Лев Маргулис - Человек из оркестра

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Человек из оркестра"
Описание и краткое содержание "Человек из оркестра" читать бесплатно онлайн.
«Лениздат» представляет книгу «Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса». Это записки скрипача, принимавшего участие в первом легендарном исполнении Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде. Время записей охватывает самые трагические месяцы жизни города: с июня 1941 года по январь 1943 года.
В книге использованы уникальные материалы из городских архивов. Обширные комментарии А. Н. Крюкова, исследователя музыкального радиовещания в Ленинграде времен ВОВ и блокады, а также комментарии историка А. С. Романова, раскрывающие блокадные и военные реалии, позволяют глубже понять содержание дневника, узнать, что происходило во время блокады в городе и вокруг него. И дневник, и комментарии показывают, каким физическим и нравственным испытаниям подвергались жители блокадного города, открывают неизвестные ранее трагические страницы в жизни Большого симфонического оркестра Ленинградского Радиокомитета.
На вклейке представлены фотографии и документы из личных и городских архивов. Читатели смогут увидеть также партитуру Седьмой симфонии, хранящуюся в нотной библиотеке Дома радио. Книга вышла в год семидесятилетия первого исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде.
Открывает книгу вступительное слово Юрия Темирканова.
45
Работал в театре, затем поступил на завод. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
46
Шукман Григорий — музыкант, приятель М. Ушел добровольцем на фронт. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
47
Одно из свидетельств о качестве обучения оставил блокадник В. Даев: «Многим добровольцам никогда раньше не приходилось стрелять, а учиться из боевого оружия в большом городе сложно, к тому же курс молодого бойца должны были проходить сразу 100 тысяч человек. Но никакой „стрельбы“ и не было — учились „на сухую“, прицеливаясь в какой-нибудь кирпич и щелкая курками» (Цит. по: Богданов И. А. Ленинградская блокада… С. 71). — /Комментарий А. С. Романова/.
48
В СССР до 1943 г. военные не носили погон. Знаками различия воинских званий были петлицы. — /Комментарий А. С. Романова/.
49
Как писал в своей хронике А. Буров: «Ополченцы получают гранаты и патроны. Винтовок на всех пока не хватает. Ощущается недостаток опытных командиров. Из 1824 командиров всех степеней в дивизии Кировского района насчитывается только 10 кадровых военных» (Буров А. В. Блокада… С. 18). — /Комментарий А. С. Романова/.
50
Крытый товарный вагон с печкой, переоборудованный для перевозки людей и/или животных. — /Комментарий А. С. Романова/.
51
Исторический район Санкт-Петербурга. Место на въезде в город, где нынче расположена пл. Победы и построен Монумент героическим защитникам Ленинграда. — /Комментарий А. С. Романова/.
52
В оборонных работах участвовали тысячи мирных жителей. Возведенные укрепления и препятствия затрудняли продвижение врага. Есть возможность дополнить дневник М. дневником другого музыканта — композитора Л. А. Портова. Привожу в моем пересказе несколько написанных его рукой страниц.
Группу Портова собрали на улице Плеханова позади Казанского собора, посадили в специальный трамвай и отвезли на Витебский вокзал. Вскоре поезд доставил всех в город Пушкин — одно из любимых мест отдыха ленинградцев в мирное время. Собралось человек 700–800. Ждали других. Вражеские самолеты заметили скопление людей. Они летели на бреющем полете, стреляли из пушек и пулеметов, бросали бомбы. Народ прятался кто куда. Вскоре выяснилось, что железнодорожный путь разрушен и следующий поезд не сможет дойти до Пушкина. Дождавшись темноты, все двинулись к месту назначения.
Их разместили в бараках. Фронт был где-то близко: кругом виднелись зарева пожаров, доносилась перестрелка. Через головы летели дальнобойные снаряды (не наш ли район обстреливают? — думалось каждому). В небе то и дело вспыхивали воздушные бои. Трассирующими пулями был подожжен аэростат воздушного наблюдения, и он рухнул на землю. Наблюдатели спаслись на парашютах.
Сначала занимались разметкой трассы, затем начались земляные работы. Портову очень понравился бригадир — Иван Егорович Дедюлин (полотер из кинотеатра «Аврора»), «очень симпатичный и милый человек, замечательный мастер на все руки».
Работать было трудно. Обед удавалось приготовить не каждый день — в таком случае выдавали кипяток, сахарный песок и хлеб. Ели с удовольствием, макая ломоть в песок.
Первое время мины и снаряды рвались в стороне — стреляли, видимо, не в их бригаду. Сильно напугал однажды свой же товарищ: нашел капсюль, стукнул по нему лопатой, раздался взрыв. Все решили, что на трассу упал снаряд. Виновник был ранен. Вскоре появились новые раненые — уже в результате вражеского обстрела. Шальная мина разрушила кипятильник. Пришлось перейти на новое место работы.
