» » » Валентин Тараторин - Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн


Авторские права

Валентин Тараторин - Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн

Здесь можно скачать бесплатно "Валентин Тараторин - Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Харвест, год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валентин Тараторин - Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн
Рейтинг:
Название:
Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн
Издательство:
Харвест
Год:
1999
ISBN:
985-433-496-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн"

Описание и краткое содержание "Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн" читать бесплатно онлайн.



Три тысячи лет конница была главной ударной силой на полях сражений. Однако после 1917 года ни одной книги по истории конницы на русском языке не издавалось. Предлагаемая работа призвана восполнить этот пробел.

Проанализировав множество источников, а также исследования военных историков XIX века, автор сделал важный вывод: тактика боевого применения конницы всегда и везде определялась её организацией, вооружением и характером подготовки.

В книге имеются 100 рисунков, воссоздающих особенности вооружения, снаряжения и униформы кавалеристов прошлых эпох. Она представляет значительный интерес для читателей, интересующихся вопросами военной истерии.






Юлий Цезарь ни разу не упомянул, о том, чтобы кельты атаковали колесницами сомкнутый строй пехоты. Британские парабаты и эниохи, действуя при поддержке своей конницы, нападали либо на римскую кавалерию, либо на лёгкую пехоту, причём во время рукопашного боя первые соскакивали со своих повозок и бились исключительно как легковооружённые. Возницы же тем временем старались вывести колесницы из зоны боя (149 т. 1, с. 84—85,92). Плотные ряды всегда старались вначале расстроить с расстояния метательным оружием.

Тит Ливии отмечает применение галлами колесниц против римской кавалерии, которую они рассеяли потому, что кони римлян не были приучены к грохоту и шуму, издаваемым повозками (64 т. 2, с. 281—282).

Вегеций вообще презрительно относится к применению колесниц. Он говорит:

«Цари Антиох и Митридат пользовались в своих военных походах колесницами с косами, запряжёнными четвёркой коней. В начале они вызывали большой страх, но потом стали предметом насмешек. Трудно для такой колесницы с косами найти совершенно ровное поле, малейшим препятствием она задерживается, а если поражена или ранена хоть одна лошадь, колесница уже выходит из строя. Но эти колесницы потеряли всякое значение главным образом, благодаря следующему приёму римлян: когда начинался бой, римляне быстро разбрасывали по полю капканы (трибулы); когда на них попадали катящиеся колесницы, они гибли. Капкан — это защитное оружие; сколоченное из четырёх заострённых кольев, как бы ни бросить, оно крепко становится на трёх кольях, а четвёртым, поднятым кверху, наносит вред» (12, с. 258).

Кроме приведённых аргументов нужно учитывать, что лошади, приученные к боевой упряжке, стоили слишком дорого, чтобы их бездумно бросать в атаку на копья пехоты, то есть, на верное уничтожение. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться со способами подготовки таких коней по дрезнехеттскому «Трактату Киккули» (208, с. 298; 228, с. 54-58). Сама тренировка делилась на несколько этапов и длилась более полугода. Здесь уместно вспомнить книгу В. Б. Ковалевской «Конь и всадник», где этот процесс описан со всеми подробностями и деталями (228, с. 54—58).

Таким образом, можно сделать вывод, что колесницы изначально применялись не для таранных ударов, а для маневренного боя. Атакуя вражескую фалангу, парабаты старались действовать метательными снарядами издали, постоянно маневрируя возле неё. И если плотный строй не имел прикрытия из лёгкой пехоты, колесниц, а позже — кавалерии, ему приходилось туго. Если же таковые были, то сами атакующие колесницы попадали в тяжёлое положение.

До появления кавалерии боевые повозки прикрывали гимнеты. На небольшом расстоянии от противника это было возможно. Отряды колесниц атаковали вперемешку с легковооружёнными. Но что делать, когда дистанция слишком велика? Ведь пехотинцы просто неспособны угнаться за несущимися повозками. Выход был найден. Полководцы стали увеличивать размеры и, соответственно, экипажи боевых колесниц. Первыми, по-видимому, до этого додумались хетты. Они стали составлять часть экипажей из трёх воинов: токсота, аконтиста и эниоха (204 т. 1, с. 19—20; 208, с. 299), а позже и их четырёх: токсота, двух аконтистов со с щитами и эниоха (352, с. 181). Возницы, доскакав до противника, давали возможность аконтистам спешиться и вести бой по своему усмотрению, поражая коней и парабатов врага, которым приходилось защищаться и от стрел вражеских токсотов, и от неожиданно атаковавших их из густых облаков пыли метателей дротиков. Такая тактика едва не оказалась причиной поражения египтян в битве под Кадешем (1312 г. до н. э.). Лишь своевременный ввод в бой свежего отряда колесниц из резерва спас армию от разгрома (204 т. 1, с. 19—21; 287 т. 1, с. 50—55). Мнение о том, что хеттские колесничие не использовали луки, а лишь копья и дротики в бою (287 т. 1, с. 55; 204 т. 1, с. 21) полностью опровергается фресками (204 т. 1, с. 20; 352, с. 181). Ато, что древнеегипетский художник не изобразил хеттских лучников на знаменитой росписи битвы при Кадете (204 т. 1, с. 19), спишем на его художественное видение. Поскольку Хеттская империя включала в себя множество малоазиатских народов, каждый из которых имел своё войско и свою тактику, естественно, в её пределах использовались различные типы колесниц, имевшие неодинаковый состав экипажей по численности и по вооружению. И, хотя на египетских рельефах и фресках изображены боевые повозки фараонов, рассчитанные на двух воинов — стрелка и возничего, логично допустить, что у них тоже имелись варианты конструкций колесниц и составов экипажей.

