» » » » Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие


Авторские права

Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Владос»deb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Семьеведение: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-691-01517-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Семьеведение: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Семьеведение: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие раскрывает различные аспекты семейно-брачных отношений: социологию семьи, психологию семейных отношений, основы социальной работы с семьей.

Пособие адресовано студентам, аспирантам, изучающим проблемы развития семейных отношений и оказания всесторонней помощи семье и ее членам.






Малые группы имеют формальные и неформальные признаки. Группы, имеющие неформальные признаки, объединяются на основе общих интересов вне профессиональной деятельности. Они отличаются в первую очередь структурой социальных ролей их членов. Эти признаки традиционно передаются членам группы и формируются в процессе каждодневного взаимодействия.

Малые группы, созданные для выполнения каких-либо специальных заданий, отличаются рядом формальных признаков прежде всего потому, что отношения между членами такой группы определяются инструкциями. Такие группы иногда называют целевые, так как организуются для определенной цели. Главное значение в них – деловые контакты, чаще косвенные, а отношения регулируются формальной системой контроля.

Сплоченность малой группы – одно из основных условий ее существования. Группа с высокой степенью сплоченности оказывает на индивида более сильное влияние. Создается наибольшая однородность поведения ее членов, развивается чувство коллективизма: «Мы», а не «Я».

Факторы, усиливающие сплоченность: удовлетворение общей для всей группы потребности в безопасности и эмоциональном покое; перевес позитивных эмоциональных межличностных связей над негативными; общие идеалы и интересы; климат равенства и справедливости; общая деятельность, групповые символические церемониалы; единые ценностные ориентации всех членов.

Угрожают сплоченности семьи как малой группы: необузданность влечений членов группы (сексуального, агрессивного, потребительского и т. д.); проявление эгоцентризма; зависть и соперничество, ревность; чувство неудовлетворенности, накапливающееся вследствие требовательности лидера или требований группы; насилие в семье.

5. Типология семейных структур и их основные разновидности

Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства. Таким образом, структура семьи – это состав семьи и число ее членов в совокупности их взаимоотношений.

Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопросы: как реализуются функции данной семьи? из скольких поколений состоит семья? как представлены брачные отношения? кто руководит жизнедеятельностью семьи? кто является исполнителем? как распределены обязанности и роли?

Социологи делят семьи на родительские, т. е. семьи старшего поколения, и прокреационные, созданные взрослыми детьми, отделившимися от родителей.

По количеству поколений, входящих в состав, семьи делятся на расширенные (три и более поколений) и нуклеарные (два поколения).

Деление по другому критерию – наличие родителей – дает типы полных (двое родителей) и неполных (один родитель) семей.

По количеству детей семьи различаются на три типа: бездетные (нет детей); однодетные (один ребенок) и многодетные (трое и более детей).

Критерий лидерства дифференцирует семьи на три группы: патернальную (доминирование мужчины), матернальную (доминирование женщины), эгалитарную (равенство ролей).

Самой демократической считается эгалитарная семья, контроль в которой разделен между мужем и женой, оба они на равных участвуют в принятии семейных решений. Это не отменяет прав мужа принимать принципиальные решения (после совместного обсуждения) в одной сфере, например экономической, а жене – в другой, скажем, бытовой. Дети могут тоже принимать участие в выработке семейных решений.

Деление семей на следующие категории необходимо учитывать социальному работнику в профессиональной деятельности:

– по количеству детей: бездетная (или инфертильная), однодетная, малодетная, многодетная;

– по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья из нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

– по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

– по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

– по семейному быту, укладу: семья – «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

– по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

– по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

– по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

– по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

– по месту проживания: патрилокальная (молодожены поселяются в доме родителей мужа); матрилокальная (молодая семья живет в доме родителей жены); неолокальная (молодая пара отделяется и живет, независимо от родителей и других родственников);

– по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т. е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, различные зрелищные мероприятия и т. д., семьи с промежуточным типом потребления;

– по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

– по характеру проведения какого-либо досуга: открытые или закрытые;

– по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

– по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;

– по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья («виктимо» – жертва, в переводе с латинского).

Кроме того, в социальной работе принято выделять неблагополучные семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения. К таким семьям относятся:

– конфликтная семья – где преобладает конфронтация между членами семьи; семья, в ситуации развода;

– аморальная семья – криминальная группа, где нарушаются права ребенка: жестокое обращение, физическое и другие виды насилия, вовлечение в криминальную деятельность родителей, употребление алкоголя, наркотиков; невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка;

– педагогически несостоятельная семья – с низким уровнем общей и психолого-педагогической культуры родителей; с нежеланием видеть и исправлять ошибки воспитания; с сознательной ориентацией ребенка на неприятие им социальных и нравственных норм;

– асоциальная семья – где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения.

Каждая семья может относиться одновременно к нескольким типам по разным показателям. Тип семьи во многом определяет методы социальной помощи и выстраивание отношений в системе «социальный работник – семья как клиент».

6. Альтернативные жизненные стили

В истории человечества всегда существовали одновременно, но в разных местах планеты, четыре системы брачных отношений: полиандрия; групповой брак; полигиния; моногамия (встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод или легко разводимая).

К настоящему времени полиандрия почти исчезла, групповой брак сохранился только у немногих племен. Полигиния хотя и сократилась, но осталась у миллионов мусульман. Моногамия расширилась, но не пожизненная, а допускающая развод. Возросло также количество неполных семей, особенно среди русских.

Ныне в цивилизованном обществе все больше людей предпочитают не вступать в брак в самом начале своих отношений, не сразу юридически оформлять (или совсем не оформлять) отношения.

Возрастает количество людей разного возраста, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни. Браки без регистрации, «жилые сообщества», самостоятельная жизнь со сменой сексуальных партнеров и пр. По-видимому, такие формы брачно-семейных отношений предполагают лучшие возможности для познания жизни, адаптации партнеров друг к другу и к семейной жизни, облегчают разрыв не сложившихся или негармоничных отношений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Семьеведение: учебное пособие"

Книги похожие на "Семьеведение: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Клушина

Надежда Клушина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Клушина - Семьеведение: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Семьеведение: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.