» » » » Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли


Авторские права

Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли

Здесь можно скачать бесплатно "Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли
Рейтинг:
Название:
Африка: четыре столетия работорговли
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1992
ISBN:
5-02-017493-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Африка: четыре столетия работорговли"

Описание и краткое содержание "Африка: четыре столетия работорговли" читать бесплатно онлайн.



В книге исследуется история трансатлантической европейско-американской работорговли — насильственного вывоза невольников-африканцев на плантации и рудники Америки и Вест-Индии, начавшегося в 1442 г. и продолжавшегося почти до конца XIX в. Рассказывается о развитии работорговли и способах захвата африканцев в рабство, о продаже их европейцам, выявляются причины запрещения работорговли в начале XIX в.






И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему.

Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» [Бытие, гл.: 6, 18–27].

Разберемся в этих текстах, — говорили священнослужители. Даже если считать, что африканцы действительно происходят от Хама, все равно речь может идти только о рабстве африканцев. Проклиная через Ханаана своего сына Хама, Ной говорил о рабстве Ханаана, но в Библии нет ни слова о том, что потомки Ханаана могут быть куплены или проданы.

Однако широкого распространения такие утверждения не получили. Лишь как отголоски подобных споров появилась, например, книга «Аргументы из священного писания за и против работорговли». Во всех же работах защитников работорговли неизменно присутствуют или цитата из Библии о проклятии Ноем Хама, Ханаана сына Хама или, как само собой разумеющееся, утверждение того, что и работорговля и рабство африканцев полностью согласуются со священным писанием.

И наконец, в эти же годы появляются сначала отдельные высказывания, а затем и развернутые заявления о том, что африканцы в целом по своему развитию ниже европейцев, что удел черного человека быть рабом белого человека, что негры, говоря языком того времени, стоят в ряду развития ближе к человекообразным обезьянам, чем к европейцам. Начиналось становление расизма.

* * *

Вопрос о происхождении расизма сложен. Мы остановимся только на одном вопросе: на возникновении и становлении расизма по отношению к африканцам. Сейчас как будто бы уже все согласны с тем, что расизм возник во время работорговли. Но работорговля продолжалась четыре с лишним столетия. Когда же возник расизм?

До сих пор наиболее распространенными являются следующие точки зрения. Согласно первой из них, расизм по отношению к африканцам был у европейцев с самого начала работорговли, если даже еще не раньше. Африканцев якобы всегда рассматривали как низших существ по сравнению с европейцами.

Согласно второй точке зрения, рождение расизма по отношению к африканцам и оформление его в «теорию» произошло в XIX в., во время борьбы за отмену рабства в США. Нередко совершенно конкретно указываются работы Мортопа и Нотта как первые теоретические книги расистского толка [406; 415]. Однако изучение истории работорговли приводит к выводу, что расизм по отношению к африканцам возник и оформился в «теорию» неполноценности африканцев по сравнению с европейцами в конце XVIII — начале XIX в., во время борьбы за запрещение работорговли.

В работах португальских мореплавателей, посетивших Африку до начала трансатлантической работорговли, — Азурары, Кадамосту, Пашеку Перейры и других нет расистских высказываний. Новые, невиданные ранее земли, невиданные ранее люди. С ними можно торговать — хорошо; их можно взять в плен, привезти в Португалию и там, как раньше пленных мавров, сделать рабами — тоже хорошо.

При первых встречах европейских путешественников с африканцами чернокожие люди не были восприняты как какие-то низшие существа. Они не могли быть равноправными партнерами европейцев, поскольку отношения строились по праву сильного. Но если бы эти открытые земли были населены не африканцами, а людьми другого цвета кожи, другого физического облика, но стоящими на той же стадии развития, что и африканцы, отношения между европейцами и местным населением сложились бы примерно такие же. Можно сказать, что в это время господствовала не расовая нетерпимость, а религиозная. Особенно это относится к католикам-португальцам. Но религиозная нетерпимость проявлялась не только по отношению к африканцам и не только в то время. В любую эпоху столкновение двух религий редко обходится без кровопролития — историки это хорошо знают.

Развитие хозяйства в открытой Колумбом Вест-Индии потребовало рабочих рук. Индейцев очень скоро, буквально в течение нескольких лет, стало мало. Первое исторически известное проявление расизма, причем в форме геноцида, было проведено в жизнь испанцами по отношению к индейцам. В процессе истребления индейцев и после него в испанские колонии — Кубу, Эспаньолу в Вест-Индии, а также в завоеванные области Латинской и Южной Америки, вплоть до Перу, начали ввозить африканцев — сильных людей, привыкших к сельскохозяйственным работам и достаточно дешевых, чтобы их можно было доставлять в большом количестве.

