» » » » Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов


Авторские права

Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов

Здесь можно купить и скачать "Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Феникс, Неоглори, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов
Рейтинг:
Название:
Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-222-14481-7, 978-5-903875-61-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Описание и краткое содержание "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать бесплатно онлайн.



Взяв эту книгу в руки, будьте осторожны. Возможно, вы планируете потратить всего пару минут на беглый просмотр, но спустя несколько часов можете обнаружить себя сидящим в кресле и всё еще погруженным в чтение.

Проницательные и провоцирующие комментарии Рабби Телушкина к вечным истинам взбудоражат ваше мышление и не оставят безразличным ваше сердце.

«Еврейская мудрость» предлагает нам потрясающую коллекцию цитат, которые могут радикально изменить нас, если читать их как цельную книгу и преодолеть смущение перед их гениальностью.






В пять лет сын – твой хозяин, в десять – твой слуга, в пятнадцать – твой двойник, а потом – твой друг или враг, в зависимости от его воспитания.

Хасдай ибн Грескас, стр. 1230

Идишский писатель двадцатого века советовал:

Лучшая забота о старости: уважай своих детей.

Шолом Эш

Влияние родителей

То, что ребенок говорит на улице, – сказали его отец или мать дома.

Вавилонский Талмуд, Сукка 65б

Рабби Хуна, цитируя рабби Иоханана, рассказал притчу о человеке, открывшем парфюмерный магазин для своего сына на улице, где жили блудницы. Проститутки занимались своим делом, а торговцы парфюмерией – своим. Юноша, как сделал бы на его месте любой другой, пошел на поводу у своих естественных влечений и встал на плохой путь. Когда пришел его отец и застал его с проституткой, он закричал: «Я убью тебя!» Но друг отца был с ним и сказал: «Ты сам сгубил своего сына и теперь кричишь на него! Ты из всех профессий выбрал для него профессию парфюмера. Из всех улиц ты выбрал эту – с блудницами!»

Шмот Рабба 43:7, очень сжатая и слегка отличная история есть в Вавилонском Талмуде, трактат Брахот 32а

Размышления о детях и родителях: горькая радость

О детях, которые вырастают и приносят горе своим родителям, Рабби писал:

Рабби Иуда, сын Рабби Нахмана, сказал: «Это как человек, который купил нож для нарезки мяса. Нож соскользнул и порезал палец. Он сказал: “Я купил нож для мяса, а не для своих пальцев!” Также и человек производит отпрысков, чтобы чтить его, а они проклинают его».

Мидраш Шмуэль 7:1

Один отец может содержать десять сыновей, десять сыновей не могут содержать одного отца.

Средневековая еврейская пословица

Два современных размышления о взрослых детях и их родителях

Родители дают вам советы и никогда не прекращают думать о том, что вы думаете об их результатах.

Гарольд Бродки, «Первая любовь и другие печали»

Еврей, у которого живы родители – это пятнадцатилетний мальчик. И он останется пятнадцатилетним мальчиком до их смерти.

Филипп Рот, «Жалоба портного»

Фраза Рота заставляет вспомнить один анекдот:

Еврейская мать входит в комнату сына:

– Нужно вставать. Пора в школу, Берни.

– Я не хочу в школу, – и Берни натягивает на голову одеяло.

– Но ты должен идти.

– Я не хочу-уу-у. Учителя ненавидят меня, и все дети надо мной смеются.

Мама срывает одеяло с него.

– Берни, у тебя нет выбора. Ты должен идти в школу.

– Ну почему? Назови хоть одну вескую причину!

– Тебе пятьдесят лет и ты – директор.

Самое прекрасное благословение в Талмуде

Когда Рабби Нахман и Рабби Исаак должны были расставаться, Рабби Нахман попросил Рабби Исаака благословить его. Рабби сказал: «Давай я расскажу тебе притчу. С чем можно сравнить наш случай? С человеком, который едет по пустыне. Он голоден, устал и хочет пить и вдруг видит дерево со сладкими плодами, приятной тенью и ручьем неподалеку. Человек остановился, поел фруктов, выпил воды и отдохнул в тени дерева. Когда он был готов ехать дальше, он произнес: “О дерево, как благословить тебя? Пожелать, чтобы твои плоды были сладкими? Но они и так сладки. Пожелать, чтобы тень твоя была приятна? Но она и так приятна. Пожелать, чтобы около тебя тек ручей? Но вот ручей. Поэтому, вот мое благословение: “Дай Бог, чтобы все деревья, которые вырастут из твоих отростков, были как ты!”

То же и тебе. Чем мне благословить тебя? Пожелать тебе учить Тору? Ты уже ее изучаешь. Богатства? Ты имеешь богатство. Детей? У тебя уже есть дети.

Поэтому вот мое благословение: “Дай Бог, чтобы твои потомки были как ты”».

Вавилонский Талмуд, Таанит 5б-6а

21. Если плод еще не человек, то что он такое?

