арпибушев. "Неожиданно заметили, что корабль развернуло волной вокруг якоря на 180°, одновременно на берегу слышались крики, шум, совершенно необычные для небольшого селения порта Аугуста". Но за помощью к русским никто, видимо, не обращался. Попытки выяснить, что происходит на берегу, также сделано не было.


"Слава" уходит из Плимута. 1908 г.


Утром отряд ушел в море па стрельбу, и только по возвращении узнали о происшедшем в Мессине катастрофическом землетрясении. Этот курортный город на берегу пролива своего имени располагался в 300 милях к северу от Аугусты. Сомнения адмирала относительно возможного изменения рельефа морского дна рассеяли офицеры штаба, и отряд, оставив "Богатырь" для связи в Аугусте, вышел в Мессину.

Навечно запечатлелась в памяти моряков панорама, а затем и четкие картины совершившейся на берегу Мессинского пролива катастрофы. Уже задолго до подхода к порту на пути кораблей начали встречаться безмолвные свидетели постигшего город несчастья: смытые с берега обрушившейся на него гигантской (высотой до десятков метров) волной остатки строений и лишившиеся своих владельцев разнообразные предметы быта. Могли, наверное, обнаружиться и тела погибших жителей, но корабли спешили на помощь тем, кто, может быть, еще выжил под развалинами. За относительно сохранившимся фасадом строений набережной просматривались дым и огонь пожара, столбы и тучи пыли еще продолжавшихся рушиться домов. До основания были разрушены ценнейшие памятники древней архитектуры, красивейшие особняки и виллы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на ""Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917)"

Книги похожие на ""Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Рафаил Мельников

Рафаил Мельников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Рафаил Мельников - "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917)"

Отзывы читателей о книге ""Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.