Александр Широкорад - Поход на Вену

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Поход на Вену"
Описание и краткое содержание "Поход на Вену" читать бесплатно онлайн.
В книге историка А.Б. Широкорада рассказывается об участии Дунайской военной флотилии в Великой Отечественной войне. Первая русская флотилия на Дунае была создана в XVIII веке для войны с Турцией. В январе 1918 года флотилия действовала против румынских войск, в феврале того же года она отошла в Oдессу, где в марте была захвачена германскими войсками. В годы Великой Отечественной войны моряки флотилии, вновь созданной в 1940 году, на небольших речных легковооруженных судах героически сражались на Дунае, Черном Азовском морях, участвовали в Ясско-Кишиневской и других операциях. В книге впервые приводятся тактико-технические характеристики кораблей Дунайской военной флотилии.
б) в случае постановки мин самолетами противника немедленно протралить и очистить фарватер всеми наличными средствами.
Килийская группа в составе катеров 4-го погранотряда и 5-го отряда бронекатеров имела задачи:
а) с приходом сверху Измаильской группы произвести переброску частей Красной Армии на левый берег Дуная;
б) с окончанием переброски отходить вниз на присоединение к главным силам.
Особую группу составляли монитор «Ударный» (командование и штаб Дунайской флотилии) и 1-й отряд бронекатеров, которые имели задачи:
а) по особому указанию командующего выставить минное заграждение в районе кордон Баклажанов — устье реки Репида;
б) выполнив эту постановку, принять в Кислице мины «Мираб» и по вторичному приказанию командующего флотилией выставить их в Потаповском канале.
На рассвете 18 июля 1-й и 2-й отряды бронекатеров выставили минные заграждения из 14 мин типа «Р-1» и 18 мин типа «Рыбка» в районе кордон Вогульский — устье реки Репида с целью задержать движение мониторов противника вниз в случае их попытки воспрепятствовать отходу Дунайской флотилии. В это время наши батареи вели борьбу с батареями противника, которые значительно усилили свою активность. В 6 ч. 40 мин. батареи Исакчи вели огонь по дамбе, монастырю Феропонтия и селению Сату-Ноуэ. В 8 ч. 00 мин. те же батареи обстреливали селение Картал. В 15 ч. 55 мин. наши батареи открыли огонь по батарее противника в районе селения Периправа, которая обстреливала Вилково. В 20 ч. 50 мин. батареи противника из Тульчи вели огонь по району реки Репида.
В 19 часов 18 июля контр-адмирал Абрамов и его штаб перешли с берегового флагманского командного пункта на монитор «Ударный». В 22 часа штаб Дунайской флотилии получил условный сигнал «Ч» и приступил к обеспечению отхода 14-го стрелкового корпуса и перебазированию флотилии в Одессу.
19 июля в 3 часа ночи монитор «Ударный» под флагом командующего Дунайской флотилии в темноте прорвался мимо Периправы. Батарея противника огня не открывала. Монитор стал на якорь на 6-м километре Очаковского гирла.
Из-за того, что произошла задержка при снятии частей 287-го стрелкового полка, Измаильской группе кораблей пришлось прорываться из Сату-Ноу и Старой Килии через район Периправы уже на рассвете. Несмотря на интенсивный огонь наших мониторов «Жемчужин» и «Мартынов» и батареи № 7 по батареям Периправы, последние все же открыли огонь по нашим кораблям, шедшим сверху, и потопили бронекатер № 133.[16]
Произведя переброску частей Красной Армии на левый берег Дуная и прикрыв отход частей 14-го стрелкового корпуса на новые рубежи, флотилия при незначительных потерях к 6 часам утра 19 июля сосредоточилась в Очаковском гирле между 2-м и 6-м километрами.
С утра была довольно свежая погода. Дул юго-западный ветер до 5 баллов. К 12 часам ожидавшегося ослабления ветра не произошло. В 14 часов командующий флотилией приказал выходить в море. В 15 часов вышли 11 бронекатеров, и катер МО и самостоятельно пошли в Одессу. Вслед за ними в море вышла группа судов: 2 штабных катера, 5 портовых катеров, 4 гидрографических катера, 5 глиссеров, 5 катеров-тральщиков, 5 катеров КМ, 27 катеров ЗИС, 7 катеров ЭК и один катер МКМ. В 17 ч. 45 мин. начали выходить дивизион мониторов и три катера МО.
На выходе из Потаповского канала монитор «Железняков» сел на мель, но был снят буксиром «Аккерман». В 19 ч. 30 мин. дивизион бронекатеров в полном составе и один катер МО стали на якорь на Жебриянском рейде. Все остальные суда флотилии продолжали идти в Одессу.
С постановкой мониторов на якорь стало известно, что румыны сосредотачиваются в селении Периправа, очевидно, готовясь к переправе через Дунай. С получением этих данных немедленно был открыт огонь главным калибром мониторов по Периправе. Корректировка огня производилась по радио из Вилково. После нескольких удачных залпов румыны были рассеяны.
В 19 часов 1-й отряд бронекатеров по приказанию Абрамова закончил постановку минного заграждения типа «Мираб» в Потаповском канале. Было выставлено 15 мин в одну линию по оси фарватера. Затем отряд самостоятельно пошел в Одессу.
