» » » » Шамиль Гойтимиров - Основы истории религий. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ


Авторские права

Шамиль Гойтимиров - Основы истории религий. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ

Здесь можно купить и скачать "Шамиль Гойтимиров - Основы истории религий. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Эпоха»637878c4-7706-11e4-93e4-002590591dd6, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Шамиль Гойтимиров - Основы истории религий. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ
Рейтинг:
Название:
Основы истории религий. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы истории религий. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ"

Описание и краткое содержание "Основы истории религий. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ" читать бесплатно онлайн.



В процессе работы над этой книгой мы стремились в доступной для школьника форме рассказать об основных этапах формирования религиозного мировоззрения человека на пути своего исторического развития от язычества до осознанного восприятия благословенной идеологии веры в единого Бога.

При этом мы стремились пройти этот великолепный путь познания вместе с вами без полемики с наукой и научными изысканиями в этой области, но с обязательным соблюдением условий достоверности описываемых здесь событий и фактов, характеризующих эволюцию идеологии единобожия в человеческом обществе.






Тотем. Самой распространенной в Северной Америке у индейцев является форма верований – тотемизм. Он основан на принципе родства между людьми (род, племя). Тотем – это живший в древние времена мифический предок. Он представлен в облике животного, птицы, растения. Род носил имя определенного тотема (например, род Ворона, Змеи и т. д.), про него слагали мифы и обряды, верили в превращение человека из племени в тотемное животное. Сам тотем не обожествлялся, но считался защитником племени и каждого члена в отдельности.

В культурном наследии индейцев Африки, Океании получили распространение «тотемные столбы», у народов Сибири, Монголии – камни или деревянные дощечки.

Обычно существовал запрет на убийство или насилие над тотемным животным. У каждого племени вокруг своего тотемного животного складывались предания и ритуалы. Сам по себе тотемизм, укрепляя единство одного племени или общины в целом, способствовал изоляции племени от другой такой же общины с другим тотемом.

Впервые тотемизм предположительно возник еще в палеолите. Найденные в пещерах амулеты с животными или нарисованные на стенах картины человека – животных (таких как человек – олень) подтверждают это. Причиной возникновения тотемизма, зарождения такого верования считают ощущения тогдашнего предка неразрывной связи с природой и остальным животным миром. Человек уже тогда считал себя связанным неразрывными узами со всем живым миром и природой.

Магия (от греч. – колдовство) – воздействие на природные силы с помощью определенных действий и слов, которым приписывается сверхъестественная сила. Магия – одно из самых старых верований, зародившееся на заре человеческой истории.

Со времен палеолита и до сегодняшних дней сохранилось бесконечное разнообразие магии и магических обрядов. Саму магию можно классифицировать на защитную (от злых сил), лечебную (изгнание болезней) и вредоносную (наведение «порчи» на человека, скот и имущество), привораживающую (увеличивающую плодородие, приносящую прибыль или отвечающую желаниям). Воздействие магии передается при соприкосновении с человеком, частями его тела (волосами, ногтями) и его вещами (одеждой, посудой), а также на расстоянии. Австралийские аборигены, желая нанести вред врагу, просто нацеливают в его сторону копье. В той же Австралии существует магия подражательная. Колдун, чтобы вызвать дождь, разбрызгивает воду и встряхивает пучки перьев, подражая его шуму. Этот вид магии используется в охотничьих ритуалах. Колдуны в первобытном строе играли огромную роль. Считалось, что они способны защитить от злых сил, обеспечить удачную охоту.

Анимизм (лат. анима – душа, дыхание). Это одно из наиболее древних верований. Первобытнообщинный человек, живший в больших опасностях для жизни и особенной близости к природе, воспринимал все происходящие вокруг него непонятные явления как действие сверхъестественных сил – душ или духов. По свидетельствам этнографов, души или духи по представлению первобытных людей находились внутри всего живого в виде крошечных человечков. Также души людей отождествлялись с птицей, тенью, отражением в воде или зеркале. Отсюда берет начало множество ритуалов. Широко распространено, что душа может покидать человека на определенное время (во сне, при болезни). Если душа не возвращается – наступает смерть. У некоторых племен Африки и Океании существуют ритуальные обряды для возвращения души, покинувшей тело на определенное время. Самым выраженным проявлением анимизма является почитание душ умерших предков, оно сохранилось до наших дней. Души предков почитались более всех, они должны были принести благо и изобилие всему племени. Распространено было повсеместно и поклонение разным духам природы.

Фетишизм основан на том, что некоторые окружающие нас предметы обладают сверхъестественными свойствами. «Фейтишо» (амулет – по-португальски) – странные предметы, которым поклонялись местные коренные жители.

