» » » » Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов


Авторские права

Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов

Здесь можно купить и скачать "Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Феникс, Неоглори, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов
Рейтинг:
Название:
Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-222-14481-7, 978-5-903875-61-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Описание и краткое содержание "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать бесплатно онлайн.



Взяв эту книгу в руки, будьте осторожны. Возможно, вы планируете потратить всего пару минут на беглый просмотр, но спустя несколько часов можете обнаружить себя сидящим в кресле и всё еще погруженным в чтение.

Проницательные и провоцирующие комментарии Рабби Телушкина к вечным истинам взбудоражат ваше мышление и не оставят безразличным ваше сердце.

«Еврейская мудрость» предлагает нам потрясающую коллекцию цитат, которые могут радикально изменить нас, если читать их как цельную книгу и преодолеть смущение перед их гениальностью.






Хотя Тора позволяла полигамию, и самые известные библейские герои имели больше одной жены (самый выдающийся, Иаков, имел четыре жены), почти каждый из этих полигамных браков не довел до добра. Например, в Брейшит 29:30 говорится, что Иаков «любил Рахель больше Леи». Нечего говорить, Лея была несчастна, и несколькими годами позже ее обиженные сыновья продали Иосифа, старшего сына Рахели, в рабство. Сама формулировка в Дварим 21:15 предполагает, что множественные браки часто создают многие беды: «Если у человека есть две жены, одна – любимая, а другая – нелюбимая».

Раввины не забыли этот урок. Хотя Талмуд также разрешал полигамию (она была официально запрещена лишь в 1000 г. н. э.), ни один из двух тысяч упоминаемых в Талмуде раввинов не был многоженцем. Один мудрец, Рабби Исаак насмехался над человеком, решившим взять вторую жену, гораздо моложе первой:

У человека было две жены – молодая и старая. Молодая выдергивала его седые волосы. А старая – его черные волосы. В конце концов бедный остался совсем без волос.

Вавилонский Талмуд, Бава Камма 60б

Брак по расчету

Кто женится на женщине из-за денег, будет опозорен собственными детьми.

Вавилонский Талмуд, Киддушин 70а

Другими словами, его дети будут похожи на него.

Несколько человек говорили мне, что их родители им внушали: «Конечно, ты не должен жениться на деньгах, но, знаешь, вообще-то влюбиться в богатого юношу (или девушку) так же легко, как и в бедного». Иудаизм неприязненно относится к такому воспитанию. Вот цитата из еврейского труда XIII века:

Юноша не должен слушаться родителей, если они убеждают его жениться не на девушке, которую он выбрал, а на богатой, ибо такие родители поступают неправильно.

Сефер Хасидим, параграф 953

Брак по расчету делает несчастным не только богатого партнера, наивно считающего, что он любим, но и его нещепетильного супруга. Как любил говорить в конце жизни рабби Больфе Кельман: «Кто женится на деньгах, в конце концов сам за это платит».

Первая любовь

Если первая жена человека умирает, пока он еще жив, это все равно, что Храм был разрушен еще при его жизни. Когда у человека умирает жена, мир для него темнеет.

Вавилонский Талмуд, Санhедрин 22а

Разрушение Храма было такой же катастрофой для раввинов эпохи Талмуда, как для нас, например, Холокост. Теперь представьте себе, какую трагедию переживает мужчина, потерявший «жену юных дней своих».

Если вдовец женится во второй раз, он все равно всегда будет помнить первую жену.

Вавилонский Талмуд, Брахот 326

Хотя в этом психологически точном наблюдении Талмуда мало юмора, это заставляет меня вспомнить историю самого остроумного президента США, Авраама Линкольна:

«Во время проповеди священник заявил, что (Иисус) был единственным совершенным мужчиной в этом мире, и что в Танахе или где-нибудь еще не упоминается ни одна совершенная женщина. Тут с заднего ряда поднимается смущенная дама и говорит: “Я уже шесть лет слушаю рассказы о совершенной женщине”.

“И кто же это?”

“Первая жена моего мужа”».

Цит. по Карлу Сидбургу, «Авраам Линкольн: годы войны»

Советы супругам

Мужчина должен всегда стараться почитать свою жену.

Вавилонский Талмуд, Бава Мециа 59а

Тот же отрывок из Талмуда описывает подобающее мужу поведение. Необходимо быть осторожным с женой и не обижать ее суровыми словами, так как женщина легко может расплакаться. Однако как много супругов специально выбирают слова, которые бьют побольнее!

Талмуд говорит, что уважающий жену супруг всегда советуется с ней перед принятием любого решения. «Если жена твоя ниже тебя, наклоняйся и говори с ней», то есть другими словами, не думай, что физическое превосходство дает тебе преимущества над женщиной.

Следует любить свою жену как самого себя и чтить ее больше себя.

