» » » Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».


Авторские права

Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Яуза, Эксмо, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».
Рейтинг:
Название:
Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».
Издательство:
Яуза, Эксмо
Год:
2006
ISBN:
5-699-17392-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Описание и краткое содержание "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." читать бесплатно онлайн.



В 70–80-е годы минувшего века благодаря мемуарам и потрясающему художественному фильму в СССР сложился настоящий культ летчиков-торпедоносцев, согласно которому эта воинская профессия во время Отечественной войны была едва ли не самой опасной — бытовало мнение, что советские торпедоносцы в среднем жили всего по три-четыре боевых вылета, что фактически они были «смертниками», русскими камикадзе, и — главное! — что ценой этих страшных потерь торпедоносцы наносили противнику огромный, невосполнимый урон.

Данная книга — первая попытка разобраться (скрупулезно и беспристрастно, основываясь не на эмоциональных рассказах, а на документах), что в этом культе было правдой, а что — лишь красивой легендой, какова на самом деле была боевая эффективность советской торпедоносной авиации и подлинная цена ее побед.






Примечания

1

В середине 1930-х гг. «Остехбюро» иногда сокращали до ОТБ.

2

45–12 — это калибр в сантиметрах и год принятия на вооружение.

3

В служебных документах времен Великой Отечественной войны встречаются оба наименования этого типа торпед — «высокий» и «высотный».

4

Регистровая вместимость судна — объем внутренних помещений торгового судна, исчисляемый в регистровых тоннах (1 рт = 100 куб. футам = 2.83 куб. м). Различают полную (валовую), или брутто регистровую вместимость (брт), и чистую, или нетто регистровую вместимость (нрт). В полную вместимость входят объемы всех судовых помещений, в т. ч. и помещения палубных надстроек, за исключением междудонного пространства и помещений, занятых вспомогательными механизмами, воздушными и световыми шахтами. Брутто регистровая вместимость служит одним из показателей размеров судна, и именно она учитывается при определении тоннажа торгового флота какой-либо страны или мирового тоннажа.

5

Тральщик Т-40К «Якорь» имел бортовой номер 23, поэтому в ряде источников он фигурирует как ТЩ.-23.

6

1 кабельтов = 185,2 м.

7

В документах упоминается как «Совнефть».

8

Грузопассажирский теплоход «Армения» построен в 1927–1928 гг. на верфи Балтийского завода в Ленинграде. Полное водоизмещение 6700 т, длина 112,15 м, ширина 15,55 м, осадка 5.96 м. 2 дизеля по 2000 л. с. Скорость 12,6уз. Пассажировместимость: 1-й класс —60 чел.; 2-й класс— 192 чел.; 3-й класс — 266 чел.; палубных пассажиров 462. На судне положено было иметь 16 спасательных шлюпок на 48 мест каждая, т. е. на 768 чел.

9

В скобках указано количество неисправных машин.

10

Самолета с названием «Гамбург-140» или просто «Гамбург» в люфтваффе вообще никогда не было. Тем не менее «Гамбурги» стали постоянными персонажами как служебных документов типа «Хроник…», так и творений советских литобработчиков. Видимо, «Гамбургом» считали трехмоторную летающую лодку BV-138. Ее взлетный вес 17,6 т. Максимальная скорость 285 км/ч. Дальность полета 5000 км. Бомбовая нагрузка 300–600 кг. Вооружение: один 13-мм пулемет MG-131 и две 20-мм пушки MG 151/20. Лодка была спроектирована фирмой «Блом и Фосс», а завод фирмы находился в Гамбурге. В ходе войны наши командиры зачастую называли «Гамбургом» любой гидросамолет противника, имевший больше чем один мотор.

11

Струбцина — зажим, который не был снят с элерона и лишал летчика возможности управлять самолетом.

12

Названия иностранных судов даются в русской транскрипции, когда она очевидна, например «Альбрехт Дюрер», а в случае сложного произношения — по-немецки, чтобы избежать путаницы, поскольку в наших источниках дают совершенно разные транскрипции названий.

13

Для 30–37-мм автоматов эффективный потолок ведения огня 3000 м, хотя баллистический потолок несколько выше.

14

«Продромос» входил в состав конвоев, атаковавшихся торпедоносцами 26 марта, 10 апреля, 18 июля, 1 и 7 августа (7 августа — 2 раза), 22 сентября, 7 и 31 октября.

15

«Хроника…». Выпуск 5. С. 340.

16

Из 88 торпед было 6 высоких.

17

22 января 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР 110-й Краснознаменный разведывательный авиаполк был преобразован в 13-й гвардейский Краснознаменный дальнебомбардировочный авиаполк.

