» » » » Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов


Авторские права

Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов

Здесь можно купить и скачать "Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Феникс, Неоглори, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов
Рейтинг:
Название:
Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-222-14481-7, 978-5-903875-61-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Описание и краткое содержание "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать бесплатно онлайн.



Взяв эту книгу в руки, будьте осторожны. Возможно, вы планируете потратить всего пару минут на беглый просмотр, но спустя несколько часов можете обнаружить себя сидящим в кресле и всё еще погруженным в чтение.

Проницательные и провоцирующие комментарии Рабби Телушкина к вечным истинам взбудоражат ваше мышление и не оставят безразличным ваше сердце.

«Еврейская мудрость» предлагает нам потрясающую коллекцию цитат, которые могут радикально изменить нас, если читать их как цельную книгу и преодолеть смущение перед их гениальностью.






Раввины рассказывали много историй о Дама, который, кстати, не был евреем. Большая часть историй касаются его потрясающего уважения к своим родителям. Удивительно, с какой готовностью раввины учились правильному выполнению 5-й Заповеди у этого язычника.

Естественно, что люди презирают стариков, так как те не могут уже работать, как работали раньше, а сидят без дела и их существование бесцельно. Заповедь «Чти отца своего и мать свою» была дана именно из-за этого.

Гур Арье hа-Леви, комментатор XVII в., по поводу 5-й Заповеди, Мелекет Махшевет, цит. по Франсине Клагсбурн, «Голоса мудрости», стр. 198

У аистов старые птицы сидят в гнездах, когда не могут больше летать, а их дети летают… над морем и землей, собирая отовсюду еду для родителей… Видя такое, разве не должны люди, бросающие родителей на произвол судьбы, покраснеть от стыда?

Филон (I в.). О Декалоге, пер. Ф. Х. Колсона. Т. 7

Вот что думал о трудностях, связанных со старением родителей, Рабби Шимон бар-Йохай:

Из всех 613 заповедей труднее всего соблюдать «Чти отца своего и мать свою».

Танхума, Экев, 2

(Слово «хамур», переведенное здесь как «трудно», может также значить – «важно.)

Нужно чтить отца и мать своих скорее за моральные наставления, которые они нам дали, чем за то, что они произвели нас на свет. Ибо, производя нас на свет, они заботились о своем наслаждении.

Рабби Исраэль бен Иосиф Альнакава, Менорат-hа-Маор, гл. 4

Долг родителей перед детьми

Отец обязан сделать сыну обрезание, выкупить его, если он – первенец, (см. Бемидбар 18:15-6), обучить его Торе, найти ему жену и обучить его ремеслу или профессии.

Вавилонский Талмуд, Киддушин 29а

Рабби Иуда говорил: «Кто не учит сына ремеслу или профессии – учит его воровству».

Вавилонский Талмуд, Киддушин 29а

Талмуд объясняет, что если необразованный ребенок не умеет добывать средства к существованию, он рано или поздно придет к преступлению.

Некоторые также считают нужным научить сына плаванию… Зачем? От этого может зависеть его жизнь.

Вавилонский Талмуд, Киддушин 30б

В древнем мире люди столько путешествовали по воде, что плавание было необходимо для выживания. В современных условиях родители обязаны научить детей аналогичным вещам, например, правилам дорожного движения, осторожному вождению, технике искусственного дыхания и т. д.

Взрослый должен стараться обеспечить жизнь своих детей и вообще следующего поколения. Он должен заботиться о том, что останется после его смерти.

Однажды император Адриан ехал по дороге недалеко от Тверии в Галилее и увидел старика, сажающего фиговые деревья.

– Если бы ты работал в юности, тебе не пришлось бы трудиться сейчас.

– Я работал и в юности, и потом. И Господь сделал со мной то, что ему угодно.

– Сколько тебе лет?

– Сто.

– Тебе сто лет, и ты сажаешь здесь деревья! Ты думаешь, что успеешь полакомиться их плодами?

– Если я достоин этого, то успею. Но если нет, то, как мой отец работал для меня, так и я тружусь ради моих детей.

Ваикра Рабба 25:2

Здравый смысл и воспитание

Отец может забыть, что его необходимо чтить. Но он не должен позволять бить или проклинать себя.

Рабби Ахай, Шеилтот 60

Рав постоянно страдал от своей жены. Если он просил приготовить чечевицу, она готовила горох. Если он просил гороха, она готовила чечевицу.

Когда вырос его сын Хийа, он стал передавать ей просьбы отца, но говорил все наоборот (например, если отец хотел гороха, сын говорил матери готовить чечевицу).

Однажды отец сказал сыну: «Твоя мать стала относиться ко мне лучше».

Хийа ответил: «Это потому, что я передавал твои просьбы наоборот».

Рав ответил: «Вот почему говорят: “Твой отпрыск будет учить тебя”. Но все равно не делай так больше, ибо (Тора важнее мнения людей), а Тора учит: “Они приучили язык свой говорить ложь” (Иеремия 9:4)».

