» » » » Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли


Авторские права

Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли

Здесь можно скачать бесплатно "Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли
Рейтинг:
Название:
Африка: четыре столетия работорговли
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1992
ISBN:
5-02-017493-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Африка: четыре столетия работорговли"

Описание и краткое содержание "Африка: четыре столетия работорговли" читать бесплатно онлайн.



В книге исследуется история трансатлантической европейско-американской работорговли — насильственного вывоза невольников-африканцев на плантации и рудники Америки и Вест-Индии, начавшегося в 1442 г. и продолжавшегося почти до конца XIX в. Рассказывается о развитии работорговли и способах захвата африканцев в рабство, о продаже их европейцам, выявляются причины запрещения работорговли в начале XIX в.






К сожалению нет материалов, которые могли бы рассказать, как вели себя различные социальные группы людей, захваченные в рабство. Кто-то не находил в себе мужества бороться открыто, погибал от тоски, кончал самоубийством или работал на плантации, безучастно дожидаясь смерти. Ведь помимо жестокого обращения еще была и непреходящая усиливающаяся ностальгия. Кто были эти люди? Кто-то предавал, переходил на сторону работорговцев, становился надсмотрщиком над своими товарищами по несчастью. Кто были эти люди? К какой социальной прослойке они принадлежали? А кто-то пытался бежать с плантаций и убегал к маронам или готовил восстание на корабле и первым бросался на матроса-европейца. Кто были эти люди?

У многих африканских народов существует поверье, что после смерти человека, где бы он ни умер, его дух вернется в родные места..

Однажды вечером, когда невольничий караван остановился на ночлег, Ливингстон услышал пение.

«Шесть рабов пели так, как будто они не чувствуют тяжести и позора своего ярма. Я спросил, в чем причина подобного веселья; мне ответили, что они радуются при мысли о том, как вернутся после смерти и будут являться в виде привидений и убивать тех, кто продал их… Кто-то пел: “О, ты послал меня на Манту (берег моря), но; когда я умру, ярмо спадет, и я вернусь домой, чтобы являться тебе и убить тебя”. Здесь вступали все хором, слова припева состояли из имен продавших их в рабство». [51, с. 228–229].

Работорговцы нередко говорили, что самоубийства африканцев на невольничьих кораблях вызваны верой в то, что после смерти они вернутся домой. Возможно, это и было причиной некоторого числа самоубийств. Но если к тоске по родной земле присоединялось желание расплатиться с работорговцами, эти люди действительно могли умереть. Потому что они верили, что после смерти снова окажутся на родине и отомстят тем, кто их продал?

И именно потому, что африканцы верили в возвращение души умершего в родной край, они старались избежать крещения.

Даже в загробном мире они не хотели быть рядом с белыми людьми.

Возможно, в странах Нового Света восставали против рабства прежде всего те африканцы, которые всегда были против работорговли. Но в Африке они не имели возможности ни убежать, ни восстать открыто — их бы не поддержали. Тогда восстания невольников-африканцев в Америках и Вест-Индии — это свидетельство и доказательство того, что многие африканцы не поддерживали работорговлю, протестовали против состояния рабства. В Африке они не могли выступить против них, ибо в наказание только за подготовку подобных выступлений или за разговоры о них были бы сейчас же преданы соплеменниками, выданы работорговцам, вождям, проданы в рабство европейцам или убиты. И бежать в Африке от работорговли в o6mcv-io тоже было некуда.

Обычно работорговцы отмечали особую, как им казалось, непокорность отдельных народов, племен Африки. Одни говорили, что надо быть особенно внимательным, если среди рабов есть мина и коромантин, которые всегда готовы к побегам и восстаниям. Другие отмечали смелость эве. Третьи писали о невозможности сломить гордый дух невольников ашанти. Четвертые предупреждали о постоянной непокорности рабов, купленных около Килвы и Момбасы, и т. д. Народы Африки, каждый в отдельности, поражали европейцев своей непримиримостью с положением раба, стремлением к свободе, смелостью, упорством в борьбе.

Неправильно говорить, что одни народы боролись против работорговцев, а другие смирялись с подневольным положением. Подобно африканцам с Золотого Берега, боролись, будучи захваченными в рабство, жители Невольничьего Берега. Восстания на судах поднимали и африканцы Наветренного Берега и рабы, вывезенные с побережья Бенинского залива и из Анголы, невольники, проданные в рабство около Тете, Келимане или на Занзибаре.

Таким образом, упорное сопротивление работорговцам доказывает, что африканцам, как и всем народам Земли независимо от расовой принадлежности, было присуще стремление к свободе. Но стремление к свободе уживалось с принятием работорговли в целом. И приводило иногда к ее поддержке.


Глава VI.

БОРЬБА ЗА ЗАПРЕЩЕНИЕ РАБОТОРГОВЛИ. РАСИЗМ

…тюремщик узника заковал

В мгновение ока в оковы.