Иудаизм и аборты

И когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но опасности не будет, то тот, кто ее ударил, наказывается выкупом, какой наложит на него муж той женщины. И он платит через судей. Если же окажется опасность, то отдай душу за душу.

Шмот, 21:22-23

Из этого отрывка видно, что Тора не придает плоду статуса человеческой жизни. Если бы было иначе, то наказанием за убийство плода был бы не денежный штраф, а смерть, как и за убийство женщины. Поэтому аборт по еврейскому законодательству не является убийством.

Это единственное место в Торе, в котором говорится о правовом статусе плода. Два талмудических отрывка ясно показывают, что плод все же имеет право на существование и не может быть безнаказанно уничтожен.

Если у женщины тяжелые схватки (и ее жизнь в опасности), зародыш разрезают в утробе и вытаскивают по частям, так как жизнь женщины ценнее жизни зародыша. Но если большая часть младенца уже снаружи, нельзя его убивать. Ибо нельзя отдавать одну жизнь за другую (то есть плод считается человеком, только если «большая часть уже снаружи»).

Мишнa, Ohaлот 7:6

Разрешение Мишны расчленять плод, «так как жизнь женщины важнее жизни плода», заставляет думать, что без угрозы жизни матери такое действие непозволительно. Некоторые религиозные евреи используют этот отрывок, чтобы доказать, что аборты должны быть разрешены только в случае угрозы жизни матери. Другие, придерживающиеся более свободных взглядов, считают, что угрозу жизни можно распространить и на душевные страдания.

Хотя свободные взгляды звучат подозрительно современно, они основываются на другом отрывке, в котором разрешается аборт, чтобы избавить мать от душевных страданий:

(Если) женщина осуждена на смертную казнь и (после вердикта оказалось, что она беременна), мы не хотим, чтобы она рожала (и ее надо казнить немедленно).

Мишна, Аракбин 1:4

В течение многих лет преподавания я видел, что этот отрывок ранит чувства как сторонников абортов, так и их противников. Поэтому необходимо его прокомментировать. Так как только Верховный суд мог вынести смертный приговор, в Израиле не существовало инстанции для апелляций. (Представьте себе, что в Соединенных Штатах смертный приговор выносился бы только Верховным судом.) Приговор приводился в исполнение на следующий день, так как раввины считали, что промедление в этом случае будет пыткой для осужденного.

В приведенном, скорее всего теоретическом, законе (нет свидетельств о том, что подобное когда-либо случалось) ясно, что раввины считали жизнь плода не стоящей не только жизни матери, но и ее сильных душевных страданий.

Все равно, где бы я ни рассказывал об этом отрывке, меня спрашивали: «Зачем вообще казнить беременную женщину?» Действительно – другие народы, окружавшие евреев, – египтяне, греки и римляне – откладывали казнь до рождения ребенка. Почему так не поступали евреи?

Около семидесяти лет назад еврейский ученый Виктор Аптовицер исследовал этот вопрос в работе «Статус эмбриона в еврейском законодательстве». Аптовицер считал, что греки н римляне откладывали казнь беременной женщины по утилитарным, а не нравственным соображениям.

С их точки зрения, женщина была ненужным агрегатом, который можно было спокойно выкинуть на свалку. Но плод когда-либо мог быть полезным государству, и его нужно было тщательно охранять.

Взгляд же еврейского законодательства основан на нравственности. Осужденная женщина все равно достойна сочувствия. Так же, как мы жертвуем плодом, чтобы спасти жизнь матери, им жертвуют, чтобы спасти ее душу от страданий.

Но можно возразить, что египетские, греческие и римские законы были более нравственными и в них была отражена ценность жизни? Нет, отвечает Аптовицер, так как все три отличались от еврейского законодательства еще в одном пункте. Они все позволяли инфантицид, убийство детей, рожденных с физическими недостатками или другими «дефектами» (например, если они просто были «не того» пола).

В древнем мире только евреи считали инфантицид убийством. Сразу после рождения ребенок обладал всеми правами обычного человека. В древнем мире взгляд евреев на инфантицид был радикально отличным от всех. (Римский историк Тацит, живший в первом веке, смеялся над еврейскими обычаями в этом вопросе.) В современности, учитывая рассказы об убийствах девочек в Китае, такой взгляд также необычен для некоторых стран мира.

Есть еще одно доказательство, что еврейское законодательство считает плод не отдельным человеческим существом, а частью организма матери. Когда беременная женщина обращается в иудаизм, ребенок, который рождается после этого, считается евреем, и ему не нужно проходить Гиюр. Но если она проходит Гиюр после рождения ребенка, то ребенок, даже если ему только один день от роду, не считается евреем.

Эмбрион считается просто водой до сорокового дня (беременности).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Книги похожие на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иосиф Телушкин

Иосиф Телушкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Отзывы читателей о книге "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.