Вавилонский Талмуд, Йевамот 63а

Рав считал, что приучение сына к правдивости важнее, чем все выгоды, которые может родитель получить от лжи ребенка. Как мы можем применять это правило в современной жизни? Нельзя учить ребенка лгать, касается ли это телефонных звонков («Скажи, что мамы нет дома») или билетов в кино («Скажи, что тебе только

11 лет», чтобы купить детский билет). Ясно, что и вы не должны лгать своим детям.

Нельзя обещать что-то ребенку, а потом не дать ему этого, ибо в результате ребенок научится лгать.

Вавилонский Талмуд, Сукка 46б

Кроме того, родители должны воздерживаться от угроз или других способов напугать ребенка:

Мужчина не должен нагонять излишний страх на своих домашних.

Вавилонский Талмуд, Гиттин

Многие страдают от плохого характера главы семьи, в том числе он сам (она сама). Талмуд рассказывает, как, боясь гнева Рабби Ханины бен Гамлиеля, его слуги накормили его некошерной едой, когда неожиданно исчезли кошерные запасы (там же, 7а).

Если у главы семьи плохой характер, то это может привести к несчастью. Талмуд считает, что, спасаясь от его гнева, домочадцы могут даже погибнуть (там же, 6б).

В большинстве случаев от плохого характера родителей больше всего страдает ребенок:

Маленький ребенок из Бней Брак разбил бутылку в Шаббат. Его отец пригрозил надрать ему уши, и мальчик в страхе бросился в глубокую яму и разбился. Рабби Акива сказал, что поминальная церемония должна быть проведена полностью (обычно, так как самоубийство считается страшным грехом, сравнимым с убийством, определенные молитвы не включаются в обряд). С тех пор Раввины сказали: «Нельзя угрожать ребенку даже таким маленьким наказанием. Нужно или наказывать сразу или не говорить вообще ничего».

Вавилонский Талмуд, малый трактат Семахот 2:5-6

Если у меня и есть самая нелюбимая фраза в Танахе, то это фраза из Мишлей (13–24): «Щадящий розгу свою ненавидит сына своего». В таком же духе написано и в апокрифической книге Коhелет (30:1): «Человек, любящий своего маленького сына, будет часто пороть его, чтобы взрослый сын был для него радостью».

Эти две фразы иногда приводили к ужасной жестокости еврейских родителей и учителей. Великий поэт Хаим Нахман Бялик с горечью вспоминает свое детство в начальной школе, где учителя руководствовались этой фразой из Мишлей: «Они умели только причинять боль, каждый по-своему… Ребе бил нас розгой, кулаком, рукой, скалкой своей жены, чем угодно, что могло причинить боль. А его помощник, когда я неправильно отвечал на вопросы, приближался ко мне с вытянутыми пальцами и хватал за горло. Он смотрел на меня как тигр, или леопард, или другое какое дикое животное, и я был в смертельном страхе. Я боялся, что он выдавит мне глаза своими грязными ногтями, и страх парализовал мой мозг настолько, что я забывал все, что выучил в тот день».

Такое ужасное поведение, конечно, не является всеобщим у евреев. Не менее характерен, и конечно, более приятен, совет Талмуда: «Если ты вынужден ударить ребенка, ударь его шнурками от ботинок» (Вавилонский Талмуд, Шаббат 10б).

Человек никогда не должен выделять одного из своих детей и относиться к нему лучше, чем к другим, ибо из-за лишнего куска шелка ценой в две монеты братья Иосифа стали завидовать ему, и одно шло за другим, так что в конце концов, наши предки стали рабами в Египте.

Вавилонский Талмуд, Шаббат 10б

Талмуд говорит здесь о цветном шелковом одеянии, которое Иаков подарил Иосифу, предпоследнему из своих двенадцати сыновей и своему любимцу. К сожалению, патриарх не пытался скрыть свое предпочтение. Это дополнялось привычкой Иосифа ябедничать отцу на братьев и сообщать своим братьям сны, в которых они склоняются пред ним. Не удивительно, что браться разозлились на Иосифа. В конце концов, они продали его в рабство в Египет и сказали Иакову, что Иосифа разорвали дикие звери (Брейшит 37). По иронии судьбы цветное платье, которым Иаков хотел выразить свою любовь, вызвало ненависть других членов семьи.

Хотя родители часто испытывают разные чувства к своим детям, раввины считают, что неправильно было бы по-разному из-за этого вести себя с ними. Это одна из причин, по которой Рабби Шмуэль просит Рабби Иуду отговорить родителей, желающих лишить «плохого сына» наследства в пользу «хорошего», потому что «никто не знает, что придет от плохого сына» (см. Вавилонский Талмуд, Бава Батра 133б и Ктубот 53а).

Когда родителей, которые отказались помогать своим детям, привели к Рабби Хисда, он сказал: «Поставьте ступу вверх ногами на площади и заставьте отца стоять на ней и кричать: “Даже ворон заботится о своих птенцах, а я не забочусь о своих детях”».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Книги похожие на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иосиф Телушкин

Иосиф Телушкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Отзывы читателей о книге "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.