» » » » Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов


Авторские права

Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов

Здесь можно купить и скачать "Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Феникс, Неоглори, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов
Рейтинг:
Название:
Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-222-14481-7, 978-5-903875-61-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Описание и краткое содержание "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать бесплатно онлайн.



Взяв эту книгу в руки, будьте осторожны. Возможно, вы планируете потратить всего пару минут на беглый просмотр, но спустя несколько часов можете обнаружить себя сидящим в кресле и всё еще погруженным в чтение.

Проницательные и провоцирующие комментарии Рабби Телушкина к вечным истинам взбудоражат ваше мышление и не оставят безразличным ваше сердце.

«Еврейская мудрость» предлагает нам потрясающую коллекцию цитат, которые могут радикально изменить нас, если читать их как цельную книгу и преодолеть смущение перед их гениальностью.






Это правило было введено исключительно для того, чтобы наблюдатели вмешивались, если человеку угрожает опасность. Это – достаточно революционный закон, так как жертва, например, спасаясь от преследования, «обязана платить за сломанные при этом вещи» (Маймонид, Мишне Тора, «Законы об увечьях и материальном ущербе», 8:13). Поэтому можно предположить, что преследователь тем более обязан платить. Жертва пойдет на все, чтобы спасти свою жизнь, а сторонний наблюдатель должен быть уверен в том, что не попадет в суд за то, что спасал чью-то жизнь.

Он (или она), услышавший, как враги или доносчики собираются навредить человеку, обязан сообщить об этом жертве. Если он может примирить их и удержать от злого поступка, но не делает этого, он нарушает закон: «Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего».

Шульхан Арух, Хошен Мишпат 426:1

В библейской книге Эстер рассказывается, что, когда еврей Мордехай услышал, как два человека при дворе Ахашвероша хотят убить царя, он рассказал об этом своей племяннице, царице Эстер и спас этим жизнь царя (Эстер, 2:21–23). Впоследствии это повлияло на отношение царя Ахашвероша к евреям, и он не позволил Аману уничтожить Мордехая и еврейский народ.

Британский раввин Арье Кармель написал очень хороший рассказ – «Спасение в полночь», в котором показано, как выполнение заповеди «Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего» ведет к выполнению заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя»:

Было за полночь. Я шел по спящему городу в отель на другом берегу реки. Ночь была темной, над улицами стоял туман, и я не мог поймать такси. Приблизившись к мосту, я увидел чью-то жалкую фигуру, перегнувшуюся через парапет. «Наверное, пьян в дупель», – подумал я. Тут же человек исчез и через секунду я услышал плеск воды. «Господи, он сделал это! Самоубийство!»

Я сбежал вниз на набережную, прыгнул в воду и схватил человека за шиворот, когда его проносило мимо течением. Я вытащил беднягу на берег. Он был еще молод, и все еще дышал. Какие-то люди заметили нас, и я попросил их вызвать «скорую». Они остановили такси, и мы втащили его в машину.

Я велел водителю везти нас в ближайшее отделение «скорой помощи». Там я подождал, пока парня приняли в больницу, написал свои показания и, в конце концов, добрался на такси в свой отель.

Я испортил прекрасный костюм и был уверен, что утром проснусь больным. Я уже чувствовал начинающийся насморк. Но все же в эту ночь я спас человеку жизнь. Я принял горячую ванну и залез в постель, но продолжал беспокоиться: «Такой молодой человек! Зачем он это сделал?»

На следующий день я, как только освободился, купил фунт винограда и поехал в больницу. Я решил узнать проблему этого парня и постараться помочь.

Почему мне был так важен этот парень? В этом огромном городе каждую ночь происходит, как минимум, десяток попыток суицида. Раньше я об этом не думал. И вот вдруг меня это безумно волнует. Естественно, после того как мы помогли кому-то, не получается на него наплевать. Я дал этому парню многое. Я рисковал жизнью и заработал простуду. Я что-то вложил в этого человека. И вот во мне проснулись любовь и забота. Так происходит всегда. Мы отдаем, а потом начинаем любить за это.

Арье Кармель, «Иудаизм: его программа, значение, цели»

Откуда мы знаем, что если можем свидетельствовать в чью-то пользу, у нас нет права молчать? Из заповеди «Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего».

Сифра Ваикра по поводу 19:16

С точки зрения еврейского права, не важно, вызывает вас суд как свидетеля или нет. Главным является, знаете ли вы что-то важное для правосудия. Если вы знаете, но отказываетесь рассказать – вы совершаете серьезный грех.

* * *

2. И делай справедливое и доброе в очах Господа.

Дварим 6:18

Рав Иуда учил: «Если кто-то приобретает (заплатив или взимая земельный налог) поле, лежащее между владениями двух братьев или партнеров, – он бесстыдник, но его нельзя наказать». (Раввинистические судьи) Нехердии говорили: его нужно лишить этой земли, ибо сказано: «Делай справедливое и доброе в очах Господа».

