» » » » Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов


Авторские права

Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов

Здесь можно купить и скачать "Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Феникс, Неоглори, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов
Рейтинг:
Название:
Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-222-14481-7, 978-5-903875-61-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Описание и краткое содержание "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать бесплатно онлайн.



Взяв эту книгу в руки, будьте осторожны. Возможно, вы планируете потратить всего пару минут на беглый просмотр, но спустя несколько часов можете обнаружить себя сидящим в кресле и всё еще погруженным в чтение.

Проницательные и провоцирующие комментарии Рабби Телушкина к вечным истинам взбудоражат ваше мышление и не оставят безразличным ваше сердце.

«Еврейская мудрость» предлагает нам потрясающую коллекцию цитат, которые могут радикально изменить нас, если читать их как цельную книгу и преодолеть смущение перед их гениальностью.






В голодный год запрещены сексуальные отношения.

Вавилонский Талмуд, Таанит 11а

Талмуд не относит этот запрет к людям, у которых вообще нет еще детей. Поэтому современное применение этого правила таково: пары, у которых уже есть дети, испытывающие финансовые трудности (то есть их ситуацию можно сравнить с «голодным годом»), не обязаны рожать еще детей.

Приемные дети

Кто вводит сироту в дом свой, того Тора считает родившим ребенка.

Вавилонский Талмуд, Санhедрин 19б

Талмуд здесь основывается на истории Михаль, дочери царя Саула. В то время как в одном отрывке говорится, что Михаль была бездетна (II Шмуэль 6:23), в другом говорится, что она – мать пятерых сыновей (II Шмуэль 21:8). Талмуд считает, что пятеро сыновей родились у ее сестры Мераб, и после безвременной смерти Мераб, Михаль вырастила их и считалась их матерью.

Высокое уважение к приемным родителям отражается в отрывке об одном из величайших Учителей Талмуда:

(Отец Аббае умер, когда его мать носила его, и мать умерла при родах.) Но ведь Аббае любил говорить: «Мама сказала мне» – это была его приемная мать.

Вавилонский Талмуд, Киддушин 31б

20. Родители и дети

Наш долг перед родителями

Чти отца своего и мать свою.

Шмот 20:12, Пятая из Десяти Заповедей

Дети часто испытывают к родителям смешанные чувства. Тора предписывает любить ближнего своего (Ваикра 19:18), чужеземца (Ваикра 19:34) и Бога (Дварим 6:5). Но мы не обязаны любить своих родителей. Любовь – слишком легкое и изменчивое чувство для таких жизненно важных и тесных отношений. Поэтому Тора требует чтить и уважать родителей – такие чувства остаются в силе даже при временном охлаждении любви.

Бойтесь каждый матери своей и отца своего.

Ваикра 19:3

Наши Раввины учили: Что значит «бояться», что значит «чтить»? «Бояться» – значит, что ребенок не должен стоять или сидеть на месте отца своего, противоречить ему или поддерживать его противников.

«Чтить» – значит, что сын (дочь) должен (должна) подавать ему (то есть родителям) еду и питье, обеспечивать одеждой и кровом, помогать войти в помещение и выйти из него (когда родители достигли старости и им нужна помощь).

Вавилонский Талмуд, Киддушин 31б

Если отец случайно нарушает закон Торы, сын не должен говорить: «Отец, ты нарушил закон Торы». Нужно сказать: «Отец, так ли говорится в Торе?» Но разве обе фразы не одинаково оскорбительны? Вот что на самом деле нужно сказать: «Отец, в Торе сказано так-то и так-то» (и пусть отец сам делает выводы).

Вавилонский Талмуд, Санhедрин 81а

Любовь родителей отдана детям, но любовь детей уходит их собственным детям.

Вавилонский Талмуд, Сота 49а

В своем романе «Обращение капеллана Когана» рабби Герберт Тарр рассказывает историю Давида – сироты, которого вырастили любящие дядя и тетя. В сцене, когда Давид уезжает, чтобы служить в американской армии, они провожают его на вокзал:

«Давид сжал их грубые руки коробейников в своих гладких руках студента. “Как я могу расплатиться с вами за то, что вы для меня сделали!” Дядя Ашер мягко сказал: “Есть пословица: “Любовь родителей отдана детям, но любовь детей уходит к их собственным детям”.

“Это не так! – возмутился Давид. – Я буду всегда стараться…”

Танте (тетя – идиш. Примеч. перев.) прервала его: “Давид, дядя Ашер имел в виду, что за любовь родителей не надо платить, ее можно только передать следующему поколению”».

Герберт Тарр, «Обращение капеллана Когана»

Вот проницательные размышления современного ортодоксального раввина о различиях родительской любви и любви детей: «Человек теряет отца. Очень грустно. Бремя воспоминаний и раскаяния. Что, однако, чувствует сын, когда узнает, что отец оставил ему огромное состояние?… Вместе с грустью появляется немного радости. Немножко материалистической радости – и скорбь уходит на второй план. Но вот случается обратное, и умирает сын. Пусть он даже оставил отцу все богатства этого мира… отец будет безутешен. Он скорбит о сыне… и говорит: “Мне не нужны деньги! Что мне они – я потерял любимого сына! Я бы лучше был самым бедным человеком на земле, но мой сын был бы жив!” Когда умер Авешалом, Давид плакал от душевной муки. Он кричал: “Сын мой! Сын мой!..” Представьте себе! Авешалом был жестоким убийцей и хотел умертвить собственного отца. Но все же Давид кричал: “Сын мой! Сын мой! Я потерял тебя навсегда!” Отец и сын. Кто больше скорбит?»

