» » » Александр Широкорад - Поход на Вену


Авторские права

Александр Широкорад - Поход на Вену

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Широкорад - Поход на Вену" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Вече, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Поход на Вену
Рейтинг:
Название:
Поход на Вену
Издательство:
Вече
Год:
2005
ISBN:
5-9533-0973-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Поход на Вену"

Описание и краткое содержание "Поход на Вену" читать бесплатно онлайн.



В книге историка А.Б. Широкорада рассказывается об участии Дунайской военной флотилии в Великой Отечественной войне. Первая русская флотилия на Дунае была создана  в XVIII веке для войны с Турцией. В январе 1918 года флотилия действовала против румынских войск, в феврале того же года она отошла в Oдессу, где в марте была захвачена германскими войсками. В годы Великой Отечественной войны моряки флотилии, вновь созданной в 1940 году, на небольших  речных легковооруженных судах героически сражались на  Дунае, Черном Азовском морях, участвовали в  Ясско-Кишиневской и других операциях. В книге впервые приводятся тактико-технические характеристики кораблей Дунайской военной флотилии.






2 ноября в связи с усиливавшейся минной опасностью на Дунае, особенно в районе Белград — Турнусеверин, командующий Дунайской флотилией запретил движение судов в этом районе. Всем судам, прибывшим в Турнусеверин, контр-адмирал Горшков приказал производить размагничивание.

Разведка на реке Тисса установила, что проход кораблей по реке был затруднен наличием минного поля в 3 км вышел устья реки. В районе взорванного железнодорожного моста был обнаружен обходной фарватер шириной 13 м, глубиной 9,5 м.

3 ноября в связи с напряженной минной обстановкой на Дунае в районе Белград — Турнусеверин и запрещением движения судов в этом районе контр-адмирал Горшков приказал: ранее вышедшим судам до окончания траления стать у берегов; переправу войск в районе Белград — Гроцка — Дубравица производить только за тралами и в светлое время суток; командиру 1-й Керченской бригады речных кораблей, а также старшим морским начальникам портов Белград и Турнусеверин производить траление в своих районах, обратив особое внимание на районы переправ.

Схема расположения армий 2-го и 3-го Украинских фронтов на 30 октября 1944 г. 

В этот день на 1050 км Дуная три баржи и буксир подорвались на магнитных минах и затонули. А на следующий день, 4 ноября, в 23 ч. 45 мин. на переправе в районе Дубравица в 30 м от правого берега Дуная на магнитной мине подорвались и затонули пустые баржи № 661 и № 624. Буксировавший их пароход получил незначительные повреждения. 14 ноября на 749 км Дуная вне фарватера у левого берега на магнитной мине подорвалась баржа. В тот же день буксир «Жан Милот» во время перехода в 800 м ниже разрушенного белградского моста подорвался на мине и затонул, погибли шесть матросов и два офицера..

В ходе Белградской операции Красной армии не удалось захватить правый берег Дуная от Сотина до Батина. На этом 115-километровом береговом участке немцы создали мощную линию обороны и заминировали реку. Таким образом, возможность прорыва кораблей Дунайской флотилии вверх полностью исключалась. Между тем 57-я и 4-я гвардейская армии 3-го Украинского фронта форсировали 9—18 ноября Дунай на участке Апатин — Бая и захватили плацдарм на его правом берегу по фронту в 90 км и глубиной до 15 км. Командование фронта принимало срочные меры по переправе главных сил этих армий, 18-го танкового и 4-го гвардейского механизированного корпусов на плацдарм для его расширения.

Командующий фронтом Ф.И. Толбухин еще 9 ноября приказал ускорить ремонт кораблей и траление фарватеров Дуная в операционной зоне флотилии, а также потребовал, чтобы флотилия в ближайшее время была готова оказывать содействие войскам 57-й и 4-й гвардейской армий на' Дунае севернее устья Дравы. Учитывая необходимость высадки в ходе наступления на Будапешт десантов, командование фронта попросило Ставку о выделении в его распоряжение 83-й отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота под командованием полковника Смирнова, так как эта бригада имела большой опыт участия в высадке десанта. Ставка бригаду выделила, и она должна была прибыть в район Новисада к 25 ноября.

Для прорыва флотилии к плацдарму Апатин — Бая вице-адмирал Горшков[22] решил использовать каналы Короля Петра I и Короля Александра I, обходившие злополучный германский плацдарм Сотин — Батин.

Канал Короля Петра I имеет длину 123 км и соединяет Дунай с рекой Тисса. Глубина канала около 2 м. Он имел семь шлюзов длиной 56 м и шириной 4,8 м.

Канал Короля Александра I соединяет города Новисад и Самбо (Сомбор). Его протяженность 69 км, а средняя глубина 2 м. В канале было четыре шлюза длиной 42,6 м и шириной 9,3 м.

Командование фронтов поставило Дунайской флотилии задачу: частью сил перейти по обходному каналу Короля Петра I из района Новисада в район Бездан для поддержки приречных флангов 57-й армии и высадки тактических десантов.

Командование флотилии выделило для этой цели один отряд бронекатеров из состава 1-го гвардейского дивизиона 1-й Керченской бригады речных кораблей. Выход бронекатеров был назначен на 17 ноября.

