Сима Чиркович - История сербов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История сербов"
Описание и краткое содержание "История сербов" читать бесплатно онлайн.
Известный сербский историк, С.М. Чиркович посвятил свою книгу истории сербского народа. Конечно, сербская государственность и ее исторические перипетии (подробно рассматриваемые в работе) не отделимы от этнической истории сербов, однако первична именно последняя. Автор подчеркивает, что истоки формирования сербской национальной общности восходят к VII в., к эпохе миграции славянских племен на Балканском полуострове, но он утверждает, что процесс формирования сербского народа не закончился ни в XIX, ни в XX в. Драматические события, последовавшие за распадом Югославии, только подтверждают точку зрения автора и придают неоценимое значение его книге, впервые вышедшей в свет в 2004 г. на сербском и английском языках.
Время, наступившее после вступления на престол нового владыки, характеризовалось активизацией как отношений с Россией, так и усилий по внутреннему обустройству страны. По установленному обычаю Петр I Петрович Негош еще при жизни назвал своим наследником племянника — Раде Томова, принявшего имя Петр II. До 1833 г. он правил как архимандрит, пока не был возведен в сан епископа в России. Еще до поездки русские советники помогли Петру II продолжить формирование органов государственной власти. Был создан Правительственный сенат черногорский и брдский, членов которого при посещении племен сопровождала гвардия, выполнявшая судебные, полицейские и охранные функции. Владыку охраняли перьяники — телохранители, носившие шапки с султанами. Уже в 1833 г. был введен налог, позволивший приступить к формированию бюджета, который уже не зависел целиком от русской помощи.
В период правления Петра II, известного среди современников как прославленный поэт, Черногория достигла невиданного прогресса в области развития национальной культуры. В Цетинье появилась школа, была открыта типография (1834), в которой печаталась «Горлица» — первое периодическое издание (1835–1839). Благодаря авторитету Петра II Черногория выходит из изоляции и становится влиятельной силой среди южных славян.
От княжеской автономии до автономного княжества
Установив режим неограниченной личной власти и поддерживая связь с Портой, Милош Обренович реализовывал договоренности с Марашли Али-пашой от 1815 г. Вождь Второго сербского восстания подчинил себе Народную канцелярию, смещал и назначал по своему усмотрению верных себе старейшин, тем самым уничтожив остатки сохранившегося с турецких времен местного самоуправления. Скупщины собирались исключительно для объявления указов, получения согласия на введение новых налогов, а также для избрания Милоша верховным князем с династическими правами (1817). Безжалостный к непокорным, он не остановился перед убийством авторитетных лидеров восстания — Петра Молера, Симы Марковича, Павла Цукича, Мелентия Никшича. В 1817 г. Милош жестоко расправился даже с Карагеоргием, как только тот вернулся в Сербию.
Карта 6.1. Сербия при режиме кнеза Милоша Обреновича. 1. До 1831 г. 2. Расширение территорий в период 1831–1833 гг.Режим Милоша мало чем отличался от турецкого. Особенно из-за податей и трудовых повинностей (кулук), которые провоцировали народные выступления. Князь подавил несколько восстаний (1817, 1821, 1825, 1826), запутав своей жестокостью не только политических противников, но и народ. Законодатель и судья в одном лице, Милош использовал неограниченную власть для личного обогащения. Так, он выступал в роли откупщика турецких таможенных пошлин и налогов, причитавшихся султану. Себе и своим приближенным князь обеспечил монополию на торговлю. Одним словом, он распоряжался страной, как феодал своим поместьем. Одновременно Милош вытеснял турок из центров нахий, ограничивая их присутствие лишь укрепленными городами, а передвижение — основными дорогами.
Препятствуя деятельности тайных организаций, Милош старался не допускать возникновения у султана сомнений в его лояльности. По этой же причине он отказался поддержать греческое восстание 1821 г., а также менее масштабные выступления против турецкой власти. В то же время князь не упускал возможности использовать испытываемые Османской империей трудности для осуществления собственных целей — харач (подушная подать) был преобразован в единовременную выплату за весь пашалык; княжеское звание стало наследственным; Сербия вернула шесть нахий, освобожденных в ходе Первого сербского восстания. Этим последним достижением Милош был обязан России, которая навязала Турции свои условия при заключении мира в 1826 и 1829 гг.
