» » » Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».


Авторские права

Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Яуза, Эксмо, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».
Рейтинг:
Название:
Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».
Издательство:
Яуза, Эксмо
Год:
2006
ISBN:
5-699-17392-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Описание и краткое содержание "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." читать бесплатно онлайн.



В 70–80-е годы минувшего века благодаря мемуарам и потрясающему художественному фильму в СССР сложился настоящий культ летчиков-торпедоносцев, согласно которому эта воинская профессия во время Отечественной войны была едва ли не самой опасной — бытовало мнение, что советские торпедоносцы в среднем жили всего по три-четыре боевых вылета, что фактически они были «смертниками», русскими камикадзе, и — главное! — что ценой этих страшных потерь торпедоносцы наносили противнику огромный, невосполнимый урон.

Данная книга — первая попытка разобраться (скрупулезно и беспристрастно, основываясь не на эмоциональных рассказах, а на документах), что в этом культе было правдой, а что — лишь красивой легендой, какова на самом деле была боевая эффективность советской торпедоносной авиации и подлинная цена ее побед.






Hs 294, по существу, представляла собой торпеду с крыльями, системой наведения и двумя двигательными установками. Ракета наводилась на цель оператором с помощью оптического прицела методом «трех точек». Управление производилось с помощью радиокоманд. Был разработан вариант установки бортовой телевизионной системы с передачей информации на самолет-носитель.

Двигательная установка состояла из двух жидкостных реактивных двигателей HWK 109–507, развивающих тягу по 590 кг каждый, время работы их около 10 с. В последних образцах Hs 294 жидкостно-реактивные двигатели (ЖРД) были заменены на твердотопливные. Ракета Hs 294 развивала скорость до 900 км/час.

Стартовый вес ракеты Hs 294–2175 кг. Аэродинамическая схема ракеты нормальная самолетная. Длина ракеты 6,15 м, диаметр 620 мм, размах крыльев 3960 мм. Высота сброса ракеты 5,4 км, дальность полета до 14 км. Когда ракета касалась воды, крылья, задняя часть фюзеляжа и двигатели отделялись, давая возможность остальной части фюзеляжа продолжать движение в качестве подводной торпеды.

Hs 294 управлялась так, чтобы примерно за 30–40 м до корабля-цели ракета входила под небольшим углом в воду и двигалась там горизонтально на небольшой глубине со скоростью 320–240 км/ч.

В качестве носителя использовался бомбардировщик Не-177. Кроме того, рассматривался вариант буксировки Hs 294 за реактивным бомбардировщиком Ar-234С.

По различным источникам, было изготовлено от 125 до 165 ракет Hs 294. Но в боевых условиях применить их немцы неуспели.

Серийные воздушные торпеды Hs 293 и Hs 294 снабжались обычно контактными взрывателями ударного действия. Однако фирма «Хеншель» на опытных образцах устанавливала три типа неконтактных взрывателей. Среди них был радиовзрыватель «Какаду», принцип работы которого основывался на эффекте Доплера. Взрыватель «Какаду» серийно производился в Третьем рейхе и применялся в ряде ракет.

Применялся также и оптический взрыватель «Пистоле». Он имел источник света (как излучения видимого спектра, так и инфракрасного излучения), помещавшийся внутри вращающегося цилиндра, снабженного прорезями, так что модулированный свет излучался в радиальном направлении (перпендикулярно направлению движения). Если вблизи прибора оказывалось отражающее тело (цель), то фотоэлемент воспринимал отраженные лучи, и тогда через усилитель и низкочастотный фильтр приводилось в действие исполнительное реле.

После окончания войны изучением и испытаниями воздушных торпед занялось КБ-2 Минсельхозмаша. В 1948 г. при участии специалистов КБ-2 были проведены летные испытания Hs 293, а в качестве носителя переоборудовали самолет Ту-2Д.

Пуски Hs 293 проводились с радиокомандными системами наведения — немецкой «Кель-Страсбург» и советской «Печора». Из 24-х запущенных Hs 293 с радиокомандными системами наведения в цель попали только три. По результатам испытаний Hs 293 было решено отказаться от запуска ракеты в серийное производство, которое планировалось начать на заводе № 272 в Ленинграде.

Конструкторы КБ-2 и других организаций вышли к руководству с предложением создать на базе германских воздушных торпед более совершенное отечественное изделие.

Постановлением Совмина № 1175–440 от 14 апреля 1948 г. были начаты работы по «реактивной авиационной морской торпеде РАМТ-1400 «Щука».

История «Щуки» выходит за рамки работы, а интересующихся я отсылаю к моей книге «Огненный меч Российского флота» (Москва: Яуза, ЭКСМО, 2004). Скажу лишь, что с некоторым приближением в комплексе «КСЩ» (корабельный самолет-снаряд «Щука») роль торпеды выполняла боевая часть, а торпедоносцем являлась сама ракета. Ракета приводнялась примерно в 60 м от цели, и дальше боевая часть шла под водой на глубине от 2 до 7 м к борту вражеского корабля.

Шестьдесят лет назад, в жарком июле 1946 г. в ленинградской Академии связи им. С.М. Буденного прошла защита диплома выпускника академии. Дело вроде бы рутинное. Но сразу после защиты проекта вышло постановление Совета Министров СССР, санкционировавшее организацию специального КБ для реализации этого дипломного проекта. В дипломе речь шла о создании воздушной торпеды (самолета-снаряда), запускаемого с самолета и наводимого по кораблям, а дипломантом был 22-летний инженер-капитан Серго Лаврентьевич Берия. Не буду лукавить, молодой Берия был талантливым конструктором, но проект был сделан на базе германских воздушных торпед.

