Лев Маргулис - Человек из оркестра

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Человек из оркестра"
Описание и краткое содержание "Человек из оркестра" читать бесплатно онлайн.
«Лениздат» представляет книгу «Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса». Это записки скрипача, принимавшего участие в первом легендарном исполнении Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде. Время записей охватывает самые трагические месяцы жизни города: с июня 1941 года по январь 1943 года.
В книге использованы уникальные материалы из городских архивов. Обширные комментарии А. Н. Крюкова, исследователя музыкального радиовещания в Ленинграде времен ВОВ и блокады, а также комментарии историка А. С. Романова, раскрывающие блокадные и военные реалии, позволяют глубже понять содержание дневника, узнать, что происходило во время блокады в городе и вокруг него. И дневник, и комментарии показывают, каким физическим и нравственным испытаниям подвергались жители блокадного города, открывают неизвестные ранее трагические страницы в жизни Большого симфонического оркестра Ленинградского Радиокомитета.
На вклейке представлены фотографии и документы из личных и городских архивов. Читатели смогут увидеть также партитуру Седьмой симфонии, хранящуюся в нотной библиотеке Дома радио. Книга вышла в год семидесятилетия первого исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде.
Открывает книгу вступительное слово Юрия Темирканова.
15
В городе находился Ансамбль песни и пляски Военно-морского флота («Ансамбль пяти морей»), оркестром которого дирижировал Л. Юхнин. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
16
Радин Евгений Михайлович — директор Кировского театра. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
17
Центральный Дом Красной армии в Москве. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
18
Детское учреждение, то же самое, что детский сад. — /Комментарий А. С. Романова/.
19
Сотрудник Филиала. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
20
Моська, Мося Гольцман — работал в Филиале, потом доброволец в полковой музыкантской команде. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
21
Шер Вениамин Иосифович — скрипач, солист Филармонии, участник квартетов им. Ауэра и др., профессор Консерватории. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
22
Асланов В. Н. — режиссер, работал в Филиале. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
23
Печковский Николай Константинович — певец (тенор), солист Кировского театра. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
24
Беляков Александр Георгиевич — в дни блокады возглавлял оставшуюся в городе часть труппы Кировского театра. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
25
Концертные бригады создавались и в других культурных учреждениях Ленинграда. Так, например, из артистов Театра народного ополчения, созданного в июле 1941 г., были сформированы четыре концертные бригады. Их репертуар составляли сцены из довоенных спектаклей, музыкальные и танцевальные номера, сатирические интермедии. В августе 1941 г., в связи с приближением фронта к городу, все концертные бригады были отозваны с фронта (Богданов И. А. Ленинградская блокада… С. 147). Позже такие бригады тем не менее также работали и выезжали на фронт для выступлений. В частности, упоминание об этом можно найти в дневнике ленинградского актера Ф. А. Грязнова, в записи 25 октября 1941 г. (Доживем ли мы до тишины. Записки из блокадного Ленинграда. СПб., 2009. С. 69). — /Комментарий А. С. Романова/.
26
Опера К. Сен-Санса. Репертуар, содержащий мотивы борьбы с врагом, становился в те дни особенно актуальным. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
27
На фоне начавшейся мобилизации мужчина со скрипкой в руках выглядел противоестественно. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
28
Сотрудник администрации театра. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
29
Постановлением бюро обкома и горкома 27 июня была создана комиссия для руководства эвакуацией. Прежде всего эвакуировали детей, а также учреждения, оборудование предприятий и другие ценности (Буров А. В. Блокада… С. 15). — /Комментарий А. С. Романова/.
30
Сотрудник театра. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
31
Согласно постановлению СНК СССР от 28 июля 1941 г. № 1902, за добровольно вступившими в Красную армию сохранялась занимаемая ими жилплощадь, а за рабочими и служащими — также и должности, занимаемые ими по месту прежней службы. По возвращении рабочих и служащих из Красной армии их указывалось восстанавливать на прежнем месте работы (Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени. 1941–1942. Л., 1942. С. 143). — /Комментарий А. С. Романова/.
