Александр Широкорад - Поход на Вену

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Поход на Вену"
Описание и краткое содержание "Поход на Вену" читать бесплатно онлайн.
В книге историка А.Б. Широкорада рассказывается об участии Дунайской военной флотилии в Великой Отечественной войне. Первая русская флотилия на Дунае была создана в XVIII веке для войны с Турцией. В январе 1918 года флотилия действовала против румынских войск, в феврале того же года она отошла в Oдессу, где в марте была захвачена германскими войсками. В годы Великой Отечественной войны моряки флотилии, вновь созданной в 1940 году, на небольших речных легковооруженных судах героически сражались на Дунае, Черном Азовском морях, участвовали в Ясско-Кишиневской и других операциях. В книге впервые приводятся тактико-технические характеристики кораблей Дунайской военной флотилии.
По плану проведения десантной операции в районе Тат — Несмей 18 марта были сосредоточены в Вишеграде бронекатера №№ 5, 6, 7, 111, 115, 131, 134, 161, 232, 234, 244 336, 411, 434, минные катера № 11, 18, 23, 24, 29 и речные катера-тральщики №№ 220 и 223, а также десантный отряд 144-го батальона 83-й отдельной бригады морской пехоты. Из состава отряда 103 человека были выделены в штурмовую группу. Командовал отрядом майор Быстров.
Схема расположения боевого порядка артиллерии Берегового отряда сопровождения в районе Гарам-Кевешд на 16 марта 1945 г.Командир десанта распределил выделенные ему корабли следующим образом:
1. Десантный отряд под командованием капитан-лейтенанта Бутвина. В его состав входили бронекатера №№ 5, 7, 111, 115, 131, 134, 161, 232, 234 и 244. После высадки десанта бронекатерам №№ 5, 7, 111, 134, 232, 234 и 244 надлежало прорываться обратно в Вишеград через укрепленную зону противника, уничтожая по пути все понтонные и паромные переправы врага.
2. Отряд корабельной поддержки под командованием старшего лейтенанта Карпенюка. В его состав входили бронекатера №№ 336, 434 и минный катер № 18. Задача отряда — обеспечить переход десантного отряда через переправы противника и поддержать огнем высаженный десант.
3. Отряд обеспечения под командованием старшего лейтенанта Бирюка. В его состав входили бронекатер № 411, речные катера-тральщики №№ 220 и 223. Задача отряда — оказывать помощь вышедшим из строя кораблям, принимать раненых с катеров и с берега, а по окончании высадки десанта прорываться в Демеш для доставки раненых в госпиталь.
4. Резервный отряд под командованием старшего лейтенанта Бабкова. В его состав входили минные катера №№ 23, 24 и 29. Задача отряда — прикрывать десантный отряд от артиллерийского огня кораблей противника, танков и самоходных орудий, а после высадки десанта прикрывать отход десантных кораблей и прорыв их в район Вишеграда.
На бронекатерах десантного отряда в ночное время проводились тренировки — посадка и высадка десанта. Командиры катеров, выделенных для высадки десанта, были ознакомлены с наставлениями для плавания в районе Вишеграда.
В 8 часов утра 18 марта бронекатера №№ 71, 154, 162, 163, 164, 322 и минные катера №№ 15, 19, 17, 22, 25, 30 и 31 вышли из Белграда для перехода по реке Тисса и каналу Короля Петра I к месту сосредоточения кораблей флотилии — в Будапешт.
19 марта в 20 ч. 10 мин. бронекатера сосредоточились в пункте посадки десанта — на 1695 км реки. Десант было приказано высадить к рассвету 20 марта в районе селения Тат. В его задачу входило: действуя во фланг неприятельских войск, соединиться с частями 10-го стрелкового корпуса, наступавшими из района Эстергом.
В 20 ч. 47 мин. самолеты По-2 312-й авиадивизии ночных бомбардировщиков начали бомбардировку огневых точек противника в районе Эстергом — Тат. В то же время десантные части 144-го батальона 83-й бригады морской пехоты прибыли к месту посадки на суда — на 1695 км реки.
В 20 ч. 59 мин. началась посадка частей десанта 83-й бригады морской пехоты на корабли: было размещено 536 человек и погружено два 45-мм орудия, семь минометов, 21 противотанковое ружье и 5,5 тонн боезапаса. Посадка происходила недостаточно организованно, что задержало выход десантного отряда на час против назначенного времени.
В 21 ч. 45 мин. десантный отряд (бронекатера №№ 5, 7, 111, 115, 131, 134, 161, 232, 234 и 242), отряд обеспечения (бронекатер № 411 и речные катера-тральщики №№ 220 и 223) и резервный отряд (минные катера №№ 23, 24 и 29) вышли в район высадки десанта — в селение Тат.
В 22 ч. 00 мин. отряд корабельной поддержки (бронекатера №№ 336, 434 и минный катер № 18), находившийся в дозоре в районе 1699 км реки, присоединился к головному отряду десанта. Средняя скорость кораблей равнялась 8— 10 км в час, видимость была 300 м, облачность — 9 баллов.
В 23 ч. 30 мин. десантный отряд пересек линию фронта, обозначенную на правом берегу Дуная белыми огнями. В целях отвлечения внимания противника от десанта наши ночные бомбардировщики усилили бомбардировку районов Эстергом и Паркань.
