Александр Дюма - Красный сфинкс

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Красный сфинкс"
Описание и краткое содержание "Красный сфинкс" читать бесплатно онлайн.
Роман посвящен бурным событиям истории Франции XVII в., эпохи Ришелье; время его действия: 5 декабря 1628 г. — Страстная неделя (14–20 апреля) 1630 г.; в нем повествуется о событиях, которые происходили сразу же после тех, что описаны в «Трех мушкетерах», самом знаменитом романе Дюма.
Великий конюший — то же, что обер-шталмейстер (букв. «начальник конюшни»).
… ныне со славой царствующего Людовика Тринадцатого. — Людовик XIII Справедливый (1601–1643) — король Франции с 1610 г., старший сын Генриха IV и Марии Медичи. После убийства своего супруга Мария Медичи была объявлена регентшей при малолетнем сыне; стремясь к сближению с Испанией, она заключила с ней договор о двойном бракосочетании: Людовика XIII с инфантой Анной Австрийской и его сестры, принцессы Елизаветы, с инфантом Филиппом (наследником короля Филиппа III); несмотря на женитьбу Людовика (1615) и окончание официального срока регентства, Мария Медичи сохраняла всю полноту власти, все больше подпадая под влияние супругов Кончини, своих фаворитов, и совершенно ингнорируя взрослеющего сына; в результате этого король и его ближайшее окружение составили заговор: Кончини, получивший ранее титул маркиза д’Анкр и маршальское звание, был убит, его жена предана суду и казнена, Мария Медичи отправлена в изгнание в Блуа (1617). В первые годы самостоятельного правления Людовика XIII реальная власть принадлежала его фавориту, герцогу Люиню, с которым тщетно пыталась бороться королева-мать, дважды поднимавшая восстание против сына; после смерти Люиня (1621) король сблизился с матерью, чьим главным советчиком являлся в тот период Ришелье; после долгих поисков человека, с которым он мог бы разделить тяготы государственного управления и который мог бы стать ему опорой, король остановился, наконец, на Ришелье (1624); этому выбору он, несмотря на множество сложностей и преград, остался верен до конца жизни, даже после смерти кардинала сохранив в неприкосновенности основные направления политики и управленческий персонал, избранный покойным министром. Сложившийся еще при жизни обоих взгляд на их отношения как на полное подчинение слабого, безвольного короля властному тирану-министру, превратившему своего государя в марионетку, столь распространенный затем в XVII–XIX вв., полностью пересмотрен историками и биографами XX в., сделавшими акцент на партнерском характере союза «король — кардинал» и подвергшими переоценке характер и политическую роль самого короля.
… сын г-жи маркизы де Рамбуйе, дочери Жана де Вивонна и римской дамы Джулии Савелли. — Маркиза де Рамбуйе, Катрин де Вивонн (1588–1665) — жена Шарля д’Анженнаде Пизани, маркиза де Рамбуйе, хозяйка модного великосветского литературного салона в Париже, способствовавшего развитию французского языка и литературы.
Жан де Вивонн, маркиз де Пизани (ок. 1530–1599) — сын Артюса де Вивонна и Катрин де Бремон-Баланзак; был послом в Испании и при папском дворе; в 1587 г. женился на знатной итальянке Джулии Савелли; в 1595 г. Генрих IV назначил его гувернером семилетнего Генриха II, принца де Конде (см. примеч. ниже), тогда предполагаемого наследника престола.
Джулия Савелли — дочь князя Кристофоро Савелли и Клариче Строцци; в 1578 г. вышла замуж за Лодовико Орсини (позднее казненного за убийство в 1585 г. знаменитой Виттории Аккорамбони, второй жены Паоло Джордано Орсини, герцога Браччано, история которой изложена в «Итальянских хрониках» Стендаля); овдовев, вступила в брак с Жаном де Вивонном, маркизом де Пизани.
… сын виноторговца, страстного игрока в пикет, давшего свое имя «кварту Вуатюра»… — Пикет — старинная карточная игра, в которой игрок должен набрать наибольшее количество карт одной масти, одинаковых фигур и т. п. Кварт — здесь: четыре сходные карты (по масти или фигуре).
… госпоже принцессе — супруге того Конде, что опорочил эту семью героев своей безнравственностью, трусостью и скупостью. — Имеется в виду Шарлотта Маргарита де Монморанси (1593–1650), выданная в 1609 г. замуж Генрихом IV, желавшим сделать ее своей любовницей, за Генриха II, принца де Конде (1588–1646), который бежал с молодой женой из Франции, куда вернулся лишь с воцарением Людовика XIII, став при его дворе одним из главных интриганов; в 1641 г. принц Конде породнился с кардиналом Ришелье, предложившим свою племянницу, Клер Клеманс де Майе-Брезе, в жены его сыну Луи, будущему знаменитому полководцу, прозванному «Великим Конде» (см. примеч. к части 1, гл. V).