Для обеспечения прохода кораблей флотилии морем по распоряжению адмирала Октябрьского были высланы две канонерские лодки типа «Красная Грузия», эсминец «Шаумян», пять сторожевых катеров, шесть торпедных катеров, два тральщика и три буксира. К моменту выхода флотилии из устья Дуная канонерки уже стояли на Жебриянском рейде и производили работу по снятию батареи № 717. Кроме того, с 10 часов 19 июля и до рассвета 21 июля в районе острова Фидониси маневрировали лидер «Харьков» и эсминец «Бодрый», прикрывая переход Дунайской флотилии от возможных действий румынского флота со стороны Сулины и Констанцы.
Тылы 96-й авиаэскадрильи и часть имущества были отправлены по железной дороге. 17-я пулеметная рота и батарея № 724 из города Рени должны были отходить на Болград совместно с частями 14-го стрелкового корпуса.
Все остальные батареи и сухопутные части флотилии, сведенные в группу, по условному сигналу должны были двигаться на Аккерман — Одессу.
20 июля в 9 ч. 16 мин. корабли Дунайской флотилии в составе ста вымпелов прибыли в Одессу. На переходе погиб один небольшой портовый катер, сев на мель в районе Днестровского лимана. На мониторах стали пропускать воду швы и заклепки из-за деформации корпуса, вызванного долгим пребыванием на волне.
Любопытно, что моряки эвакуировали с Дуная не только основной корабельный состав флотилии, но и обе принадлежавшие ей подвижные береговые батареи. По прибытии в Одессу 152-мм батареи № 724 и № 725 были переданы Одесской ВМБ.
Так закончились боевые действия флотилии на Дунае. Мы давно привыкли к штампу: «моряки проявили стойкость и героизм», но это абсолютно справедливо, когда речь идет о личном составе флотилии. Командование флотилии действовало в целом тактически грамотно, не в пример командованию Черноморского флота.
16 июля нарком ВМФ Кузнецов в своей телеграмме на имя командующего флотилией писал: «Дунайская военная флотилия действовала храбро и решительно, полностью выполнила поставленные перед нею задачи, показав прекрасные образцы боевой работы. Уверен, что славные дунайцы и впредь будут бить противника так же, как они били его на Дунае».
За умелое руководство боевыми действиями и проявленные в ходе их мужество и отвагу командующий флотилией контр-адмирал Н.О. Абрамов, военный комиссар флотилии бригадный комиссар В.К. Беленков, командир Килийской группы кораблей капитан-лейтенант И.К. Кубышкин и еще пять командиров были награждены орденом Красного Знамени. Замечу, что в июле 1941 г. награды участникам войны давались довольно редко и всегда заслуженно, в отличие от позднейшего звездопада орденов и медалей, начавшегося в середине 60-х.
Уход русских с Дуная дал огромное преимущество Германии и ее союзникам. Дунай системой каналов связан с рядом рек Европы. Таким образом, в Черное море могли попадать суда, построенные на германских, голландских и французских верфях. По Дунаю в Черное море немцы в 1942—1943 гг. перевели шесть малых подводных лодок II серии, торпедные катера и другие малые военные суда.
Немцы, используя верфи покоренной Европы, построили сотни небольших плоскодонных судов типа «река — море» водоизмещением 150—400 тонн, которые доставляли по Дунаю из Центральной Европы грузы для Восточного фронта в порты Одесса, Севастополь, Феодосия, Керчь, Анапа. Это имело очень важное значение для вермахта с учетом разрушения большей части советских железных дорог, разной ширины колеи, действий партизан и т.д.
Другая часть грузопотока направлялась в порты Греции и Италии. Там германские суда разгружались, брали новый груз и шли обратно в Черное море и далее на Дунай.
Осадка таких судов позволяла двигаться по мелководью вдоль берегов, прикрываясь минными заграждениями, береговой артиллерией и истребительной авиацией. Суда типа «река — море» несли мощное зенитное вооружение, которое маскировалось или пряталось в трюм при проходе турецких Проливов.
В результате ни советскому флоту, ни союзникам не удалось нанести немцам существенных потерь на коммуникациях Линц — Анапа; Линц — порты Италии и Греции.
ГЛАВА 9.
УМАНЬСКАЯ ТРАГЕДИЯ
Дальнейшие действия Дунайской флотилии невозможно понять без хотя бы краткого рассказа о действиях сухопутных войск, тем более что советские историки старательно избегали даже упоминания о событиях на юге Украины в июле-августе 1941 г.
Еще 5 июля командующий группой армий «Юг» генерал-фельдмаршал К. Рундштедт решил, что группа Клейста после захвата Житомира и Бердичева повернет свои два корпуса на Кировоград, используя дорогу на Одессу, чтобы с востока глубоко охватить основные силы советских войск на Правобережной Украине и в Молдавии, не дать им отойти за Днепр. Третьему корпусу предстояло овладеть плацдармами на Днепре у Киева. 6-я полевая армия, разделенная на две группы, должна была северной группой наступать на Киев, а южной — на юг, чтобы во взаимодействии с главными силами танковой группы Клейста и наступавшей навстречу ей с юга 11-й армией окружить и уничтожить войска Юго-Западного фронта. Предполагалось, что с запада советские войска потеснит 17-я армия генерала К.Х. Штюльпнагеля.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поход на Вену"
Книги похожие на "Поход на Вену" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Широкорад - Поход на Вену"
Отзывы читателей о книге "Поход на Вену", комментарии и мнения людей о произведении.