» » » » Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов


Авторские права

Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов

Здесь можно купить и скачать "Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Феникс, Неоглори, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов
Рейтинг:
Название:
Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-222-14481-7, 978-5-903875-61-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Описание и краткое содержание "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать бесплатно онлайн.



Взяв эту книгу в руки, будьте осторожны. Возможно, вы планируете потратить всего пару минут на беглый просмотр, но спустя несколько часов можете обнаружить себя сидящим в кресле и всё еще погруженным в чтение.

Проницательные и провоцирующие комментарии Рабби Телушкина к вечным истинам взбудоражат ваше мышление и не оставят безразличным ваше сердце.

«Еврейская мудрость» предлагает нам потрясающую коллекцию цитат, которые могут радикально изменить нас, если читать их как цельную книгу и преодолеть смущение перед их гениальностью.






Политическое убежище

Не выдавай раба господину его. У тебя пусть живет он в среде твоей на месте, которое выберет себе в одном из ворот (городов) твоих, где ему угодно. Не притесняй его.

Дварим 23:16-17

В 1857 году в деле Дреда Скотта, в котором был вынесен один из самых аморальных и неудачных вердиктов Верховного суда США, было принято решение, что черного раба, привезенного своим хозяином в свободный штат, можно насильственно вернуть на Юг и вновь сделать рабом. Противореча действовавшему в течение трёх тысяч лет библейскому закону, согласно которому все люди, включая рабов, обладают неотъемлемыми правами, Верховный судья Роджер Тэни написал, что «у черных нет прав, которые должен уважать белый человек».

Нарушение Верховным судом этого библейского закона создало в стране страшное напряжение. Современные историки считают решение Дреда Скотта и вызванное им возмущение одними из главнейших причин Гражданской войны. Судья Верховного суда Феликс Франкфуртер заметил, что впоследствии судьи вспоминали об этом решении не чаще, «чем в доме повешенного вспоминают о веревке» (цит. по Дж. Гаррати, «Конфликты, сформировавшие Конституцию»).

В основном, библейские законы направлены на эволюцию общества, а не на революцию. Наверное поэтому Тора не запрещает рабство в мире, где оно было повсеместно принято. Все же неприязнь Торы к рабству явно видна, так как ни в каком месте в ней не содержится спокойного отношения к лишению человека имущества. Раб является человеком, созданным по образу и подобию Божьему, и присвоение ему статуса обычной собственности полностью исключено. И поскольку свобода – идеальное состояние человека (этому посвящена вся первая часть книги Шмот), даже если раб лишает господина имущества, пытаясь от него убежать, все симпатии Торы на стороне раба.

Современное применение этого пассажа обязывает демократические государства предоставлять политическое убежище людям, бежавшим от диктаторов или из тоталитарных обществ. Безнравственным было бы «выдавать раба господину его».

Забота о ближних

Как-то бывший ученик пригласил к себе на Шаббат Рабби Израэля Салантера. Зная, как строго его Учитель относится к Кашруту, ученик подробно описал ему все предосторожности, соблюденные им в отношении пищи. Еще он рассказал, что в его доме между каждой переменой блюд субботней трапезы обсуждается Тора и Талмуд и все поют субботние песни.

Рабби согласился принять приглашение с условием, что трапеза будет короче обычной. Ученик удивился, но согласился, и трапеза прошла быстро. В конце ученик спросил, почему Рабби был против обычного хода трапезы.

«Сейчас увидишь», – ответил Рабби. Он позвал служанку, вдову, и извинился за то, что заставил ее работать быстрее обычного.

«Наоборот, – улыбнулась женщина, – я благодарна вам. Обычно трапеза в пятницу заканчивается очень поздно, а я и так устаю от работы за целую неделю. Сегодня вечером я, наконец, высплюсь». После того, как она ушла, Рабби Салантер сказал ученику, что его обычная трапеза конечно прекрасна, но это не должно делаться за счет усталой служанки.

По кн. Рабби Целига Плискина, «Возлюби ближнего своего»

Похожая история рассказывает, как Рабби Салантер обедал в другом доме и удивил всех, использовав очень мало воды для омовения рук пред благословением на хлеб. Другие гости, вылившие огромное количество воды себе на руки, спросили его: в чем причина.

«Я заметил, что служанка носит в дом воду в ведрах из колодца. Эти ведра очень тяжелые, и я не хочу выполнять свою мицву ее руками».

4. Менш: девять требований к хорошему человеку

Не все библейские отрывки одинаково часто цитируются в еврейской литературе. Например, наиболее знаменитая фраза: «Возлюби ближнего, как самого себя», – вызвала столько комментариев, что ей в нашей книге даже посвящена отдельная глава (гл. 23).

В этой главе содержится компиляция из девяти других важных библейских высказываний и законов, которые в течение тысячелетий формировали взгляды на то, как должен вести себя менш – хороший человек.

1. Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего. (Буквально – не стой на крови ближнего своего.)

Ваикра 19:16

Откуда мы знаем, что если один человек преследует другого с целью убить его, то жизнь жертвы должна быть спасена, даже если придется убить преследователя? Из пассажа: «Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего».

Вавилонский Талмуд, Санhедрин 73а

Так что, если в наших силах убить «преследователя», мы должны это сделать, но только если его нельзя остановить другим способом.

Откуда мы знаем, что если человек тонет, на него напали дикие звери или разбойники, – мы обязаны спасти его? Из пассажа «Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего».

Вавилонский Талмуд, Санhедрин

Эта талмудическая цитата заставляет вспомнить случай Китти Дженовезе, 28-летней женщины, убитой в течение тридцати пяти минут на улице Нью-Йорка в марте 1864 года. 38 свидетелей смотрело на убийство из окон и не один не вызвал полицию. Соседи оставались безразличными, даже когда жертва закричала: «Господи, он ранил меня! Пожалуйста, помогите! Помогите!»

Вот что говорили свидетели в свое оправдание: «Я не хотел вмешиваться», «Я устал. Я лег обратно в кровать», «По-честному – мы испугались».

Хотя, согласно еврейскому праву, вы не обязаны идти на риск, защищая кого-либо, по крайней мере, вы обязаны вызвать полицию или скорую помощь. Если для спасения человека нужно заплатить, вы также не можете пожалеть денег.

Но если риск для вас минимален, вы обязаны вмешаться. Например, если кто-нибудь тонет, а вы едва умеете плавать, вы не должны прыгать в воду. Но если вы – хороший пловец и риск для вас невелик, вы обязаны помочь.

Хотя это правило – основа библейской морали, оно отрицается американским законодательством. Профессор-юрист из Гарварда, Мэри Энн Глендон, рассказывает, что многие поколения первокурсников юридического факультета знакомятся с основами права, обсуждая следующий случай. «Олимпийский чемпион по плаванию, прогуливаясь, видит младенца, тонущего в бассейне. Он может легко спасти его, но вместо этого садится в шезлонг и спокойно смотрит, как ребенок захлебывается в воде». Глендон пишет, что это упражнение должно показать будущим адвокатам, что спортсмен не нарушил никакого закона, что на самом деле «не существует зацепки в нашей законодательной системе, которая призвана заставить человека спасать чью-то жизнь».

Этот случай, по словам Глендон, также не следует рассматривать как гипотетическое упражнение, лишенное реальной основы: «В течение всей истории американской юриспруденции наблюдатели были свободны от обязанности подать веревку тонущему или предупредить ни о чем не подозревающего человека об опасности, или оказать медицинскую помощь истекающему кровью человеку» (М. А. Глендон, «Поговорим о правах»).

Наверное, наиболее вопиющее нарушение этого библейского закона – это поведение союзников во время Холокоста. В 1944 году еврейские группы убеждали американские и британские вооруженные силы бомбить железные дороги, по которым евреев везли в Аушвиц.[1] Так как союзники в то время контролировали воздушное пространство, риск, что бомбардировщик будет сбит, являлся минимальным. В 1944 году союзники несколько раз бомбили семь заводов, производящих синтетическое масло, находившихся в 45 милях от знаменитого лагеря смерти, причем самолеты несколько раз пролетали над железной дорогой, ведущей в лагерь. Однако союзники отказывались бомбить вагоны. Когда союзные самолеты, в конце концов, ударили по Аушвицу, они бомбили только резиновые заводы, на которых работали евреи и другие заключенные. (История безразличия союзников описана в двух важных исторических трудах: «Евреи, которых предали: Америка и Холокост. 1941–1945» Дэвида Ваймана и «Аушвиц и союзники» Мартина Гиберта.)

Талмуд поощряет помощь тем, чья жизнь в опасности. Вот один из законов:

Если ты бежишь за преследователем, чтобы спасти жертву и нечаянно наносишь ущерб вещам преследователя, жертвы или любого другого человека, то ты не обязан возмещать его. Хотя это, строго говоря, и противоречит закону, но иначе никто не станет спасать ближнего своего от преследователя (ведь в таком случае он всегда может причинить ущерб и ему придется платить).

Вавилонский Талмуд, Санhедрин 74а

Это правило было введено исключительно для того, чтобы наблюдатели вмешивались, если человеку угрожает опасность. Это – достаточно революционный закон, так как жертва, например, спасаясь от преследования, «обязана платить за сломанные при этом вещи» (Маймонид, Мишне Тора, «Законы об увечьях и материальном ущербе», 8:13). Поэтому можно предположить, что преследователь тем более обязан платить. Жертва пойдет на все, чтобы спасти свою жизнь, а сторонний наблюдатель должен быть уверен в том, что не попадет в суд за то, что спасал чью-то жизнь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Книги похожие на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иосиф Телушкин

Иосиф Телушкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Отзывы читателей о книге "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.