» » » » Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы. Государства Британского содружества. Том 1. Учебное пособие


Авторские права

Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы. Государства Британского содружества. Том 1. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы. Государства Британского содружества. Том 1. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Издательство „СПбКО“»1b737575-e313-11e2-8fb3-002590591ed2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы. Государства Британского содружества. Том 1. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Политические и избирательные системы. Государства Британского содружества. Том 1. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-903983-28-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политические и избирательные системы. Государства Британского содружества. Том 1. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Политические и избирательные системы. Государства Британского содружества. Том 1. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии отражена эволюция политических систем отдельных стран мирового сообщества. На широком историческом и политологическом материале рассматривается динамика развития политических систем отдельных государств, обусловленная историческими факторами, культурой, традициями, особенностями географического положения, менталитета народов, населяющих государство, а также прослежена эволюция политических систем в XX в. и динамика мирового политического процесса на рубеже XX–XXI вв.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих политологию и страноведение. В данный первый том трехтомного пособия включены основные государства Британского содружества.






Функция управления связана с регулированием хода государственных дел в целом. Для этого создаются особые органы и формируются нормы, призванные регламентировать развитие общества. В любом обществе имеются проблемы, связанные с обороной, экономикой, контролем за природными ресурсами, здравоохранением, образованием и т. д. Государственная власть обычно активно регулирует процессы, происходящие в этих сферах, формулируя определенные задачи, определяя возможности их реализации, выделяя финансы. Главным инструментом выполнения этой функции является бюрократический аппарат, включающий в себя лиц, постоянно занимающихся ведением государственных дел. Бюрократия обладает четкой структурой, в ее рамках существует разделение труда. Члены ее имеют более или менее высокую квалификацию для выполнения своих функций и обладают административным ресурсом власти.

Государство обладает сложной структурой: высшие органы государственной власти и управления; государственный аппарат; карательный механизм государства. Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

«Форма правления» – это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками. Существуют две основных формы правления. Это монархия и республика и их разновидности.

Монархии свойственно то, что власть главы государства передается по наследству. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия – всевластие главы государства и отсутствие конституционного строя, конституционная монархия предполагает ограничение полномочий главы государства. Абсолютные монархии в настоящее время существуют лишь в некоторых странах Персидского залива (Оман, Кувейт, Саудовская Аравия), в султанате Бруней и в Ватикане. В султанате Оман нет конституции, парламента, как органа законодательной власти, а есть пост главы правительства, который всегда занимает брат или иной родственник монарха. В Кувейте и Саудовской Аравии конституции есть, но они дарованы (октроированы) монархом, а не приняты демократическим путем. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти находится в руках монарха. Среди абсолютных монархий выделяются абсолютные теократические монархии. Их особенность заключается в том, что монарх признан одновременно и главой церкви. В зоне Персидского залива таким государством является Саудовская Аравия, а в Европе – Ватикан. Главой Ватикана является Папа Римский, избираемый на свой пост пожизненно коллегией кардиналов. В настоящее время этот титул принадлежит Бенедикту 16. В конституционной монархии различают: 1) дуалистическую монархию – полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, монарх сохраняет контроль за представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решение парламента и правом его досрочного роспуска (Германия по Конституции 1871 г., Япония по конституции 1889 г., Россия после 17 октября 1905 г. до февраля 1917 г., в современном мире – европейская монархия – Великое Герцогство Люксембург, ряд небольших арабских государств). В настоящее время среди монархий есть одна ограниченная, но не конституционная монархия – Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Эго государство представляет собой союз (федерацию) абсолютных монархий эмиратов. Общий монарх избирается из среды эмиров сроком на 5 лет. Его власть ограничена определенным сроком и к тому же он вынужден делить ее с остальными эмирами, то есть налицо разделение властей по вертикали; 2) парламентская монархия существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Японии, в доминионах Великобритании Австралии, Канаде, Новой Зеландии и др. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Фактически управление страной осуществляет правительство.

В республике известны две основные формы правления: президентская и парламентская. Президентская республика характеризуется особой ролью президента. Он одновременно и глава государства и глава правительства (США). Президент, как и парламент, избирается народом. Правительство как коллегиальный орган исполнительной власти при президентской республике фактически отсутствует, его заменяет администрация президента, которая представляет собой собрание индивидуальных советников президента, так же индивидуально ответственных перед ним. Важнейшая отличительная черта президентской республики – жесткое разделение властей, при котором ветви власти пользуются значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Важнейшая отличительная черта парламентской республики – формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом (Австрия, Индия, Италия, ФРГ). Среди форм правления есть такие, которые сочетают в себе и президентские и парламентские республики. Такова «Пятая французская республика» 1958 года. Она получила наименование премьер-президентской. Смешанная президентско-парламентская или полупрезидентская форма правления закреплена конституцией 1993 года в России. В Финляндии с 1991 года президент избирается путем всенародного голосования, однако не председательствует на заседаниях правительства и не руководит им, власть осуществляется в форме парламентской республики. Помимо формы правления наличествует еще и форма государственного устройства – это территориальная политическая организация государства, включая политико-правовой статус, его составные части и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную. Унитарным считается государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Федеративное – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.[8]

Решающее значение для определения сущности государства имеет форма политического режима. Политический режим выражает сущность государственной власти. Государства, внешне одинаковые по форме правления и форме государственного устройства, могут существенно отличаться по форме политического режима. Политический режим учитывает характер и способы взаимоотношения власти и общества, власти и личности, определяет степень их автономии и взаимозависимости. В научной литературе существует несколько типов классификации политических режимов, большинство авторов выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные режимы как главные, определяющие.

Демократический политический режим характеризуется тем, что в нем:

– признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина;

– существует многопартийность;

– проходят свободные выборы в представительные органы власти;

– отсутствует единая и обязательная идеология и религия (идеологический плюрализм);

– вмешательство государства в дела человека и общества минимально (существует гражданское общество).

Противоположностью демократическому политическому режиму является тоталитаризм, в нем:

– игнорируются и нарушаются права человека и гражданина;

– отсутствует политический плюрализм;

– тотальная власть государства над обществом (вмешательство государства во все сферы жизни человека и общества, тотальный контроль);

– однопартийная система, идеологизация общественной жизни;

– политические выборы или отсутствуют, или превращены в фарс.

В прошлом тоталитарными государствами были СССР, гитлеровская Германия, фашистская Италия, Китай в эпоху Мао-Цзедуна и др. В настоящее время – Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР, Северная Корея), Республика Куба.

Авторитарные государства характеризуются более мягким политическим режимом, чем тоталитарные, в них: может формально существовать многопартийность, а также может существовать оппозиция власти в лице профсоюзов или политических партий. Выборы свободны, но во многом формальны. Вмешательство государства в дела общества значительно, но не тотально. Носители власти – один человек (монарх, тиран) или группа лиц (хунта, олигархическая группа). Авторитарные режимы распространены в современных странах Латинской Америки, Африки.

Следующим влиятельным элементом политической системы являются политические партии. Слово «партия» латинского происхождения, в переводе оно означает «часть». В значении «группа лиц, выступающих в защиту определенной части населения» термин «партия» начал употребляться еще в древнем мире. Аристотель писал о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города в Афинах.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политические и избирательные системы. Государства Британского содружества. Том 1. Учебное пособие"

Книги похожие на "Политические и избирательные системы. Государства Британского содружества. Том 1. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Бурдукова

Ирина Бурдукова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы. Государства Британского содружества. Том 1. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Политические и избирательные системы. Государства Британского содружества. Том 1. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.