» » » » Эразм Роттердамский - Сочинения


Авторские права

Эразм Роттердамский - Сочинения

Здесь можно скачать бесплатно "Эразм Роттердамский - Сочинения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Стрельбицький»f65c9039-6c80-11e2-b4f5-002590591dd6. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эразм Роттердамский - Сочинения
Рейтинг:
Название:
Сочинения
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сочинения"

Описание и краткое содержание "Сочинения" читать бесплатно онлайн.



В книге представлены наиболее известные произведения Эразма Роттердамского: «Похвала глупости», «Жалоба мира», «Разговоры запросто».

Эразм Роттердамский – представитель «северного Возрождения», великий писатель и философ-гуманист. В своих трудах автор подробно касается наиболее сложных для восприятия тем – свободы воли, идеальных форм общественной жизни, достоинства человека.

Споры вокруг произведений Эразма Роттердамского не утихают до сих пор. Его «Похвала глупости», написанная как бы между делом, побила все мировые рекорды популярности.






597

Римский календарь разделял дни на благоприятные и неблагоприятные. Последние были объявлены неприсутственными – в такие дни преторы не могли вершить суд и не произносили формулу, утверждавшую законность их решений. А формула эта состояла из трех слов: do – предоставляю [права], dico – произношу [приговор], addico – присуждаю. Отсюда шутливое возражение Евтрапела.

598

Древние верили, будто боги завистливы и не прощают человеку постоянного и неизменного счастья. Немезида – греческая богиня справедливости, карающая дерзость и заносчивость смертных.

599

Бромий – «шумный» (греч.), прозвище бога вина Вакха. Минос – царь острова Крита, сын Зевса. После смерти боги сделали его одним из трех судей в подземном Царстве мертвых.

600

Глава (распорядитель) пира (греч,).

601

Здесь: старший слуга за столом (греч.).

602

Изречение (греч.).

603

Иоганн Ботцхейм (ок. 1480–1535) – друг Эразма и многих других гуманистов. Его дом в Констанце был пристанищем для всех людей науки и искусства, ехавших из Северной Европы в Италию или в обратном направлении. Эразм был его гостем в 1522 г. Они сблизились благодаря сходству характеров и взглядов, в частности – благодаря одинаковому отношению к Реформации; сперва сочувственному, потом враждебному.

604

«Привидение», 791.

605

Источник этой поговорки – анекдот о великом греческом ораторе Демосфене. Выступая в одном сложном деле и видя, что судьи рассеяны и невнимательны, он вдруг прервал свою речь и начал рассказывать о каком-то юноше, нанявшем осла с погонщиком. День был жаркий, и седок, спешившись, присел отдохнуть в тени, которую отбрасывал осел. Погонщик возразил, утверждая, что отдал внаем только осла, а не его тень. Спор превратился в судебную тяжбу. Тут Демосфен умолк, а когда судьи попросили его закончить рассказ, с горечью воскликнул: «Басню о тени осла вы готовы слушать, а важное дело выслушать не желаете».

606

По всей видимости, истинная автобиографическая деталь: Эразм учился в голландском городе Девентере в 70-х – начале 80-х гг. XV в.

607

То есть мясопуст (Великий пост).

608

В «Илиаде» Гомера (VIII, 19–27) Зевс (Юпитер) грозится спустить с неба на землю золотую цепь и утверждает, что все боги и богини не смогут «совлечь с неба на землю Зевса, строителя вышнего, сколько б они ни трудились», тогда как он, если почтет за благо, поднимет их всех вместе «с самой землею и с самим морем».

609

Людовик наследовал своему отцу, Карлу VII, в 1461 г., а умер в 1483 г. То есть память о нем была еще жива и свежа, когда Эразм впервые появился во Франции (1495 г.).

610

Максимилиан I, император Священной Римской империи германской нации (1493–1519), еще в 1477 г. получил во владение Нидерланды, вступив в брак с Марией Бургундской, дочерью герцога Бургундского Карла Смелого.

611

Филипп II Добрый – герцог Бургундский (1419–1467), отец упомянутого выше Карла Смелого.

612

Эта латинская пословица чаще употреблялась в значении русского «легок на помине».

613

См. прим. к диалогу «Поклонник и девица» (к слову Авгур).

614

Само дело покажет (греч.). Здесь: погодите, сами увидите.

615

Датский король Христиан II бежал из своего королевства в 1523 г. в результате восстания под руководством Густава Вазы.

616

Французский король Франциск I был захвачен в плен императором Карлом V в битве при Павии (1525 г.) и вернулся на родину лишь год спустя.

617

Фердинанд – младший брат императора Карла V

618

Имеются в виду верные католики и сторонники Реформации.

