» » » » Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли


Авторские права

Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли

Здесь можно скачать бесплатно "Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1992. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли
Рейтинг:
Название:
Африка: четыре столетия работорговли
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1992
ISBN:
5-02-017493-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Африка: четыре столетия работорговли"

Описание и краткое содержание "Африка: четыре столетия работорговли" читать бесплатно онлайн.



В книге исследуется история трансатлантической европейско-американской работорговли — насильственного вывоза невольников-африканцев на плантации и рудники Америки и Вест-Индии, начавшегося в 1442 г. и продолжавшегося почти до конца XIX в. Рассказывается о развитии работорговли и способах захвата африканцев в рабство, о продаже их европейцам, выявляются причины запрещения работорговли в начале XIX в.






Во Франции в феврале 1788 г. в Париже было создано общество «Друзья чернокожих» (Les Amis des Noirs). Основателями его были Ж. Бриссо, маркиз Кондорсе, Э. Клавьер. В общество входили известные общественные деятели, экономисты, литераторы. Например, аббат Грегуар, М. Робеспьер, М.Ж. П. Лафайет, аббат Сийес, О.Г. Р. Мирабо. Председателем стал маркиз Кондорсе. Была установлена связь с аболиционистами Англии [449]. «Друзья чернокожих» боролись за немедленное прекращение работорговли, но не требовали безотлагательной отмены рабства. Они считали, что отмена рабства должна растянуться на 30–50 лет, производиться постепенно: сначала объявлялись свободными дети до определенного возраста, затем дети, родившиеся с такого-то года, и т. д.

Что касается тех, кого называли свободными цветными, т. е. освобожденные невольники, то члены общества предлагали немедленно уравнять их в правах с белыми колонистами. «Друзья чернокожих» утверждали, что, получив свободу, цветные не уйдут с плантаций, а по-прежнему, но с большим трудолюбием — вероятно, в знак благодарности за дарованную свободу — будут работать на полях. Кроме того, предполагалось — и это, вероятно, было самое важное, — что в случае восстания рабов освобожденные цветные выступят на стороне плантаторов против невольников. Некоторые из членов общества, предвосхищая идеи XIX в., считали, что в Вест-Индии имеет смысл использовать на плантациях наемных работников не африканцев. Африканцев, говорили они, надо использовать в самой Африке, когда туда придет белый человек.

Французский аболиционист аббат Анри Грегуар (1750–1831) Французский аболиционист Гийом Томас Франсуа Рейналь (1713–1796) 

Друзья чернокожих» установили связь с аболиционистами Англии. Среди аболиционистов Франции были широко известны работы их английских коллег. Из французской литературы, где осуждалось рабство как во Франции, так и за ее пределами, пользовались, например, широкой известностью работы Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, «Дух законов» Ш. Монтескье, «Очерк о нравах и духе народов» Вольтера, «Философическая и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях» Г.Т. Ф. Рейналя.

Обеспокоенные развитием революции и активизацией аболиционистов владельцы плантаций, жившие в столице метрополии, предприниматели, связанные с колониальной торговлей и работорговлей, решили противопоставить «Друзьям чернокожих» спою организацию, которая помогла бы им собрать своих сторонников и предотвратить распространение сведении о деятельности аболиционистов в колониях. В первую очередь в этом были заинтересованы все предприниматели, связанные с Сан-Доминго, — крупнейшей колонией Франции в Вест-Индии, ибо и плантаторы, и предприниматели метрополии боялись восстания невольников в этой колонии.

В августе 1789 г. в Париже было создано «Общество колонистов» (La Societe correspondante des Colons). По месту своего первого собрания — в отеле Масиак, — «Общество колонистов» более известно под названием «клуба Масиак» [338, с. 44–46]. Организаторами общества были крупный плантатор Сан-Доминго Г. д'Арси и известный писатель и экономист Моро де Сен-Мерн, убежденный сторонник продолжения работорговли, считавший, что запрещение работорговли приведет к упадку вест-индскнх колоний. С самого начала в клуб Масиак входило 70 человек. К 1781 г. число членов клуба возросло до 400. В какой-то степени такой рост «масиакцев» говорит об их увеличивающейся тревоге за судьбу колоний. Плантаторы, предприниматели, занимающиеся «колониальными» делами, вероятно, надеялись, что деятельность клуба «Масиак» поможет им каким-то образом сохранить колонии.

Так же как и общество «Друзья чернокожих», члены клуба «Масиак» призывали открывать в других городах отделения своего общества. Так, уже через четыре дня после своего создания клуб разослал письма во все портовые города Франции, ведущие торговлю с Вест-Индией и Африкой, с призывом создать там отделения общества колонистов. Отказался лишь Гавр, в других портах такие отделения были созданы. Целью этого мероприятия было не допустить проникновения в Вест-Индию новостей из революционной метрополии. Для этого решили проследить, чтобы ни один мулат не отплыл в Вест-Индию, ибо «масиакцы» считали, что именно мулаты могли принести на острова аболиционистские новости. Однако эта операция была сорвана отказом Гавра.

