Лев Маргулис - Человек из оркестра

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Человек из оркестра"
Описание и краткое содержание "Человек из оркестра" читать бесплатно онлайн.
«Лениздат» представляет книгу «Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса». Это записки скрипача, принимавшего участие в первом легендарном исполнении Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде. Время записей охватывает самые трагические месяцы жизни города: с июня 1941 года по январь 1943 года.
В книге использованы уникальные материалы из городских архивов. Обширные комментарии А. Н. Крюкова, исследователя музыкального радиовещания в Ленинграде времен ВОВ и блокады, а также комментарии историка А. С. Романова, раскрывающие блокадные и военные реалии, позволяют глубже понять содержание дневника, узнать, что происходило во время блокады в городе и вокруг него. И дневник, и комментарии показывают, каким физическим и нравственным испытаниям подвергались жители блокадного города, открывают неизвестные ранее трагические страницы в жизни Большого симфонического оркестра Ленинградского Радиокомитета.
На вклейке представлены фотографии и документы из личных и городских архивов. Читатели смогут увидеть также партитуру Седьмой симфонии, хранящуюся в нотной библиотеке Дома радио. Книга вышла в год семидесятилетия первого исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде.
Открывает книгу вступительное слово Юрия Темирканова.
66
Противовоздушная оборона. — /Комментарий А. С. Романова/.
67
В июле на оборонных работах принимало участие до полумиллиона человек гражданского населения Ленинграда. Было построено около 700 км противотанковых рвов (Богданов И. А. Ленинградская блокада… С. 15). — /Комментарий А. С. Романова/.
68
Как отмечал в своем исследовании историк Н. А. Ломагин: «Проблема антисемитизма стала настолько серьезной, что заставила Жданова высказаться по этому вопросу 20 августа 1941 г. на ленинградском партактиве, посвященном задачам ВКП(б) в связи с обороной города. Было заявлено, что „…необходимо скрутить голову пятой колонне, которая пытается поднять ее, начинает шевелиться“, что необходимо „…решительно покончить с профашистской агитацией насчет евреев. Это конек врага: бей жидов, спасай Россию! Бей евреев и коммунистов!“» (Цит. по: Ломагин Н. А. Неизвестная блокада. СПб., 2002. С. 243). — /Комментарий А. С. Романова/.
69
Коллега М. по Филиалу. Ушел на фронт добровольцем. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
70
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г., в СССР был установлен 8-часовой рабочий день. http://www.defree.ru/publications/p01/p40.htm#0731 (01.08.2012). Право на введении обязательных сверхурочных работ «продолжительностью от 1 до 3 часов в день» было предоставлено «директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли» в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». http://his95.narod.ru/doc06/3.htm (01.08.2012). — /Комментарий А. С. Романова/.
71
Геронимус Александр Ефимович — пианист. Ушел на фронт добровольцем. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
72
Похожие настроения на начальном этапе войны были достаточно распространены. Один из примеров подобных настроений привел в своих воспоминаниях главный механик Металлического завода Г. Кулагин: «Пожилой инженер дореволюционной школы, он говорит убежденно…: — А я так думаю, что сейчас наши им так всыплют, что через неделю все будет кончено… — Ну, за неделю, пожалуй, не кончишь: надо до Берлина дойти… Недели три-четыре понадобится, — вносит поправку кто-то из рабочих» (Кулагин Г. А. Дневник и память. О пережитом в годы блокады. Л., 1978. С. 17). — /Комментарий А. С. Романова/.
73
О подобных настроениях в конце лета 1941 г. писал Н. А. Ломагин: «В конце августа 1941 г. настроения населения продолжали ухудшаться. Заведующий отделом пропаганды и агитации Кировского РК ВКП(б) вспоминал, что в домохозяйствах района женщины открыто начали вести агитацию, заявляя, что „всем коммунистам скоро будет конец, что с приходом немцев они помогут уничтожить коммунистов“» (Цит. по: Ломагин Н. А. Неизвестная блокада… С. 243). — /Комментарий А. С. Романова/.
74
Летом 1941 г. в общей сложности в налетах на Ленинград участвовало 4600 самолетов, было объявлено 128 воздушных тревог. Но до 6 сентября все попытки немецкой авиации прорваться к Ленинграду были безрезультатны (Буров А. В. Блокада… С. 52). — /Комментарий А. С. Романова/.
