» » » » Людмила Шепелева - Программы социально-психологических тренингов


Авторские права

Людмила Шепелева - Программы социально-психологических тренингов

Здесь можно купить и скачать "Людмила Шепелева - Программы социально-психологических тренингов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Шепелева - Программы социально-психологических тренингов
Рейтинг:
Название:
Программы социально-психологических тренингов
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-4237-0167-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Программы социально-психологических тренингов"

Описание и краткое содержание "Программы социально-психологических тренингов" читать бесплатно онлайн.



В книге дается подробное описание тренингов для разных категорий людей (педагогов, родителей, детей, специалистов) с различной проблематикой (тренинги общения, личностного роста, уверенности в себе, креативности, формирования командного взаимодействия, умений и навыков). Упражнения и игры, которые содержатся в настоящем издании, можно применять в практической деятельности без дополнительной отработки и включать на разных этапах тренинговой работы и других методов обучения. Кроме того, предлагаемый материал можно использовать как «конструктор» для моделирования новых тренингов.

Все программы успешно адаптируются для различных категорий участников.






Все стоят в круге, плотно прижавшись друг к другу. В середине круга – участник с закрытыми глазами, расслабившись, падает на руки играющих. Они раскачивают его, стараясь не производить грубых движений. Игра продолжается, пока все не побывают в круге.

Участник с закрытыми глазами падает на спину. Его подхватывают члены группы. Нужно постараться, чтобы играющий упал как можно ниже.

Каждый делится своими чувствами относительно руководства и ответственности за благополучие других.

Процедура 2. Впечатления

Назначение:

• развитие умения открыто и честно высказывать свое мнение о другом;

• формирование умений вести себя в соответствии с принципом «здесь и теперь».

Участники делятся своими впечатлениями друг о друге.

Инструкция: «Один участник садится по очереди перед каждым членом группы. Внимательно глядя ему в глаза, прикасаясь к нему, надо рассказать, как ты его воспринимаешь, какие чувства вызывает у тебя его поведение. Говорить нужно достаточно громко, чтобы группа слышала. Когда первый закончит, следующий участник должен перемещаться по кругу, оказываясь каждый раз лицом к лицу только с одним человеком. Слушающему нельзя задавать вопросы, перебивать, спорить».

Модификация. Упражнение «Осознание». «Условно разделите мир вашего осознания на три зоны: внешнюю, внутреннюю и зону фантазий. Выберите себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Делитесь по очереди осознанием своего vis-a-vis. Начинайте свою речь словами: «Сейчас я осознаю, что...» и заканчивайте ее рассказом о своих представлениях о партнере. Осознайте по очереди внешнюю, внутреннюю и среднюю зоны. Обменяйтесь впечатлениями».

Информирование

Эмпатия – это способность понять другого человека, войти в его положение, представить себе чувства, позиции и намерения, предвидеть его поведение.

Научиться эмпатийному пониманию помогут следующие рекомендации.

• Сосредоточьтесь на вербальных и невербальных сообщениях и формах эмоциональной экспрессии другого человека.

• Попытайтесь использовать в своей речи парафразы.

• Старайтесь говорить на языке, созвучном собеседнику.

• Используйте эмоциональный тон, соответствующий тону собеседника.

• Уточняйте и расширяйте смысл высказываний собеседника.

• Старайтесь осознать и понять чувства и мысли, которые не были прямо высказаны собеседником, но подразумевались им.

Процедура 3. Игра «Эхо»

Назначение: отработка умений эмпатийного понимания.

Выступающий предъявляет группе и одному из участников свой рассказ на значимую для него тему. Слушающий должен повторить смысл сообщения, показывая, что понял и почувствовал его. После этого первый участник подтверждает, что был понят правильно, и отмечает те моменты, которые не были правильно поняты. Второй участник начинает свой рассказ.

Процедура 4. Понимание другого человека

Назначение: отработка средств общения по формированию эмпатийности.

Первый этап. Работа осуществляется в парах. Один из участников дает какую-либо информацию. Второй пытается продолжить разговор, своими словами повторяя сказанное партнером, чтобы показать, что он его слушает, задает наводящие вопросы. Через 5 мин участники меняются ролями.

Второй этап. Ролевая игра: учитель должен выяснить скрытый мотив, который лежит в основе поведения второго участника. Одного из играющих просят покинуть помещение. Группа разрабатывает ситуацию. После того как она придумана, приглашают участника, который находится за дверью, и разыгрывают эту ситуацию. Например: мать учащегося жалуется, что учителя не уделяют особого внимания ее сыну. Подлинная проблема в том, что у самой матери нарушен контакт с ребенком. Группа наблюдает за диалогом и отмечает те приемы эмпатийного понимания, которые использовал педагог.