«Что значит практика! — дьявол изрек. —

Раз-два и готово!»

И тот же страж отсидевших срок

Не спешил отпускать из-под кровли,

И черту припомнился долгий дебат

Об отмене работорговли.

Самюэль Тэйлор Кольридж (1799)

«…Добиться равенства между людьми — задача, несомненно, благородная, но она должна интересовать биолога… лишь после восьми часов вечера… И если наука в конце концов докажет, что настоящим человеком является лишь белый человек, если она установит, что цветных нельзя считать людьми в полном смысле слова, мы безусловно, сочтем этот факт прискорбным. Но обязаны будем согласиться с подобными выводами. И должны будем признать, что правы были не мы, а наши предки, некогда превратившие их в рабов, тогда как мы, исходя из чисто научной ошибки, неосмотрительно признаем их равными себе».

Веркор «Люди или животные?»

Едва начавшись, работорговля стала вызывать протесты самых различных людей [431, гл. 2; 91]. Уже с 80-х годов XVII в. сохранились документы, содержащие требования запрещения рабства к работорговли [22, т. I, с. 37; 23, с. 491–493].

К ее отмене обычно призывали люди, сами не имевшие невольников, не связанные в своей деятельности с плантациями, колониальным хозяйством и отраслями промышленности, близкими к работорговле. Особенно часты были призывы к ее запрещению и отмене рабства в целом со стороны небогатых квакерских общин.

Нередко западные историки говорят, что все квакеры были противниками рабства и работорговли. Это неверно. Многие из них действительно были сторонниками аболиционистов, но все же до 60-х годов XIX в., до начала гражданской войны в США, среди квакеров были люди, владевшие невольниками.

В течение первой половины XVIII в. стали появляться различные издания — часто произведения художественной литературы, — рассчитанные на то, чтобы привлечь внимание общественности к тяжелому положению невольников [333, 364, с. 127]. Однако до 70-х годов XVIII в. все призывы к отмене работорговли носили филантропический характер.

В 1775 г. началась война за независимость континентальных американских колоний Англии. В 1789 г. во Франции грянула великая буржуазная революция. В 1791 г. вспыхнуло восстание рабов на Сан-Доминго. Во время войны за независимость США рабы-африканцы сражались на стороне восставших против Англии, с властью которой они связывали существование плантационного рабства и торговли невольниками. В войсках Вашингтона было много рабов. Они надеялись получить свободу от правительства страны, воевавшей за свободу. Но при обсуждении Декларации независимости делегаты Континентального конгресса, среди которых особенно усердствовали в этом отношении плантаторы Южной Каролины и Джорджии, добились изъятия из текста Декларации статьи, осуждающей рабство и работорговлю [17, с. 47, 49]. В принятой конституции о работорговле в ст. 1 говорилось лишь, что она будет запрещена с 1808 г.

В результате войны за независимость Англия — самая крупная страна-работорговец — потеряла крупнейший рынок сбыта рабов. Английское правительство не только не пожелало налаживать какие-либо отношения с образовавшимися САСШ, но, объявив им экономическую блокаду, стремилось, в частности, помешать ввозу туда рабов — необходимой рабочей силы для развития экономики.

В связи с этим изменилось и положение Вест-Индии в системе британских колоний. Английские острова Вест-Индии были экономически тесно связаны с английскими континентальными колониями, фактически являясь с ними единым экономическим колониальным комплексам. Вест-индские острова не могли существовать без континентальных колоний. Оттуда они получали, как уже говорилось выше, хлеб, лес, мясо, шкуры и другие товары. В свою очередь, вест-индские колонисты продавали на материк патоку, мелассу, ром, пряности и рабов.

После получения американскими колониями независимости современники говорили, что Англия потеряла не только 13 континентальных колоний, но сверх того и восемь островов [194, с. 13]. Изолировать английскую Вест-Индию от нового государства было невозможно. Метрополия же не могла заменить Вест-Индии Северную Америку. Дальнейшее развитие плантационного хозяйства Вест-Индии без колоний Северной Америки было трудно для метрополии в экономическом отношении и, кроме того, означало косвенную поддержку нового американского государства, что совершенно не входило в планы британского правительства.

Потеря континентальных американских колоний и в связи с этим упадок значения Вест-Индии привели к перемене политики Великобритании в отношении работорговли. Правящие круги Англии теперь не были заинтересованы в ввозе рабов-африканцев в эти районы. Британский премьер-министр У. Питт сам посоветовал (конечно, неофициально) только что избранному в парламент Уильяму Уилберфорсу — будущему лидеру аболиционистов — заняться проблемой работорговли и поставить в парламенте вопрос об ее отмене.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Африка: четыре столетия работорговли"

Книги похожие на "Африка: четыре столетия работорговли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Абрамова

Светлана Абрамова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли"

Отзывы читателей о книге "Африка: четыре столетия работорговли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.