Схема десантных действий катеров Дунайской флотилии в районе Тат 19—20 марта 1945 г.В 23 ч. 48 мин. десантный отряд подходил к эстергомскому мосту. Обеспечивая прорыв десантных кораблей через укрепленную зону противника, артиллерия 10-го стрелкового корпуса, 83-й бригады морской пехоты и Берегового отряда сопровождения флотилии начала обстреливать укрепления противника и его огневые точки.
20 марта в 0 ч. 15 мин. десантный отряд кораблей флотилии подошел к эстергомскому мосту. Когда головной бронекатер проходил под мостом, противник открыл огонь по отряду с обоих берегов реки. Катера отряда корабельной поддержки и отряда прикрытия открыли ответный огонь. В 0 ч. 25 мин. все катера (за исключением бронекатера № 7) прошли разрушенный мост. Бронекатер № 7 (командир лейтенант В.Н. Никольский), потеряв ориентировку, пошел правее рекомендуемого фарватера, наскочил на разрушенную ферму и получил пробоину. Командир отряда обеспечения подошел к нему на бронекатере № 411, пересадил людей и вступил на свое место в строю. Поврежденный катер был отправлен обратно в Вишеград. По мере продвижения катеров вверх по Дунаю огонь противника с берега ослабевал.
В 0 ч. 40 мин. по сигналу командира высадки артиллерия 10-го стрелкового корпуса, 83-й бригады морской пехоты и Берегового отряда сопровождения флотилии прекратила огонь. Самолеты По-2 продолжали бомбардировать огневые точки противника.
В 1 ч. 20 мин. катера десантного отряда подошли к месту высадки в 3 км западнее селения Тат и высадили десант, не встретив сопротивления противника. Отряд корабельной поддержки находился в 4—б км выше места высадки. С 3 ч. 07 мин. по приказу командира десанта катера начали отходить на базу. В 3 ч. 50 мин. они подходили к эстергомскому мосту. Противник усилил задымление моста, и это усложнило проход наших катеров. В то же время немцы вели огонь по катерам с обоих берегов реки.
Артиллерия 10-го стрелкового корпуса, 83-й бригады морской пехоты и Берегового отряда сопровождения флотилии по сигналу командира высадки возобновила стрельбу на подавление огневых точек противника. В это время бронекатера устремились на прорыв и без повреждений вышли из зоны вражеского огня.
Повреждения бронекатера № 7, налетевшего на ферму моста, оказались серьезными, и он потерял ход. В 4 ч. 34 мин. ему на помощь пришли два бронекатера, но из-за быстрого поступления воды в пробоину катер затонул в районе острова Зелемба (на 1713 км реки). Личный состав с него был снят.
В 6 ч. 30 мин. корабли десанта прибыли к месту базирования — в Вишеград.
Противник подтянул в район высадки нашего десанта танки и пехоту и с 7 часов утра начал ожесточенные атаки, пытаясь сбросить десант в воду и очистить дорогу на запад, перерезанную десантом.
Наша дальнобойная артиллерия 46-й армии и Берегового отряда сопровождения флотилии поддерживала действия десанта на берегу. Она вела огонь по живой силе, танкам и батареям противника, помогая десанту отбивать многочисленные атаки.
В 14 ч. 40 мин. штаб флотилии получил из штаба 2-го Украинского фронта приказание: ввиду медленного продвижения 10-го стрелкового корпуса на эстергомском направлении и сильного противодействия противника нашему десанту у селения Тат высадить к рассвету 21 марта в районе Тат второй десант в составе одного батальона. Для выполнения этой задачи командующий флотилией приказал сосредоточить необходимое количество катеров в районе Демеш.
К 20 ч. 00 мин. в этот пункт были стянуты бронекатера №№ 5, 6, 111, 115, 124, 131, 134, 232, 233, 234, 324, 336, 411, 433 и 434, минные катера №№ 20, 21, 23 и 24 и речные катера-тральщики №№ 220 и 223. В 21ч. 00 мин. командир 83-й бригады морской пехоты сообщил, что 305-й батальон, выделенный в десант, не сможет прибыть к месту посадки на катера в Демеш в назначенное время, и просил назначить место посадки ближе к линии фронта. В 23 ч. 30 мин. все катера десантного отряда перешли в новый пункт посадки отряда — в район Башахарц, расположенный в 3 км от линии фронта.
21 марта части 10-го стрелкового корпуса 2-го Украинского фронта совместно с 83-й отдельной бригадой морской пехоты во второй половине дня заняли город Эстергом, расположенный на правом берегу Дуная.
Части 25-го стрелкового корпуса форсировали устье реки Грон и вышли на восточные окраины населенных пунктов Нана и Пакань.
Войска 3-го Украинского фронта продолжали наступление в районе Секешфехервар и отбросили на правый берег Дуная группу противника, высадившуюся в районе Ябука.
В 0 ч. 15 мин. 21 марта к месту сосредоточения бронекатеров флотилии в район Башахарц прибыл 305-й батальон 83-й бригады морской пехоты, снятый с передовых позиций. Посадка батальона на катера продолжалась около двух часов, расчета и распределения личного состава по катерам не было, люди садились по своему усмотрению. Это привело к неравномерной загрузке катеров. Боевой приказ был получен в момент отхода, и поэтому командир высадки не довел его до командиров отрядов. Всего на катера было принято 330 человек, два 45-мм орудия, пять пулеметов и 12 тонн боезапаса.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поход на Вену"
Книги похожие на "Поход на Вену" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Широкорад - Поход на Вену"
Отзывы читателей о книге "Поход на Вену", комментарии и мнения людей о произведении.