75
Выпускник Консерватории, дирижер. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
76
Радиокомитет с довоенных лет располагал Большим симфоническим оркестром, который вел активную концертную деятельность. С началом войны, после эвакуации Филармонии, Кировского театра и других концертно-театральных учреждений, БСО остался единственным симфоническим коллективом высокого профессионального уровня. Вместе с городом он пережил блокаду и вошел в историю, подготовив в условиях вражеской осады исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Д. Шостаковича. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
77
Горелик Семен Борисович (Мотя) — музыкант, играл в театре, затем военнослужащий. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
78
В эти дни не до музыки стало даже былым ее почитателям. Потребовалось какое-то время, чтобы публика стала постепенно возвращаться в концертные залы. Лето и начало осени — период наименьшей за всю войну посещаемости культурных мероприятий. Балетоман Н. А. Кондратьев пришел в Кировский театр (коллектив завершал свой сезон). В дневнике он потом написал: «У меня не было настроения идти в театр… <…> Как-то странно звучала увертюра к „Дон-Кихоту“, казавшаяся холодной, случайно проникшей в зал, как проникает ветер в дымоход». В последних словах даже слышится раздражение. И позже, возвращаясь мысленно к началу войны, Кондратьев вновь повторил: «Странно звучала музыка в те дни». Сведения о музыкальных впечатлениях исчезли из его дневника, но лишь до конца сентября 41-го (Кабинет рукописей Российского института истории искусств. Ф. 85).
Еще несколько строк из воспоминаний артистки Театра музыкальной комедии Л. А. Колесниковой о начале войны: «Настроение тяжелое, томящее. И зрителей мало. Совсем мало, спектакли идут при полупустом зале — не до развлечений. А ведь недавно билеты доставали с трудом» (Музыка продолжала звучать. Л.: «Музыка», 1969. С. 102). — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
79
Согласно постановлению правительства от 18.07.1941, основные продовольственные товары продавались по карточкам. По продовольственным карточкам продавали хлеб, крупу и макароны, мясо и рыбопродукты, жиры, сахар и кондитерские изделия (900 героических дней: Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941–1944 гг. М.; Л., 1966. С. 227). — /Комментарий А. С. Романова/.
80
Автор по привычке называет служебное помещение в доме жактом, хотя по постановлению ЦИК и СНК СССР «О сохранении жилищного хозяйства в городах» от 17 октября 1937 г. жакты упразднялись, а дома передавались местным советам и государственным предприятиям. http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr6496.htm (01.08.2012). — /Комментарий А. С. Романова/.
81
Кинотеатр находился в здании Радиокомитета. Фасад здания выходит на ул. Ракова, 27 (Итальянскую). Боковая сторона на ул. Пролеткульта, д. 2 (Малую Садовую ул.). Ныне это здание принадлежит Дому радио, здесь располагается ОАО «Телерадиокомпания „Петербург“ (Радио „Петербург“)». — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
82
В июле — августе проводилась эвакуация некоторых учреждений, театров, научно-исследовательских институтов и т. д. Например, во второй половине августа на восток страны отправились коллективы театров, концертных организаций и художественных учебных заведений. В Пермь выехали Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский театр), в Новосибирск — Академический театр драмы им. А. С. Пушкина и Государственная филармония, в Киров — Большой драматический театр им. А. М. Горького, в Ташкент — Консерватория, в Оренбург — Малый оперный театр (Дзенискевич А. Р. и др. Непокоренный Ленинград… С. 95). — /Комментарий А. С. Романова/.
83
Филармония эвакуировалась 21 августа (Буров А. В. Блокада… С. 43). — /Комментарий А. С. Романова/.
84
С начала войны М. хотел эвакуироваться. Он искал учреждение, к которому смог бы примкнуть, но безрезультатно: безработный, «неорганизованный» житель не мог покинуть город. В то же время многие — в том числе люди из окружения М. — не хотели покидать город, уезжать в неизвестность.
В городе осталось много музыкантов: кто-то осознанно, кто-то вынужденно. Случалось, отправив сотрудника на оборонные работы, учреждение в срочном порядке эвакуировалось. — /Комментарий А. Н. Крюкова/.
85
Согласно хронике А. Бурова, Мариинский театр был эвакуирован 19 августа (Буров А. В. Блокада… С. 41). — /Комментарий А. С. Романова/.
86
Как отмечалось в отчете городской эвакуационной комиссии об эвакуации из Ленинграда, одной из особенностей первого периода эвакуации, продолжавшегося с 29 июня по 27 августа 1941 г., было нежелание населения эвакуироваться из Ленинграда (Ленинград в осаде… С. 301). По мнению профессора С. В. Ярова, «многое тогда оценивалось блокадниками по фронтовым меркам. Покинуть город означало, по их мнению, проявить трусость и подлость, а уехавшие иногда даже назывались дезертирами. Нежелание блокадников покидать город, возможно, в какой-то мере обуславливалось плохо скрываемым презрением к тем, кто стремился уехать» (Яров С. В. Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде 1941–1942 гг. СПб., 2011. С. 513–514). — /Комментарий А. С. Романова/.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человек из оркестра"
Книги похожие на "Человек из оркестра" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Маргулис - Человек из оркестра"
Отзывы читателей о книге "Человек из оркестра", комментарии и мнения людей о произведении.