Вавилонский Талмуд, Бава Мециа 108а

Согласно еврейскому законодательству, справедливость требует того, чтобы люди, владеющие собственностью, примыкающей к полю, имели преимущество при покупке этой земли. В случае, описанном выше, покупатель вмешался до того, как все узнали, что земля продается. Из-за принципа, высказанного в библейском пассаже, раввины Нехердии – Вавилонского центра еврейской религиозной жизни – заставили покупателя перепродать землю.

Такая логика должна возмутить большинство последователей коммерческой этики. Но пассаж из Торы заставляет еврея придерживаться «доброго и справедливого», а не «выгодного».

Как говорила по другому поводу мать Тереза: «Богу не нужна моя карьера. Ему нужна моя вера».

Следующий пассаж похож на предыдущий:

3. Чтобы ты ходил стезей добрых и держался пути праведников.

Мишлей 2:20

Небрежные работники разбили бутыль вина, принадлежавшую Раба – сыну Бар Хананы, и он забрал их одежды (когда они не смогли расплатиться за ущерб). Они пошли и пожаловались Раву:

«Верни им их одежды», – приказал Рав. «Разве так говорит закон?», – спросил Раба. «Да, ибо сказано: “Ходи стезей добрых”».

Он вернул одежды носильщикам. Тогда они пожаловались Раву: «Мы бедны и работали весь день и проголодались, но у нас нет ничего».

«Пойди и заплати им», – сказал Рав. «И это – закон?» – спросил Раба.

«Да, ибо (в конце пассажа) сказано: “И следуй путям праведников”».

Согласно еврейскому законодательству, работники отвечали за разбитый сосуд и Раба был прав, забрав их одежду и ничего им не заплатив. Рав, однако, решил, что в случае, когда ущерб причинен по небрежности, а не специально, применение закона несправедливо. Он научил Раба вести себя согласно более высокому стандарту – лифним мешурат hа-дин – «выше буквы закона».

Этот талмудический рассказ часто цитируют, когда уговаривают обеспеченного человека не настаивать на строгом применении закона против более нуждающегося. Мой друг как-то вспомнил об этом случае, когда мойщик окон нечаянно разбил дорогую вазу. Друг хотел взять с него деньги или, по крайней мере, не заплатить за работу. Вспомнив же решение Рава, друг все же заплатил работнику и принял извинение за разбитую вазу.

* * *

4. Пути ее (Торы) – пути приятные, и все стези ее – мир.

Мишлей 3:17

Суть Торы – в установлении мира на земле, и сказано: «Все стези ее – мир».

Вавилонский Талмуд, Гиттин 59б

Этот пассаж дает инструкцию для тех случаев, когда строгое применение Торы может привести к несправедливости. Под влиянием этого пассажа талмудические Раввины разработали доктрину «даркей шалом» (пути мира), причем они даже пришли к изменению нескольких законов ради достижения более мирных и справедливых отношений между людьми.

Например, по библейскому закону человек становится собственником имущества лишь после физического приобретения желаемой вещи. Обычно это не нарушает норм справедливости. Но что делать в случае, спрашивает Талмуд, если бедняк взбирается на дерево в общественном месте и начинает сбивать с него оливы, чтобы потом собрать их с земли? Так как человек не является собственником, пока не завладеет предметом физически, прохожий может в это время взять оливы и унести их с собой?

И Раввины решили, что согласно тезису «мипней даркей шалом» (ради мира), оливы принадлежат тому, кто их собрал. Любой, поднявший их с земли – вор, хотя технически по библейскому закону имел право это сделать (Мишна, Гиттин 5:8).

Современное применение этого закона не позволит, например, вам вмешаться, когда кто-то другой уже почти заключил выгодную сделку (хотя контракт еще не подписан), и «перехватить» ее.

Талмуд (Гиттин 61а) также рассказывает об универсальном примере мипней даркей шалом: «Мы помогаем беднякам других народов, как и бедным Израиля, и посещаем больных неевреев, как и больных Израиля, и хороним нееврейских мертвых, как и мертвых Израиля. Мы делаем это ради мира».

* * *

5. Святы будьте, ибо свят Я – Господь ваш.

Ваикра 19:2

Талмуд так комментирует этот пассаж:

Освятите себя тем, что разрешено вам.

Вавилонский Талмуд, Йевамот 20а

Простое воздержание от запрещенного Торой не может само по себе привести к святости. Например, можно есть только разрешенную еду, и все равно «есть как свинья». То, как мы пьем, работаем или занимаемся любовью, может и не нарушать еврейских законов, но все же не вести к святости. Поэтому Раввины и добавили к законам эту строку. Теперь, не важно, что делает человек, он должен спросить себя, выполняет ли он библейскую заповедь «будьте святы» (Ваикра 19:2).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Книги похожие на "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иосиф Телушкин

Иосиф Телушкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иосиф Телушкин - Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов"

Отзывы читателей о книге "Еврейская мудрость. Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.