По примеру хеттов, экипажи из 3—4 воинов стали употреблять ассирийцы, вавилоняне, урарты… (352, с. 161, 141)

Война требует рационального подхода; то, что непрактично и неудобно — не оправдывает себя и, в конце концов, отметается. И наоборот, то, что приносит пользу, помогает достигнуть лучших результатов, раньше или позже находит применение.

В подтверждение можно привести пример использования метода спешивания в разных армиях.

Юлий Цезарь описывает такой способ ведения боя британцами (149 т. 1, с. 84—85, 92). Одной из разновидностей греческих ристаний было сочетание колесничных скачек с гоплитодромом (бегом в вооружении), при котором возница и атлет образовывали команду до определённого места гонка велась на колесницах, затем атлеты спешивались и бежали до финиша (295, с. 495; 102 т. 3, с. 439—440). В древнеарийских текстах «Махабхараты» часто встречаются эпизоды, где колесницы прикрывают бегущие ряды воины:

«А оба близнеца, обладающие выдающейся силой, будут охранять твои колёса, когда ты, о сын мой, (действуя) совокупно в сражении, будешь стремиться освободить царя матсьев» (73, с. 58).

Индийцы тоже применяли метод соскакивания с кузова боевой повозки:

«Тогда Сушарман, повелитель тригартов, вместе со своим младшим братом двинулся на царя матсьев всем строем колесниц. Затем, соскочив со своих колесниц, оба брата, те быки среди кшатриев, с булавами в руках бросились в сильной ярости на коней (противника)» (73, с. 57).

Арийцы придавали огромное значение умению стрелять из лука с несущейся во весь опор боевой колесницы. Причём, судя по текстам, чрезвычайно ценилась скорострельность:

«И тогда как Партха непрерывно брал стрелы, накладывал их и метал, между ними нельзя было заметить никакого промежутка» (73, с. 93).

Также важна была способность стрелять их лука с любой руки. Например, Арджуна говорит Уттаре о своём мастерстве:

«Какой же рукой он мечет (стрелы), правой или левой? — так будут спорить обо мне все враги, собравшись вместе» (73, с. 150).

За это мастерство Арджуна получил прозвище «савьяса-чин», то есть «одинаково ловкий и на левую руку».

Только в «Махабхарате» упоминается оружие непонятного назначения, которым пользовались колесничие:

«Оба они благородные мчались по полю битвы, применяя оружие праджапатья и айндра и страшное оружие агнея, оружие кауберы и варуна, ямья и ваявья» (73, с. 100).

По названиям видно, что данные виды вооружения находились под покровительством богов Праджапати, Кубе-ры, Варуны, Ямы…, но каково их практическое применение, мы не знаем.

О том, что воины во время сражения часто соскакивали с колесниц, упоминает также Гомер в «Илиаде». По древнекитайским трактатам «Суньцзы» и «Уцзы» видно, что каждой боевой повозке обязательно придавалось сопровождение — прикрытие из легковооружённых воинов (131, с. 83).

Во время боя важно было, чтобы колесница постоянно находилась в движении — стоящие на месте кони представляли собой слишком удобную мишень, уязвимую даже если они были прикрыты бронёй, которую употребляли практически все народы, имевшие дело с боевыми повозками. В первую очередь противник старался поразить именно лошадей, чтобы обездвижить экипаж:

«Там Вирата уничтожил в сражении 500 колесниц и сотни коней и убил при этом пятерых могучих воинов на колесницах».

«И тут царь (Вирата) пронзил Сушармана десятью стрелами и пронзил также четырёх его коней — пятью стрелами каждого» (73, с. 56—57).

Поэтому в войске необходимы были хорошо подготовленные возничие, в совершенстве знающие своё дело. Недаром в Древней Индии возницы составляли особую касту «сутьев», приравнивавшуюся к военной касте кшатриев (73, с. 147). В «Виритапарве» колесничий Накула в беседе с Ви-ратой говорит:

«Я хорошо знаю нрав коней и искусство их укрощения, (я знаю) также меры обуздания норовистых (коней) и все способы их врачевания. Не может быть у меня никогда упряжных животных пугливых и болезненных, не бывает у меня норовистой кобылы, а тем более коней» (73, с. 23).

Чтобы не прерывать движения в процессе сражения, колесничим приходилось постоянно маневрировать. Даже со всех сторон окружённый врагами, умелый возница не терялся, как, например, Уттара, управлявший конями Арджуны:

«Но тут сын Вираты, повернув коней влево, стал делать круговые движения ямака и таким образом устоял против тех врагов» (73, с. 147). В буквальном переводе «ямака» означает «двойной, парный круг» (109, с. 121—122).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн"

Книги похожие на "Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентин Тараторин

Валентин Тараторин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентин Тараторин - Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн"

Отзывы читателей о книге "Конница на войне: История кавалерии с древнейших времен до эпохи Наполеоновских войн", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.