Любой предмет, который выделялся среди других какой-нибудь особенностью, становился фетишем. Камень необычной формы, клык зверя, лапа животного, высокая гора или дерево становились амулетом. Фетиши носили с собой или поклонялись им со стороны и верили, что он приносит удачу, бережет здоровье, дает богатство. К ним относились как к живому существу, благодарили и берегли, а иногда и «наказывали». Например, в Африке в фетиш – палочку вбивали гвозди, чтобы тот, испытав боль, как живое существо, лучше запомнил просьбу и обязательно выполнил ее.

Традиции фетишизма встречаются и в наши дни у многих народов Австралии, Африки, Океании и у жителей многих цивилизованных стран. От фетишей появилась мода носить амулеты, которым приписывается способность спасать от беды.

Шаманизм. Это особое мировоззрение, которое получило широкое распространение. Оно основано на вере в духов через посредника – шамана. Считается, что духи сами выбирают шамана. Духи уводили избранника в другой мир, где его разбирали якобы на части и заново собирали. Только после этих и многих других процедур он превращался в особого человека – шамана.

Шаманизму характерно деление мира на три уровня и умение ходить между этими мирами. Верхний (небо) населен добрыми духами, средний (земля) – людьми и низшими духами, нижний (подземный) – злыми духами.

Шаманы отличались большими знаниями в народной медицине и исцеляли больных обрядами и разными травами, обеспечивали удачную охоту и хорошую погоду. Ритуалы – камлания – требовали особых атрибутов: маски, плащи, подвески, бубен, обтянутый кожей животного, и колотушка. Это было целое зрелищное представление, где зрители угадывали предсказания духов. Шаман в состоянии экстаза совершал путешествие по иному миру, встречался с духами и обращался к ним с просьбами.

И в наши дни шаманизм продолжает существовать у народов Сибири, Северной Европы, у американских индейцев.

Все вышеперечисленные формы верований: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия и шаманизм – в той или иной степени вошли во все религии мира.

Вопросы и задания

1. Что вы знаете о ранних религиозных верованиях?

2. Тотемизм, что он собой представлял и какие тотемы вам известны? Объясните их происхождение.

3. Анимизм, распространение и сущность?

4. Что такое магия? Назовите формы или методы воздействия магии.

5. Что такое фетиш? Сохранились ли фетиши в наши дни?

6. Кто такие шаманы? Почему их называют людьми, умеющими «ходить между мирами»?

7. Расскажите об одеянии шамана и процедуре шаманства.

§ 3. Религия Древнего Египта

Древний Египет образовался из нескольких царств, расположенных вдоль Нила. Это государство образовалось к концу IV тысячелетия до н. э. И просуществовало более 3500 лет. Религия Древнего Египта и само государство являются лидерами по долголетию. Целых 35 веков передавались из поколения в поколение религиозные верования и трон фараона.

Египет является уникальной исторической кладовой, где сохранилось огромное количество свидетельств доисторического существования. Тысячи ученых-археологов, этнографов и историков работают над египетскими археологическими находками, изучают древние рисунки и письмена.

Египетские мифы упоминают почти 1500 богов. Это огромное количество образовалось в результате объединения страны из нескольких десятков крошечных царств, в каждом из которых был свой пантеон богов. Превратившись в империю (к середине II тысячелетия до н. э.), Египет сохранил лишь несколько чужеземных (нубийских, азиатских) богов, оставив в неизменном виде всех своих объединенных богов.

Было несколько попыток иерархически упорядочить всю эту массу богов. Жрецы пытались сводить их в подобие «семей», главами которых становились местные боги. Таким образом, в каждой египетской области образовалось определенное «семейство» богов, главный из которых считался и творцом мира. Со временем сложились соперничавшие между собой системы религий. Главой гелиопольской системы был древний солнечный бог Атум (позднее слившийся с другим солнечным богом – Ра). Атум-Ра создал себя сам, а также первую землю и остальных богов (Шу – воздух; Тефнут – влажность; Нут – небо; Геба – земля; Осирис – плодородие и загробный мир; Сет – бог пустынь и хаоса; Исида – богиня – мать и символ трона; Нефтида – помощница Исиды).

Главой мемфисской – древнейшей столицы объединенного Египта – был бог – ремесленник Птах. Согласно мифам, он измыслил мир в своем сердце (вместилище ума, по египетским представлениям), а потом сотворил его, назвав все задуманное вслух. Кроме основных главных богов, было еще множество других, которые могли проявить себя в разных формах – облике животного, человека или человека и животного одновременно. Любой из божеств мог иметь множество имен или прозвищ. Солнечное божество Ра днем имело форму сокологолового человека, на рассвете – жука-скарабея, а на закате обретало человеческий облик бога Атума.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы истории религий. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ"

Книги похожие на "Основы истории религий. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Шамиль Гойтимиров

Шамиль Гойтимиров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Шамиль Гойтимиров - Основы истории религий. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ"

Отзывы читателей о книге "Основы истории религий. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.