Когда в Вест-Индии появились англичане, им далеко не сразу удалось наладить снабжение своих колоний рабочей силой. Первыми рабами в английских колониях стали англичане, соотечественники плантаторов [см. гл. III]. Затем на английских и французских островах появились так называемые законтрактованные слуги. Привозили в Вест-Индию и похищенных европейцев: в европейских портовых городах процветал киднэппинг.

Если взять свидетельства авторов тех лет, мы не найдем расистских высказываний о рабах из Африки. Действительно, испанцы писали, что «один негр стоит четырех индейцев», но расизма здесь не было. Белые и черные рабы работали на плантациях бок о бок, подвергаясь одинаково жестокому обращению.

В конце XVII — самом начале XVIII в. было написано и издано большое число сочинений работорговцев и служащих многочисленных в то время африканских торговых компаний [64; 67а, 74; 87; 96; 100]. Здесь мы найдем подробные описания невольничьих рынков, процесса покупки рабов, условия содержания африканцев во время «среднего перехода». Работорговцы подробно, в деталях, описывали, как они подавляли восстание невольников на корабле, но все это излагается деловым языком, ибо эти книги были прежде всего путеводителями для других работорговцев по местам купли-продажи рабов, руководством, как возможно быстрее доставить этот дорогой товар в Новый Свет с минимальными потерями, чтобы получить большой барыш. В книгах, написанных в то время работорговцами, тоже нет высказываний расистского толка.

Рассуждения о существующей якобы неполноценности, недоразвитости африканцев по сравнению с европейцами начались не среди работорговцев, как это можно было ожидать.

Источники того времени сообщают, что все началось с работы Петера Кампера (1722–1789), голландского врача естествоиспытателя. Он был известным ученым своего времени, являлся членом множества научных обществ Европы, в науке его называли соперником Кювье. В биографиях Кампера отмечается, и это немаловажно для нас, что он очень интересовался политикой. Кампер занимался сравнительным изучением скелетов людей и человекообразных обезьян. Среди других антропометрических измерений он ввел понятие «лицевой угол» при исследовании черепов. Результатом его исследований был вывод о том, что этот так называемый лицевой угол изменяется в определенной последовательности от обезьян к африканцам, от африканцев к европейцам. Величина «лицевого угла» у африканцев ближе к величине «лицевого угла» человекообразных обезьян, чем у европейцев. Работал Кампер, что весьма интересно, принимая во внимание ситуацию того времени и его интерес к политике, с черепами обезьян, европейцев и африканцев. Работа Кампера была опубликована в 1781 г. на голландском языке, и в этом же году начался ее перевод на другие европейские языки [290].

Судьбу многих идей определяет время, когда они появляются. Появись работа Кампера на полтора столетия раньше, она, возможно, прошла бы незамеченной или вызвала бы отклики другого содержания. Но в 80-х годах XVIII в. идея о недоразвитости африканцев по сравнению с европейцами буквально носилась в воздухе, ибо что-то подобное было просто необходимо жаждущим продолжения работорговли. Вероятно, не будь работы Кампера, появилась бы книга какого-нибудь другого автора, и в ней, может быть, не «лицевой угол», а что-либо совершенно другое (ведь важен был только предлог!) было бы объявлено подтверждением «второсортности» человека с черной кожей.

Через несколько лет известный в то время врач и естествоиспытатель Джон Хантер в своем частном музее в Лондоне, где у него была коллекция черепов и скелетов, измерил некоторые из них по методу Кампера. Он определил «лицевой угол» у обезьян, человекообразных обезьян, африканцев и европейцев (опять-таки только у европейцев и африканцев!), после чего также начал доказывать, насколько разительно по своему анатомическому строению африканцы отличаются от европейцев и как близки они к человекообразным обезьянам.

Все точки над «и» были поставлены в работе Чарлза Байта, молодого английского врача. Изучив скелеты и черепа в музее Хаптера, Вайт заявил, что европейцы стоят на более высокой ступени развития, чем африканцы, и превосходят последних не только в физическом, но и в умственном отношении. Основная работа Ч. Байта вышла в 1799 г., в самый разгар борьбы за запрещение работорговли [473]. Слово было сказано.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Африка: четыре столетия работорговли"

Книги похожие на "Африка: четыре столетия работорговли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Абрамова

Светлана Абрамова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли"

Отзывы читателей о книге "Африка: четыре столетия работорговли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.