32
Жена М. подрабатывала в оркестре кинотеатра «Форум», участвовала в концертах перед началом сеансов. К/т «Форум» находился на 7-й линии Васильевского острова, рядом с домом М. (5-я линия В. О., д. 10). Позже переименован в «Балтику». Теперь на этом месте находится новый дом. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
33
Племянница (?) М. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
34
Лейбенкрафт Константин Александрович — скрипач. Концертмейстер оркестра Филиала, с осени 1941 г. — в Большом симфоническом оркестре (БСО) Радиокомитета. Умер в феврале 1942 г. См. выдержки из его блокадных писем в разделе «Документы и материалы». — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
35
«Эвакуация детей началась 27 июня в Ленинградскую, Ярославскую, Кировскую и Свердловскую области. Дети вывозились без родителей, в составе дошкольных детских учреждений или школ и сопровождались педагогическим и медицинским персоналом. За первые десять дней эвакуации (с 27 июня по 5 июля) было вывезено свыше 200 тыс. детей <…>» (Дзенискевич А. Р., Ковальчук В. М., Соболев Г. Л., Цамутали А. Н., Шишкин В. А. Непокоренный Ленинград. Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. Второе издание, переработанное и дополненное. Л., 1974. С. 92). — /Комментарий А. С. Романова/.
36
Родственница жены М. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
37
Домработница (няня дочери?) в семье М. Вероятно, приехала в Ленинград на заработки из деревни. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
38
То же самое, что пассажирский вагон. Устаревший речевой оборот. — /Комментарий А. С. Романова/.
39
Тимофеев Михаил Михайлович — музыкант, коллега М. по Филиалу, доброволец в полковой музыкантской команде. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
40
Коврами Маргулис называл маскировочные сетки. Их изготовлением занимались многие учреждения города. Балерина Кировского театра О. Г. Иордан вспоминала: «С 1 июля всех нас мобилизовали на оборонные работы: в декорационном зале на улице Писарева мы трепали мочалку, связывали ее пучками и нашивали на сетки» (Без антракта: актеры города Ленина в годы блокады. Л., 1970. С. 231). Ныне в этом помещении находится Концертный зал Мариинского театра. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
41
Имеется в виду маскировочная сеть. Как отмечали авторы коллективной монографии «Непокоренный Ленинград»: «Маскировке и светомаскировке десятков тысяч зданий, промышленных предприятий, научных учреждений и ценных исторических памятников уделялось особое внимание. <…> К маскировочным работам в первые недели войны были привлечены тысячи ленинградцев» (Дзенискевич А. Р. и др. Непокоренный Ленинград. С. 70). Работа горожан заключалась, в том числе, и в изготовления светомаскировочных и маскировочных сетей, которые автор дневника называет «коврами». — /Комментарий А. С. Романова/.
42
Музыкант оркестра «Пяти морей». — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
43
Порядок эвакуации из сельских районов Ленинградской области был согласован 4 июля 1941 г. (Ленинград в осаде. Сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. СПб., 1995. С. 32). — /Комментарий А. С. Романова/.
44
«26 июня, на заседании Военного совета Северного фронта, было решено построить три оборонительных рубежа. Основной — на всем протяжении реки Луга, и далее через Шимск до озера Ильмень. Второй — по линии Петергоф — Гатчина — Колпино. Третий — у стен Ленинграда, по линии Автово — Окружная железная дорога — станция Предпортовая — Средняя Рогатка — село Рыбацкое. С 27 июня решением Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся жители Ленинграда, Пушкина, Колпина, Петергофа и Кронштадта привлекались к трудовой повинности и были обязаны участвовать в строительстве оборонительных сооружений» (Буров А. В. Блокада… С. 14–15). Судя по записи от 17 декабря, М. работал под Кингисеппом — на Лужской линии обороны. — /Комментарий А. С. Романова/.
45
Работал в театре, затем поступил на завод. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
46
Шукман Григорий — музыкант, приятель М. Ушел добровольцем на фронт. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
47
Одно из свидетельств о качестве обучения оставил блокадник В. Даев: «Многим добровольцам никогда раньше не приходилось стрелять, а учиться из боевого оружия в большом городе сложно, к тому же курс молодого бойца должны были проходить сразу 100 тысяч человек. Но никакой „стрельбы“ и не было — учились „на сухую“, прицеливаясь в какой-нибудь кирпич и щелкая курками» (Цит. по: Богданов И. А. Ленинградская блокада… С. 71). — /Комментарий А. С. Романова/.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человек из оркестра"
Книги похожие на "Человек из оркестра" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Маргулис - Человек из оркестра"
Отзывы читателей о книге "Человек из оркестра", комментарии и мнения людей о произведении.