Мордехай Менахем Райх, «Корона мудрости». Том. 2, стр. 298-299

Когда родители и дети спорят

Тора учит: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего и соблюдайте День субботний. Я Ваш Господь» (Ваикра 19:3).

Талмуд добавляет: «Откуда мы знаем, что если отец говорит тебе… “Не возвращай потерянное кем-то” (или “Нарушай Шаббат”), не нужно его слушать? Из пассажа “Бойтесь каждый матери своей и отца своего и соблюдайте День субботний” – вы все (и родители не меньше детей) обязаны чтить Меня».

Вавилонский Талмуд, Бава Мециа 32а

Другими словами, мы не должны позволять родителям контролировать наше сознание.

Как указывает популярный в девятнадцатом веке кодекс еврейского права «Кицур Шульхан Арух»:

Если отец говорит сыну не общаться с человеком или не прощать обидчику, а сам сын хочет примирения, сын не должен слушаться отца.

Кицур Шульхан Арух 143:11

Слов отца следует слушаться, только если обидчик является особенно страшным грешником. Во всех других случаях ненависть – грех. Приказывая сыну вести себя так, отец приказывает ему нарушить Тору.

Специалист в области еврейского образования Стивен Браун заметил: «Разрешение не слушаться отца, запрещающего прощать обидчику, особенно важно в мире, где так часто распадаются семьи» («Родители как партнеры Бога», стр. 44).

Когда родители стареют или становятся умственно неполноценными

Когда отец помогает сыну, оба смеются. Когда сын помогает отцу, оба плачут.

Еврейская пословица

Не следует оскорблять отца в речах своих. Например, когда отец стар и хочет поесть рано утром, как нужно старикам из-за их слабости… и сын говорит: «Солнце еще не встало, а ты уже голоден».

Или когда отец спрашивает: «Мой сын, сколько ты заплатил за плащ (который дал мне)?», а сын отвечает: «Какое тебе дело? Я купил его и заплатил за него, так что молчи!»

Или когда сын говорит сам себе: «Когда этот старик уже умрет, и я освобожусь от всех своих забот?».

Рабби Исраэль бен Иосиф Альнакава (испанский раввин, умер при погроме в 1391 г.), Менорат-ha-Maop, гл. 4. Цит. по Франсине Клагсбурн, «Голоса мудрости», стр. 191

Можно кормить отца жирными цыплятами и заслужить адовы муки, а можно заставлять его работать на мельнице и заслужить место в Мире Грядущем.

Как это возможно?

Один человек кормил отца жирными цыплятами, но когда отец спросил: «Сынок, где ты их берешь?» – сын ответил: «Старик, замолчи и ешь, как собаки едят: молча». Такой человек заслужил муки ада.

Другой человек работал на мельнице. Царь призвал мельников работать на него. Тогда сын сказал отцу: «Отец, оставайся и работай за меня (а я пойду работать на царя). Ибо если оскорбят работников, пусть лучше это буду я, а не ты. Если нас будут сечь плетьми, то пусть лучше секут меня, а не тебя». Такой человек заставил отца работать на мельнице, но заслужил место в Мире Грядущем.

Палестинский Талмуд, Киддушин 1:7

Человек как-то пришел к рабби Хаиму из Бриска (мудрецу нач. XX века) с таким вопросом: он услышал, что у него болен отец, и считал себя обязанным навестить его. Но по закону сын не обязан тратить деньги на помощь родителям. Отец же живет в другом городе, так что придется тратить деньги на билет. «Может я и не обязан ехать к нему?» – спросил человек. Рабби Хаим ответил: «Правильно, ты не обязан тратить деньги. Иди пешком!»

Осн. на кн. Дж. Блидштайна «Чти отца своего и мать свою: ответственность детей в еврейском законодательстве и этике»

Если ваш отец или мать станут душевнобольными, вы должны прощать родителю его причуды, пока Бог не пощадит его (и не даст ему умереть). Но если вы не можете вынести родителя из-за его страшного помешательства, наймите людей, чтобы они о нем хорошо позаботились.

Мишне Тора, «Законы о бунтовщиках», 6:10

Однажды (Дама, сын Нетины) сидел с величайшими мужами Рима, одетый в золотой шелк, когда вошла его мать, сорвала с него одежды, ударила его и плюнула ему в лицо. Но он спокойно вытер лицо и не стал срамить ее.

Вавилонский Талмуд, Киддушин 31а

Раввины рассказывали много историй о Дама, который, кстати, не был евреем. Большая часть историй касаются его потрясающего уважения к своим родителям. Удивительно, с какой готовностью раввины учились правильному выполнению 5-й Заповеди у этого язычника.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Книги похожие на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иосиф Телушкин

Иосиф Телушкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Отзывы читателей о книге "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.