18

Для справки: в годы войны буханка хлеба (по карточкам) стоила 2 руб., 1 кг мяса (по карточкам) — 1 руб. 70 коп.; бутылка водки — 3 руб. 60 коп., 1 метр крепдешина — 65 руб. В коммерческих магазинах: 1 кг мяса — 36 руб., 1 кг масла сливочного — 36 руб., 1 кг красной икры — 55 руб. Так что, потопив вражескую подводную лодку, можно было купить почти тонну красной икры.

19

Про 5 минут автор вовсе не ерничает. Интересующиеся могут почитать мемуары о торпедировании транспортов западных конвоев. Транспорт тонул и час, и два, а то и целые сутки, причем, получив не 45-см авиационную, а 53-см лодочную торпеду, а то и несколько. А тут все как на подбор — 5 минут. Просто самолет дольше в радиусе потопления не мог находиться.

20

Ошибка в служебном документе, или в этот день ему присвоили очередное звание.

21

Имеется ввиду настоящая Амдерма, а не липовая Амдерма-2 на Новой Земле, придуманная «сказочниками» в 1950-х годах.

22

В скобках — число неисправных машин.

23

Американские истребители, поставлявшиеся по ленд-лизу.

24

Факт гибели самолета Ил-4 и его летчика командира 24-го мтап 16 марта 1943 г. подтверждают и «Хроника…» (Выпуск 4. С. 126), и «Боевая летопись Военно-морского флота. 1943» (С. 106–107). Однако В.Котельников, Ю. Рыбин в статье «Балалайка» («Мир авиации» № 1/1995) утверждают, что комполка Ведмеденко погиб 21 декабря 1942 г. на «Хэмпдене» при посадке.

25

У немцев время по другому часовому поясу.

26

Пост ВНОС — пост воздушного наблюдения, оповещения и связи.

27

Говоря о «липовых» победах наших военных, мне не хотелось бы быть записанным в ряды оголтелых антисоветчиков. На войне врали всегда. Вспомним, как адъютант спросил Суворова после очередной виктории над турками: «Какие потери у турок отписать матушке-императрице?» — «Пиши поболе, чего их, нехристей, жалеть!» А князь Бисмарк зло изрек: «Нигде не врут так, как на охоте и на войне». А он ходил на медвежью охоту вместе с Александром II, да и в войне кое-что смыслил.

28

Кроме того, ее часто называли FX-1400.

29

Однотипные крейсеры, построены в 1937–1938 гг. Водоизмещение 10 тыс.т, 15–152-мм орудий.

30

Крейсер «Уганда» построен в 1942 г., водоизмещение 8,9 тыс. т, 9–152-мм орудий.

31

У немцев декалин — производная нафталина.

32

Два режима.

Ссылки

1

По данным: Блокада и контрблокада. Борьба на океанско-морских сообщениях во Второй мировой войне/ Под ред. В.П. Боголепова. М.: Наука, 1967. С. 554,557–558.

2

Подробнее об этом рассказано в моей книге «Чудо-оружие СССР» (М.: Вече, 2004).

3

Цит. по: Котельников В. Дальний бомбардировщик ЛЮ-З/Ил-4 // Авиация и Космонавтика вчера, сегодня, завтра… № 5–6/2005. С. 43.

4

Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР 1928–1945. Справочник. М.: Воениздат, 1988.

5

Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Выпуск 1.С. 222.

6

Ванеев Г.И. Севастополь 1941–1942. Хроника героической обороны. Киев: Украина, 1995. Кл 1. С. 67.

7

По данным «Хроники…» (Выпуск 2. С. 119), — 11 раз.

8

«Хроника…». Выпуск2. С. 134.

9

Там же. С. 191.

10

Там же. С. 95, 252.

11

Там же. С. 280.

12

Там же. С. 309.

13

Там же. С. 316.

14

С марта 1942 г. самолет ДБ-3Ф был переименован в Ил-4. Однако во многих служебных документах они по-прежнему именовались ДБ-3Ф аж до 1945 г.

15

«Хроника…». Выпуск 4. С. 41.

16

Морозов М. Торпедоносцы Ильюшина над Черным морем // Мир авиации № 2/2003.

17

«Хроника…». Выпуск 4. С. 409.

18

«Хроника…». Выпуск 5. С. 156.

19

Цит. по: Морозов М. Торпедоносцы Ильюшина над Черным морем // История авиации № 2/2003. С. 25.

20

Иванов П.Н. Крылья над морем. М.: Воениздат, 1972. С. 199.

21

«Хроника…». Выпуск 6. С. 187–188.

22

Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере. Выпуск 1. С 22 июня по 31 декабря 1941 г. М. — Л: Военмориздат, 1945. С. 18.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Книги похожие на "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Отзывы читателей о книге "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.