Береговому отряду сопровождения флотилии было приказано к 16 ноября перейти на новое место дислокации — в район Бачка Паланка.

Для совместных действий с частями фронта в среднем течении реки Дунай в направлении Будапешт — Бега командование флотилии выделило следующие силы:

— от 1-й Керченской бригады речных кораблей — мониторы «Азов» и «Керчь», десять бронекатеров 1-го гвардейского дивизиона (катера №№ 33, 75, 115, 161, 323, 324, 333, 336, 337, 338) и пятнадцать бронекатеров 3-го дивизиона (катера №№111, 124, 131, 132, 134, 322, 339, 411, 412, 422, 431, 432, 433, 434);

— от 2-й Сулинской бригады речных кораблей — семь бронекатеров 4-го Тульчинского дивизиона (катера №№ 3, 4, 6, 7, 241, 242, 321) и пять минных катеров 1-го дивизиона (катера №№ 17, 18, 20, 23, 24);

— от бригады траления — 1-й отряд 1-го дивизиона речных катеров-тральщиков и 5-й отряд 3-го дивизиона речных тральщиков;

— от 213-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона — плавучую батарею (четыре 40-мм зенитных пушки).

Весь указанный состав был оперативно подчинен командиру 1-й Керченской бригады речных кораблей.

В тот же день, 15 ноября, в 20 часов катер-тральщик №213 при переходе с судами в районе 952 км реки ударился о баржу, перевернулся и затонул. Команда катера была спасена, командир катера получил ранение.

15 ноября к каналу Короля Петра I были стянуты инженерные части 57-й армии и мобилизованное местное население. В канале были затоплены десятки судов, обломки мостов, понтонные мосты наших войск и т.д. Расчистка канала шла круглосуточно.

17 ноября приказом № 0367 Верховного Главнокомандующего за отличие в боях при освобождении города Белград 1-му гвардейскому дивизиону бронекатеров 1-й Керченской Краснознаменной бригады речных кораблей было присвоено наименование «Белградской».

В тот же день в 11 часов дня бронекатера №№32, 71, 324 и 337 (1-го гвардейского Белградского дивизиона) в сопровождении речного катера-тральщика и полуглиссера вышли из района Белграда на реку Тисса для следования каналом Короля Петра I в район города Бездан. На следующий день, 18 ноября, к 10 ч. 50 мин. эти катера подошли к шлюзам на реке Тисса в районе населенного пункта Стари Бечет, в 14 ч. 45 мин. прошли шлюзы и в 20 ч. 40 мин. прибыли в район населенного пункта Србобран.

Участник перехода А.Я. Пышкин писал: «Плавание по узкому искусственному каналу было для бронекатеров делом новым, непривычным. Даже на малом ходу проход затруднялся, так как канал имел подводные препятствия, был извилистым и мелководным. Бронекатера шли под одним мотором; не исключалась опасность засорения водяных радиаторов и помп подымавшимся со дна песком. Во многих местах катера приходилось продвигать силами личного состава на концах, футштоках и опорных крюках. Проход под разрушенными мостами был наиболее опасен — обломками железобетона, фермами закрывался и без того мелкий фарватер канала. Командиры катеров не напрасно опасались не только пропороть днище катеров, но и потерять винт или перо руля.

Встречавшиеся в каналах затопленные суда силами экипажей разворачивались и отталкивались ближе к берегу, чтобы освободить проход. Это представляло значительную трудность из-за отсутствия специальных приспособлений — лебедок, блоков.

Проход бронекатеров по каналам продолжался в темное и светлое время суток. Не отдыхая ни одного часа, личный состав стремился пройти обходным путем к намеченному сроку. Особенно трудно было мотористам, работавшим в одну смену, так как все остальные были заняты на расчистке фарватера. Бессменно стояли вахту рулевые. Плохая видимость, дождь, незнакомство с каналом — все это держало командиров, старшин и матросов в постоянном нервном напряжении…

…Деревянный мост в Бездане был непроходим. Середина его упиралась в баржу, которая заграждала проход. Потребовалось немало усилий, чтобы разобрать мост и оттащить баржу. [На это ушло 6 часов — А.Ш.] Но как только все было сделано, бронекатера вошли в Питательный канал. По нему до города Бая командир бригады приказал идти только в ночное время, так как вблизи фронта могла появиться разведывательная и бомбардировочная авиация противника. Нужно было пройти ночью семь мостов; один из чих пришлось поднимать вручную.

Надобность в наших маленьких боевых кораблях была в то время так велика, что по приказанию командующего фронтом у всех наведенных переправ стояли наготове саперные роты, которые вместе с экипажами катеров разводили мосты, освобождая путь.

Таким образом, наши корабли медленно, но верно продвигались дальше. В отдельных местах ширина канала достигала 6—7 метров, а глубина всего-навсего — 80 сантиметров. Бывало, что на участках до полукилометра длиной катерам приходилось ползти днищем по песку»{40}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Поход на Вену"

Книги похожие на "Поход на Вену" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Поход на Вену"

Отзывы читателей о книге "Поход на Вену", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.