21 ноября 1952 г. самолет-снаряд «Комета», система управления которого была создана Серго Берия и Павлом Куксенко с помощью германских специалистов, поразил крейсер «Красный Кавказ», обращенный в корабль-цель. «Комета» была сброшена с самолета Ту-4К на расстоянии 80–85 км от цели. Ракета попала в борт крейсера между дымовыми трубами. Несмотря на то что боевая часть была в инертном снаряжении, крейсер затонул через 12 минут после попадания.

«Комета» стала родоначальницей целого семейства советских противокорабельных крылатых ракет, которые в течение почти 50 лет были дамокловым мечом для американского флота.

Подводя итог, можно без преувеличения сказать, что германская классическая торпедоносная авиация проиграла сражения Второй мировой войны, но германские конструкторы в области как подводных, так и воздушных торпед на много лет опередили СССР, Англию и США.

Что же касается обычных торпед, то спор о том, что эффективнее — поражение надводной части корабля авиабомбой (ракетой) или удар в подводную часть — еще не кончен. Ряд западных экспертов высказали мнение, что если бы в ходе Фолклендской войны 1982 года аргентинцы могли бы использовать не бомбы, а торпеды, то потери англичан были бы существенно большими.

В ходе «танкерной войны» в Персидском заливе в первой половине 1984 г. в торговые суда попало 14 крылатых ракет «Экзосет», но затонуло лишь одно судно, да и то спустя много часов. Наученный этим опытом весной 2006 г. Иран провел в Персидском заливе учения, в ходе которых были показаны пуски сверхскоростных торпед, созданных на базе советской ракеты «Шквал». Реактивные торпеды запускались с катеров, с легких самолетов и вертолетов.

Так что в истории боевого применения торпед точку ставить еще рано.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица I. Данные германских авиационных торпед Торпеда … F5b … W (итал.) F5W … Si (стал.) FSI

Длина полная, мм … 4804–5160 … 5360 … 5460

Вес, кг … 725–812 … 975 … 905

Объем воздуха, л … 163 … 273 … 232

Давление, кг/см2 … 200 … 200 … 200

Вес воздуха, кг … 38,5 … 60 … 54

Вес керосина, кг … 2.75[31] … 3,6 … 3,6

Вес воды, л … 21 … 21 … 30

Вес ВВ, кг … 180–250 … 200 … 200

Дальность, м … 2000/6000[32] … 3000 … 3000

Скорость, уз. … 40/24 … 40 … 40

Таблица II. Данные самолетов типа ДБ-3 Модификация самолета … ДБ-3А … ДБ-3 М-87А … ДБ-3Ф

Год принятия на вооружение … 1936 … 1938 … 1940

Размах крыла, м … 22,44 … 21,44 … 21,44

Длина, м … 14,22 … 14,22 … 14,76

Высота, м … 4,14 … 4,19 … 4,10

Площадь крыла, кв. м … 65,50 … 65,50 … 66,70

Вес, кг: пустого максимальный взлетный … 4778 9000 … 5270 9500 … 5800 11570

Тип двигателя … 2 ПД М-85 … 2 ПД М-87А … 2 ПД М-88Б

Мощность, л.с. … 2x760 … 2x950 … 2х 1100

Скорость, км/ч: максимальная (крейсерская) … 400 … 439 (400) … 430 (406)

Дальность, км … 4000 … 3800 … 3800

Потолок, м … 8400 … 9300 … 9700

Максимальная скороподъемность, м/мин … 331 … — … 476

Экипаж, чел. … 3 … 3 … 3

Вооружение … Пулеметы 7,62 мм ШКАС (3 шт.) … Пулеметы 7,62 мм ШКАС (3 шт.) … Пулемет 12,7 мм БТ (1 шт.), пулеметы 7,62 мм ШКАС (2 шт.)

Бомбовая нагрузка, кг: нормальная (максимальная) … 1000 (2500) … 1000 (2500) … 1000 (2500) … 2700

Торпедное вооружение … 1 торпеда … 1 торпеда … 1 торпеда

Таблица III. Данные самолетов «Хэмпден»

Модификация … Hampden TB.Mk.I

Размах крыла, м … 21,08

Длина, м … 16,28

Высота, м … 4,55

Площадь крыла, м2 …60,75

Вес, кг:

пустого самолета / нормальный взлетный / максимальный взлетный … 5400 / 8800 / 10660

Топливо, л … 2973

Тип двигателя … 2 ПД Bristol Pegasus XVIII

Мощность, л.с. … 2x1015

Скорость, км/ч:

максимальная / крейсерская … 406 / 350

Дальность практическая, км … 3300

Боевая дальность с максимальной загрузкой, км … 1920

Потолок практический, м … 6920

Экипаж, чел. … 4-5

Вооружение: … шесть 7,69-мм пулеметов, бомбы до 1250 кг или одна 907-кг торпеда 

Таблица IV.

Сравнительная таблица тактико-технических данные германских торпедоносцев и торпедоносца «Бостон»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне / Н.М. Лаврентьев, Р.С. Демидов, Л.А. Кучеренко, Ю.В. Храмов. М.: Воениздат, 1983

Артемьев А.М. Авиационные торпеды // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра… № 1/2000

Басов А.В. Крым в Великой Отечественной войне 1941–1945. М.: Наука, 1987


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Книги похожие на "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Отзывы читателей о книге "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.