Такую игру проводят 2–3 раза.

Примечания для ведущего.

Следует обсудить следующие вопросы:

• Насколько успешно протекало общение между участниками?

• В каких эго-состояниях пребывали участники?

• Какие приемы использовались для позитивного контакта?

• Если контакт не получился, то почему?

Рефлексия

Домашнее задание

Ассоциативное письмо. Группа выбирает участника и дома каждый пишет ему письмо, используя ассоциации, которые возникают в связи с данным человеком. В письме не должно быть никаких советов адресату, а только выражение собственных мыслей и чувств.

Занятия 9, 10. Проектирование средств общения Цели:

• отработка эффективных средств общения;

• отработка умения анализировать себя и другого в ситуации общения;

Рефлексия

Процедура 1. Аналитическая работа

Назначение: отработка умения давать обратную связь.

Анализируются ассоциативные письма. При обсуждении следует акцентировать внимание на следующих вопросах:

• Что неожиданного нашел для себя участник?

• Хочет ли он что-либо уточнить?

• Какие чувства испытывал при прочтении писем? Проводится работа над понятием «обратная связь».

Информирование

Обратная связь – это информация о таком влиянии нашего поведения на других людей, которое мы не осознаем; это выражение того, как один человек реагирует на другого.

Механизмы и функции обратной связи (по Л. А. Петровской)

1. Обратная связь носит описательный, а не оценочный характер.

2. Она скорее специфичная, чем общая.

3. Обратная связь должна учитывать потребности того, кто ее дает, а также того, кому она предназначена.

4. Обратная связь должна относиться к такому поведению, которое ее получатель может исправить.

5. Обратная связь приносит больше пользы в тех случаях, когда обращаются с просьбой о ней, чем тогда, когда ее навязывают.

6. Она должна быть своевременной.

7. При передаче обратной связи следует избегать негативных жестов, родительской позиции.

Процедура 2. Ролевая игра

Назначение:

• отработка активного слушания;

• выявление индивидуальных особенностей общения членов группы.

Ситуации для разыгрывания.

1. Дети жалуются классному руководителю на то, что учитель несправедливо выставляет им оценки.

2. Учитель вызывает родителя ребенка, у которого не складываются отношения с классом.

3. Учитель беседует с родителем, ребенок которого систематически пропускает уроки без уважительных причин.

4. Директор школы беседует с учителем, который отпустил детей с двух последних уроков.

5. Завуч беседует с учителем, который не хочет идти на замену уроков.

6. Классный руководитель беседует с учащимся, сорвавшим урок.

После проигрывания наблюдатели высказывают свои суждения, участники игры делятся чувствами.

Информирование

Слушание – активный процесс в том смысле, что мы делим с говорящим ответственность за общение.

Активное слушание предполагает такие аспекты:

внимание – устойчивое, направленное, визуальный контакт, позитивные жесты;

слушание – молчание, начало разговора, невмешательство, ограничение числа вопросов;

активное слушание – уточнение, парафраз, отражение чувств, резюмирование;

основные установки – одобрение, эмпатия;

язык невербального общения – мимика, взгляд, изменение тембра голоса, позы и жесты.

Вербальная часть активного слушания предполагает:

поддержку – в виде подтверждения «да», «угу»; повторение;

выяснение – уточнение: «Не повторите ли вы еще раз?», «Что вы хотите этим сказать?», «Пожалуйста, уточните это...»;

парафраз – переформулирование: повторение говорящему его же мыслей, но своими словами;

отражение чувств: «Мне кажется, что вы чувствуете...», «Вы несколько расстроены...»;

резюмирование – подытоживание основных идей и чувств говорящего.

Процедура 3. Ролевые игры с конфликтным содержанием

1. Учительница услышала, что ученик нецензурно выражается в ее адрес.

2. Дети на уроке устроили драку.

3. Учитель опоздал на урок на 20 мин. Беседа с директором школы.

4. Учащиеся поздравили с днем рождения учителя и сорвали урок.

5. Учитель поставил ученику «двойку» в году. Беседа с родителем.

Примечания для ведущего.

Условия игры даются в общих чертах.

В ролевой игре целесообразно использовать элементы психодрамы, к которым относятся: мысленное создание обстановки; монолог – выражение скрытых внутренних мыслей; вспомогательное «Я» – несколько участников имеют право высказать мысли и чувства, которые затрудняется выразить играющий; обмен ролями.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Программы социально-психологических тренингов"

Книги похожие на "Программы социально-психологических тренингов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Шепелева

Людмила Шепелева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Шепелева - Программы социально-психологических тренингов"

Отзывы читателей о книге "Программы социально-психологических тренингов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.