Автономия, о которой речь шла еще в 1812 г., в конце концов была получена на основании изданных султаном хатт-и-шерифов 1829, 1830, 1833 гг. Первые два даровали Сербии свободу вероисповедания, право иметь собственную администрацию во главе скнезом[30]. Этот титул признавался наследственным для семьи Милоша. Кроме того, Сербия получила право иметь собственную армию и учреждения — больницы, типографии, почту, независимый суд. Туркам запрещалось вмешиваться во внутрисербские дела. Им предписывалось покинуть Сербию, за исключением гарнизонов в старых «имперских городах» (Белград, Шабац, Смедерево, Ужице, Сокол, Кладово). Третий хатт-и-шериф санкционировал возвращение Сербии шести нахий, а также определял единовременный характер выплаты компенсации за имущество и права султана и частных лиц. Присоединение шести нахий ускорили восстания 1832–1833 гг. в Восточной Сербии, вспыхнувшие в тот момент, когда Порта испытывала серьезные трудности из-за волнений в провинциях. Милош направил в восставшие области свои войска. Поэтому султану не оставалось ничего другого, как признать сложившееся положение вещей и включить эти нахий в годовой размер харача (2,3 млн. турецких грошей).
Еще до того, как был окончательно определен размер харача, в 1831 г. Милош отменил кулук, чем пресекалась последняя связь между сербским крестьянином и турецким спахией. Но все же причитавшуюся спахиям десятину князь включил в сумму государственного налога, в который была преобразована дань султану. Этот остаточный элемент феодальных повинностей был упразднен в 1835 г.
В результате вытеснения турок из Сербии создавались условия для постепенного превращения крестьянина в хозяина обрабатываемой им земли. Права собственности признавались за теми, кто имел тапии — документы, на основании которых обрабатывались принадлежавшие спахиям земли. Часть крестьян таких тапий не имела, поэтому было решено произвести обмер этих земель и внести в кадастр. Но сделать это не удалось. После ухода турок осталось множество опустевших сел и земельных участков вокруг них (так называемые алии). Ставшие государственной собственностью, эти земли сдавались в аренду, распределялись между селами и часто использовались для размещения прибывавших в Сербию переселенцев.
В описываемый период времени решался вопрос о том, появится ли в Сербии «благородное» сословие и феодальная земельная собственность. В чем, надо сказать, были заинтересованы старейшины, многие чиновники и родственники князя. К созданию аристократии подталкивала и Россия, а также сербы, проживавшие в Венгрии, апеллировавшие к примеру Валахии и Молдавии. Не поддерживавший эту идею князь долго не высказывал публично своей позиции. И только принятая в 1838 г. Конституция категорически запретила восстановление феодальных отношений.
Обретение автономии сделало актуальным церковный вопрос. Церковь уцелела после падения средневекового государства и пережила в XVIII в. расцвет под властью христианских правителей. При этом свою религиозную и культурную миссию духовенство осуществляло, не имея возможности опереться на собственное сербское государство. С другой стороны, с 1804 г. борьба за восстановление государственности велась без участия церкви. Греческие владыки не поддержали вождей Первого сербского восстания, а попытка рукоположения сербского митрополита в России не увенчалась успехом по каноническим причинам. В освобожденной Сербии действовали два иерарха — митрополит Белградский и епископ Ужицко-Валевский, при этом оба подчинялись Вселенской патриархии в Константинополе.
Подобно королю Стефану Первовенчанному, правившему шестьсот лет назад, князю Милошу предстояло получить от патриарха Константинопольского признание автокефальности сербской церкви. Добиться этого удалось в 1831 г., когда Милентий Павлович был в Константинополе рукоположен митрополитом Белградским и всея Сербии (1831–1833). Он встал во главе всех сербских епископов. Ужицко-Валевская епархия была разделена на две. Центром первой стал Шабац, второй — Ужице. Вскоре появился и четвертый епископ — Тимокский, с кафедрой в Заечаре, окормлявший восточную часть шести присоединенных нахий. Второй митрополит — Петр Йованович (1839–1859, ум. 1864), ранее служивший чиновником в Карловацкой митрополии, а затем при Милоше принявший постриг, был рукоположен в Константинополе. Но после него митрополиты избирались и рукополагались уже в Сербии.
Митрополит Петр, будучи человеком деятельным, много сделал для упорядочения дел церкви. Владыке пришлось решать вопросы, связанные с недисциплинированностью и безграмотностью духовенства, вникать в проблемы брачных отношений среди паствы, а также противодействовать активному вмешательству мирян во внутрицерковные дела. При нем, в 1836 г., была основана семинария, приняты положения об устройстве церкви, создан Синод, сформированы консистории при епархиях, велись церковно-приходские книги.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История сербов"
Книги похожие на "История сербов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сима Чиркович - История сербов"
Отзывы читателей о книге "История сербов", комментарии и мнения людей о произведении.