… Вуатюр был другом маркизы де Рамбуйе, красавицы Жюли д’Анженн и г-жи де Сенто… — Жюли Люсин д’Анженн, в замужестве герцогиня де Монтозье (1607–1671) — дочь маркиза де Рамбуйе и Катрин де Вивонн, разделявшая литературные вкусы своей матери; считалась не только красивейшей, но и умнейшей женщиной своего времени; в последние годы жизни была фрейлиной королевы и воспитательницей детей Людовика XIV.
Сенто, Маргарита Вион — возлюбленная Вуатюра.
… с него Лабрюйер писал своего Меналка. — Лабрюйер, Жан (1645–1696) — французский моралист, воспитатель, а позднее секретарь герцога Бурбонского, внука Великого Конде, автор сочинения «Характеры» (1688), еще при жизни автора выдержавшего девять изданий, в котором мастерски обрисованы портреты светских людей того времени и дана тонкая и зачастую довольно жесткая характеристика нравов всей современной автору эпохи.
Меналк — один из персонажей «Характеров», «не столько самостоятельный характер, сколько перечень примеров рассеянности» (глава XI, «О человеке», 7).
… если не считать Лафонтена, это был самый рассеянный человек XVII столетия. — Лафонтен, Жан (1621–1695) — знаменитый французский баснописец, чьи сочинения, составившие более десяти томов, служат своеобразной проповедью житейской мудрости и отличаются поэтической красотой языка и высокой художественностью.
… к особняку Рамбуйе, расположенному на улице Сен-Тома-дю-Лувр… — Улица Сен-Тома-дю-Лувр (святого Фомы Луврского) шла от площади Пале-Рояль между дворцами Лувр и Тюильри (по территории, которую сейчас занимает площадь Карусель) и выходила на берег Сены; известна с XII в.; свое название получила от церкви святого Тома (Фомы), находившейся некогда на ней у реки. Особняк Рамбуйе, построенный из кирпича и мрамора по планам, согласно преданию, самой маркизы, которая устроила там знаменитый литературный салон, перешел позднее к семейству Крюссоль-Юзес, затем — к банкирам Арто, потом к герцогу Орлеанскому, будущему Филиппу Эгалите (см. примеч. к части 1, гл. VI), приспособившему его под конюшни; разрушен в 1852 г.
… на том самом месте, где в первой трети нынешнего столетия мы привыкли видеть здание театра Водевиль. — Парижский театр Водевиль был основан в 1792 г.; первоначально находился в здании на улице Шартр-Сент-Оноре, около Пале-Рояля, сгоревшем в 1838 г.; с 1840 г. — на площади Биржи, с 1868 г. — на углу бульвара Капуцинок и улицы Шоссе д’Антен; прекратил существование в 1925 г.
… на углу улиц Фруаманто и Крапивной… — Улица Фруаманто (или Фроманто) была известна с XIII в.; проходила между Тюильри и Лувром — параллельно улице Сен-Тома-дю-Лувр и к востоку от нее; с 1839 г. называлась Музейной; в 1852 г. перестала существовать. Крапивная улица тянулась вдоль галереи, соединявшей Лувр и Тюильри, и ограничивала с юга территорию, которую сейчас занимает площадь Карусель; на нее с севера выходили улицы Фруаманто, Сен-Тома-дю-Лувр и Сен-Никез.
… Прибывшие шли друг за другом, как Куриации, но не по тяжести полученных ран… — Три брата-близнеца Куриации во время борьбы Рима с соседним городом Альба Лонга, в правление Тулла Гостилия (672–640 до н. э.), вышли перед лицом двух противостоящих армий на поединок с тремя римлянами — братьями-близнецами Горациями (Горации и Куриации приходились друг другу двоюродными братьями); в ходе его два брата Горация погибли, а все три Куриация были ранены; оставшийся в живых Гораций обманным маневром ввел в заблуждение преследовавших его Куриациев и поочередно убил их, чем доставил Риму победу над Альба Лонгой.
… атлет пяти футов шести дюймов роста… — Дюйм — мера длины, равная 2,54 см; ее название произошло от гол. duim — «большой палец».
… напоминали одно из тех существ, какими причудливое воображение архитекторов XV столетия украшало углы домов. — Вероятно, здесь имеются в виду т. н. химеры. Первоначально Химера (как имя собственное) — огнедышащее чудовище греческой мифологии, обладающее тремя головами (льва, козла и змеи) и трехсоставным туловищем (спереди — львиным, сзади — козлиным, в хвосте — змеиным). В средние века химерами назывались существа, состоящие из различных частей животных и людей, а шире — любые гротескные фигуры. Подобные фигуры, считавшиеся образами обитателей ада (хотя были образы и юмористические — например обезьяна, играющая в шашки, а также сатирические — например осел, читающий проповедь, лиса в одеянии аббата и т. п.; современные ученые связывают их с фольклорной, т. н. карнавальной культурой), с XII в. располагались на порталах и капителях колонн церквей; сходные скульптуры размещались на углах жилых домов (обычно так оформлялись водостоки), причем ранее XV в., однако столь старые жилые дома (в отличие от церквей) не сохранились в нетронутом виде.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Красный сфинкс"
Книги похожие на "Красный сфинкс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Дюма - Красный сфинкс"
Отзывы читателей о книге "Красный сфинкс", комментарии и мнения людей о произведении.