Удивительно, как сдержанно описывает все это Портов! Непривычный к физическому труду, он очень уставал. Нервное напряжение было очень сильным. Но самое большее, что можно прочитать в дневнике, это фразы такого рода: «Усталость и разбитость еще больше дают себя чувствовать. На трассе было сравнительно тихо. Ночью — три воздушные тревоги». У него не возникала мысль об освобождении от работ, о том, что его могли бы сменить раньше срока, и, когда кто-то из работающих попытался преждевременно уйти, он кратко отреагировал: «Противно».
Последние дни своей смены Портов с группой мужчин дорабатывал совсем недалеко от передовой. Им повезло. «По нам был открыт сильный огонь из минометов, но никто не был ранен, хотя мины рвались довольно близко: я чувствовал воздушную волну». А на следующий день, уже от товарищей, он узнал, что очередной обстрел оказался более прицельным: на трассе были убитые и раненые… — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
53
Соседка М. по коммунальной квартире на 5-й линии Васильевского острова, д. 10. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
54
Коллеги М. по Филиалу. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
55
Скрипач БСО, доброволец, играл в военном оркестре. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
56
Хотя проводилась массовая мобилизация, власти города все же учитывали потребность в музыкантах, которые должны были выступать на мобилизационных пунктах, на вокзалах. Музыкальные подразделения имелись в армии (оказаться в них стремились многие призванные музыканты). — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
57
Руководитель оркестра в кинотеатре «Форум». — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
58
Возможно, автор ошибся с датировкой, восстанавливая события по памяти. Согласно справке военного отдела ГК ВКП(б), «работа по отбору женщин медицинскими сестрами и сандружинницами в части армии народного ополчения, в истребительные батальоны, партизанские отряды и в части Ленфронта» началась с 30 июня 1941 г. (Ленинград в блокаде… С. 132–133). — /Комментарий А. С. Романова/.
59
«Большой объем работы, а также вскрывшиеся в первые же дни недостатки в организации учета военнообязанных, контроля за вручением повесток, нераспорядительность отдельных работников приводили в ряде случаев к затягиванию мобилизационной работы, нарушению сроков мобилизации» (Дзенискевич А. Р. и др. Непокоренный Ленинград… С. 33). — /Комментарий А. С. Романова/.
60
Орехов Павел Константинович — валторнист. Служил в Комендантском управлении. С весны 1942 г. прикомандирован к БСО. В автобиографическом эпизоде пьесы «Голос осажденного города» М. воспроизвел информацию, полученную от Орехова (по пьесе — Кедрова): «Он рассказал о беспорядочном отступлении многих воинских частей. О расстреле не сумевших удержать фронт генералов и полковников». — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
61
Для поддержания общего порядка и проверки документов у граждан органы милиции Ленинграда выделили специальные пешие и конные патрули. Вместе с милицией для решения этих задач работали и другие органы, в частности сформированный ГК ВЛКСМ комсомольский полк по охране революционного порядка (Дзенискевич А. Р. и др. Непокоренный Ленинград… С. 81–82). — /Комментарий А. С. Романова/.
62
Плетеная сдобная выпечка из дрожжевого теста. — /Комментарий А. С. Романова/.
63
Канкарович Анатолий Исаакович — дирижер, скрипач, музыкальный критик. Сотрудничал в Областной филармонии. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
64
«Культурное обслуживание» армии как своего рода знак признательности было в среде артистов давней традицией (существовала еще в годы Первой мировой войны). В данном случае речь идет о деятельности Областной филармонии. Ее коллективы включились в концертную жизнь осажденного города — обслуживали призывные пункты, госпиталя, выезжали с концертами в окрестности. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
65
О том, что собой представляла шефская работа, говорится в «Непокоренном Ленинграде»: «Каждая фабрика, завод, учреждение, институт, школа Ленинграда шефствовали над какой-либо частью. Они собирали для бойцов подарки, направляли в подшефные части свои делегации. Осенью 1941 г. ленинградский комсомол послал на фронт более 200 комсомольско-молодежных делегаций, которые вручили бойцам свыше 30 тыс. индивидуальных подарков» (Дзенискевич А. Р. и др. Непокоренный Ленинград… С. 172). Скорее всего, оркестр, в котором играл Л. Маргулис, шефствовал над частью ПВО, и их шефская работа заключалась в выступлениях перед бойцами. Далее в дневнике неоднократно упоминаются шефские концерты, в которых автор дневника принимал участие. — /Комментарий А. С. Романова/.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человек из оркестра"
Книги похожие на "Человек из оркестра" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Маргулис - Человек из оркестра"
Отзывы читателей о книге "Человек из оркестра", комментарии и мнения людей о произведении.