И «Друзья чернокожих», и члены клуба «Масиак» неоднократно выступали с горячими речами в Национальной Ассамблее. Однако, пожалуй, можно сказать, что, если призывы аболиционистов носили иногда несколько декларативный характер — политическая и экономическая обстановка не всегда принималась ими во внимание, то выступления членов клуба «Масиак» были наполнены конкретным содержанием: любыми мерами сохранить колонии.

В конце февраля 1791 г. на Сан-Доминго началось восстание невольников и свободных мулатов. 14 мая 1791 г. на заседании Национальной Ассамблеи аббат Грегуар потребовал предоставления прав гражданства всем «цветным». Масиакцы тут же обвинили аболиционистов в том, что они поддерживают восставших против Франции, что их политика приведет к отпадению колоний и т. д.

С развитием революционных событий во Франции авторитет клуба «Масиак» падал. Как уже говорилось, 4 февраля 1794 г. было объявлено о прекращении работорговли и отмене рабства во всех французских колониях.

Практического значения декрет почти не имел, так как в это время большинство французских вест-индских колоний было захвачено Англией. Идеологическое значение его, как отмечалось выше, было огромным. Через месяц последовал декрет и закрытии клуба «Масиак». У власти находились якобинцы. Те члены клуба, которые не успели эмигрировать, были арестованы.

В 1802 г., после того как по Амьенскому договору колонии были возвращены Франции, Наполеон восстановил работорговлю и рабство во французских владениях [86, с. 201, 202].

Одной из немногих стран, не принимавших участия в работорговле, была Россия. Симпатии передовой России были на стороне африканцев. В русских газетах и журналах, таких, как «Новые ежемесячные сочинения», «Санкт-Петербургские еженедельные сочинения» и другие, печатались материалы, где выражались чувства симпатии к рабам-африканцам, к возможному освобождению рабов на плантациях.

Для передового русского читателя проблемы работорговли и рабства африканцев в Америке и Вест-Индии были тесно связаны с проблемами крепостного права в России. Это увеличивало сложность публикации материалов по таким вопросам, но зато любая статья, где обсуждались работорговля и рабство, где говорилось о равенстве всех людей, содержала также протест против крепостничества. Уже в конце XVIII в. появились отдельные статьи о положении африканцев-рабов в колониях, о политике европейцев в Африке, осуждающие работорговлю [196]. Широкий отклик в русской печати получили события на острове Сан-Доминго [193; 208; 227]. Были изданы две книги, появились статьи, в которых рассказывалось о восстании африканцев.

Опубликование статей об Африке и Вест-Индии и освещение событий, связанных с рабством и работорговлей, именно в связи с тем, что в это время против них шла борьба, сразу определяли направление журнала, где печатались данные материалы. В «Политическом журнале», имевшем реакционное направление, борьба африканцев на Сан-Доминго преподносилась читателем как бунт разбойников, цель которых — грабеж и мародерство [193]. В журнале «Вестник Европы», издателями которого были П. Каченовский и В. Жуковский, вест-индские события освещались по-другому. Например, в 1807 г. в статье «О новых происшествиях на о. Сан-Доминго» говорилось: «К великим чудесам, в начале XIX в. совершившимся, причислять должно государственную перемену в народе, осужденному носить оковы рабства. Сей 'народ внезапно становится на ступень обществ благоустроенных и дает себе полезные законы» [227].

Вследствие политики царского правительства, которое выступало против Англии и поддерживало ее североамериканские колонии, в русской печати оказалось возможным опубликование материалов о борьбе американских колоний за независимость. Рассказывая о положении рабов в Америке, русские писатели выступали против рабства африканцев, работорговли в целом.

Например, в газете «Московские ведомости», редактором которой в конце XVIII в. был выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков, появилась статья «О влиянии независимости Соединенных областей Северной Америки на политическое состояние Европы» [232, 1783, № 39–431 и несколько небольших заметок о положении рабов в Америке. В 1784 г. Новиков поместил в «Прибавлениях к Московским ведомостям» статью американского работорговца «Понятие о торге невольниками», где защищались рабство и работорговля. В примечаниях же самого Новикова говорилось, что все рассуждения автора о правах европейских и американских работорговцев «не уважаются перед судилищем рассудка и человечества и не доказывают еще справедливости права, присвояемого белыми человеками над черными их собратьями» [232, 1784, № 72–74].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Африка: четыре столетия работорговли"

Книги похожие на "Африка: четыре столетия работорговли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Абрамова

Светлана Абрамова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Абрамова - Африка: четыре столетия работорговли"

Отзывы читателей о книге "Африка: четыре столетия работорговли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.