Вавилонский Талмуд, Йевамот 62б

«Люби свою жену как самого себя» – это просто пересказ заповеди «Люби ближнего как самого себя» (Ваикра 19:18). Зачем раввины повторяются, ведь жена – это частный случай ближнего вообще? Профессор Реувен Киммельман, исследователь Талмуда, объяснял, что любовь в браке не всегда проявляется так часто, как в других отношениях. На вечеринках можно услышать, как люди говорят о своих супругах то, что никогда бы не сказали о своих деловых партнерах (по крайней мере, если собираются продолжать вести с ними дела). Но если вы спросите такого человека: «Зачем ты так сурово говоришь о своей жене?», то он ответит: «О, она знает, что я ее люблю!»

Как проверить, любит ли человек свою жену как самого себя? Здесь совершенно не важно, что он думает по этому поводу. Важно, чувствует ли его жена эту любовь.

Израильский раввин Арье Левин, современный цаддик, сумел исполнить эту заповедь. Однажды заболела его жена, и Арье Левин повел ее к врачу Нахуму Куку. В приемной он сказал: «У нас болит нога» (Симха Раз, «Цаддик в наше время»).

Ясно, что жена также обязана любить мужа больше себя. Жена Арье Левина как-то шокировала его таким странным признанием:

«Арик, я должна тебе сказать, что завидую одной женщине, нашей соседке». Реб Арье был изумлен: откуда его добрая жена вообще могла знать, что такое зависть. И в чем же была причина? И вообще, что это была за соседка?

И вот что он узнал.

Один богач с хорошим положением в общине Иерусалима разорился. Кредиторы забрали у него все, и он был вынужден переехать в район Мишканот, где жил реб Арье. Это был бедный район, даже без канализации, и во дворах стояли нужники. Чтобы кормить семью, этот бывший богач должен был карабкаться по лестницам и чинить фасады и крыши домов за крошечную поденную плату. Но все соседи видели, как каждый вечер его жена выходила на улицу в дорогой одежде и украшениях.

Соседи очень удивлялись этому и начали судачить о ней и пускать сплетни. Но когда Ханна разговорилась с этой женщиной, ей стала понятна причина такого ее поведения. «Видишь ли, – сказала соседка, – когда муж возвращается с работы, его сердце сжимается от боли и стыда. Он как мертвец. Только подумай! Он был так богат, а теперь вынужден быть простым трудягой! Когда я поняла, как пал его дух, я решила привести себя в порядок и дожидаться его с работы на улице Агриппы – чтобы встретить его с улыбкой и поднять его дух».

«Вот, – сказала Хана ребу Арье, – я и завидую ей. Я пока не способна на такую самоотдачу».

Симха Раз, «Цаддик в наше время»

Рабби Симеон бен Гамлиель говорил: «Если человек запрещает жене работать, он должен с ней развестись и заплатить ей ктубу (сумма, обещанная в брачном контракте в случае развода), так как леность ведет к безумию».

Мишна, Ктубот 5:5

Мужчина не имеет права смотреть на жену просто как на игрушку. Она может заниматься любимым делом и способна нести ответственность за свои поступки. Я вспоминаю комментарий Вальтера Липмана в книге «Предисловие к Морали»: «Любовники, которым нечем заняться кроме любви, не стоят нашей зависти. Любовь и более ничего скоро становится просто ничем».

Брак и его недостатки

Среди тех, кто никогда не увидит лицо ада (гехенном) – он, у которого была плохая жена.

Вавилонский Талмуд, Эрувин 41б

Другими словами, человек, которому «не повезло» с супругом, проходит через испытания, искупающие его грехи. В принципе, это применимо и к женщине, у которой был плохой муж, но характерно, что высказывания Талмуда относятся в основном к мужчинам.

Перед свадьбой удостоверься, что знаешь, с кем будешь разводиться.

Еврейская пословица. Ханна Айалти, «Еврейские пословицы»

И, наконец, более легкомысленное замечание современного комика:

Мы спим в разных комнатах. Мы обедаем отдельно, мы ездим в отпуск в разное время – мы делаем все возможное, чтобы сохранить наш брак.

Родни Дангерфилд

17. «Сильна, как смерть…»

Романтическая любовь

Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше яхонтов.

Мишлей 31:10

У ортодоксальных евреев этот стих открывает поэму любви, которую муж рассказывает своей жене каждую пятницу вечером перед шаббатней трапезой. Поэма написана как акростих, каждая строка которого начинается с очередной буквы еврейского алфавита. Среди черт, которые характеризуют добродетельную жену: «Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся… Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее…»

Еврей называет добродетельную жену «aishet khayyil»; сегодня этот эпитет может быть приложен к каждой примечательной еврейской женщине. В посвящении одной из моих ранних книг я написал: «Моей жене Дворе, ради которой я перефразировал стих Мишлей: “Я нашел добродетельную жену”».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Книги похожие на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иосиф Телушкин

Иосиф Телушкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Отзывы читателей о книге "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.