619

Распяв Иисуса, римские воины разделили его одежду между собою, а хитон, который «был не сшитый, а весь тканый сверху», раздирать не стали, но «бросили о нем жребий» («Евангелие от Иоанна», XIX, 23–24). Этот цельнотканый хитон считался символом нерушимого единства христианской церкви.

620

Вертоград господень разоряет уже не один вепрь (перифраз стихов 9—14 из псалма LXXIX) – прямой выпад против Лютера и его последователей: вепрем, разоряющим вертоград господень, Лютер назван во вступлении к папской булле «Восстань, господь» (см. прим. к «Исследованию веры», к словам: Ты, верно, намекаешь на отлучение).

621

Десятина – налог в пользу церкви.

622

Евхаристия – церковное таинство причащения, отрицавшееся реформаторами.

623

«Первое послание к Коринфянам», XI, 3, 7.

624

Гораций, «Послания», I, II, 69–70. Перевод Н. Гинцбурга.

625

Супруга Геракла Деянира послала мужу одежду, пропитанную кровью кентавра Несса, убитого Гераклом (коварный кентавр, умирая, уверил Деяниру, что его кровь обладает силой приворотного зелья). Едва надев эту одежду, Геракл почувствовал нестерпимую боль, а снять одежду уже не мог – она приросла к телу. В конце концов он покончил с собою, взойдя живым на погребальный костер.

626

Пифагорейцы верили в переселение душ.

627

Тело (греч.).

628

Могила (греч.).

629

«Псалтирь», CXLI, 7 (перевод отличен от синодального).

630

Кларисса – монахиня ордена, основанного святою Кларой в 1212 г.

631

В диалоге «Федр» Платон, устами Сократа, учит, что бессмертные души, спускаясь из занебесной области на землю и вселяясь в смертное тело, теряют крылья.

632

«Псалтирь», LIV, 7.

633

Аристотель, «О душе», II, 1,412а.

634

Среди многих иных открытий мифы приписывали Дедалу и изобретение скульптуры.

635

Центурия – низшее подразделение пехоты в римском войске.

636

Мать (греч.).

637

«Первое послание к Тимофею», II, 15

638

Так толкует это место Эразм. Обычное толкование (принятое и в синодальном переводе) – женщина спасется, если пребудет в вере.

639

Древние изображали Стикс, через который Харон переправляет в своей ладье души усопших, то в виде реки, то в виде заболоченного озера.

640

Так Эразм называет здесь бусины четок.

641

Сам Эразм тоже побывал в Уолсингэме дважды – в 1512 и 1514 гг.

642

Подлинную рукопись (греч.).

643

Беда Достопочтенный (ок. 673–735) был крупнейшим представителем англо-саксонской литературы на латинском языке. Самое важное его произведение – «Церковная история англосаксов». Гробница Беды – в церкви аббатства в Дареме (Дургеме) на северо-востоке Англии.

644

Эгидий – отшельник, живший в VI или VII в. на юге Франции. Он просил бога отпустить грехи королю готов Флавию, и ангел положил на алтарь листок пергамена, в котором сообщалась, что просьба Эгидия исполнена.

645

Главкоплут – греческий перевод имени Ульрих. Эразм имеет в виду швейцарского реформатора Ульриха Цвингли, под руководством которого в 1525 г. церковь в Цюрихе была реформирована и храмы очищены от икон и статуй.

646

Действительно, Базель – ближайший сосед Цюриха, и Реформация там одержала победу лишь немногими годами позже (в 1529 г.). В том же году Эразм покинул Базель.

647

По-видимому, описка Эразма: как уже сказано раньше, Уолсингэм находится на восточном побережье Великобритании.

648

Августинские (или черные) каноники были орденом священников-монахов. Первоначально орден складывался из общин, в которые объединялся причт одного храма («белые каноники»), принимая добровольное обязательство жить по уставу наподобие монастырского

649

Овидий, «Любовные элегии», I, VIII, 92. Перевод С. Шервивского.

650

Мистагог – наставник, посвящающий в таинства (греч.).

651

Роберт Олдридж – ученый из Кэмбриджа, приятель Эразма; впоследствии – епископ Карлайльский.

652

Иерофант – у греков это слово обозначало: верховный жрец; здесь: монах-францисканец («из числа меньших братьев»).

653

«Илиада», XV, 279.

654

Данаиды – пятьдесят дочерей Даная, царя Арюса (на Пелопоннесе). В брачную ночь все они, кроме одной, умертвили своих мужей и за это преступление терпят вечную муку в царстве мертвых – наполняют бездонную бочку (греч. миф.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сочинения"

Книги похожие на "Сочинения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эразм Роттердамский - Сочинения"

Отзывы читателей о книге "Сочинения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.