Авторские права

Николай Рубакин - Среди тайн и чудес

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Рубакин - Среди тайн и чудес" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Политиздат, год 1965. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Рубакин - Среди тайн и чудес
Рейтинг:
Название:
Среди тайн и чудес
Издательство:
Политиздат
Год:
1965
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Среди тайн и чудес"

Описание и краткое содержание "Среди тайн и чудес" читать бесплатно онлайн.



Наряду с привычным для нас в мире нередко встречаются явления, ставящие человека в тупик своей необычностью, кажущейся таинственностью. Поют египетские статуи, говорят камни, стонут горы, перед воспаленным взором путника в знойной пустыне встают видения ангелов, святых, нечистых духов, происходят мгновенные «исцеления» тяжелых болезней, на глазах изумленной толпы творят «чудеса» пророки и факиры. Не удивительно, что суеверные люди издавна истолковывали эти факты как проявление сверхъестественных сил, а предприимчивые служители культов выдавали их за доказательство истинности своей религии.

В этот таинственный мир, в мир, о котором А. С. Пушкин говорил: «Там чудеса, там леший бродит…», ведет читателя талантливый популяризатор Н. А. Рубакин (1862–1946). Автор шаг за шагом срывает ореол святости с «чудес» и религиозных тайн, утверждает силу человеческого разума, мощь научного познания. Очень занимательная по своему содержанию и увлекательная по форме, книга Рубакина доставит большое удовольствие каждому любознательному читателю.






Наряду с легальными выступлениями Н. А. Рубакин написал около 30 нелегальных статей под псевдонимом Сергея Некрасова. Его антимилитаристская книга «Великие войны и борьба с войной» (напечатанная в 1908 году небывалым по тому временем тиражом—1,5 миллиона экземпляров) оказала большую помощь ленинской партии в борьбе против царской военщины.

Спасаясь от полицейских преследований, Н. А. Рубакин вынужден был в 1908 году навсегда покинуть родину, выехав сначала в Финляндию, а затем — в Швейцарию. Но и на чужбине он продолжал оказывать немалую помощь борцам за свободу России, за освобождение ее от царского гнета. Он постоянно поддерживал дружеские связи с В. И. Лениным, Н. К. Крупской, А. В. Луначарским, Г. В. Плехановым, М. Горьким и др.

Живя вдали от родины, Н. А. Рубакин всегда оставался ее горячим патриотом, горячо приветствовал социалистическую революцию, а в 1918 году заявил, что считает себя советским гражданином. В одном из писем в 1934 году он писал: «Здесь в Швейцарии я нахожусь вот уже 25 лет и работаю, ни на минуту и никогда не чувствуя своей отрезанности от родной страны, — жил, живу и всегда буду жить и питаться прежде всего духом ее социалистического строительства. Вы знаете, что еще задолго до падения царизма я был энтузиастом и фанатиком рабоче-крестьянского трудового строя. На такой платформе остаюсь я и по сей день».

В зарубежной печати Рубакин опубликовал много статей, разъясняя глубокие исторические корни социалистической революции в России, рассказывая правду о советской культуре, науке, жизни советских людей, пропагандируя советскую литературу, выступая против злобной клеветы на советский народ и страну Советов, распространявшейся в то время за рубежом. Он лично ежегодно составлял списки лучших советских книг, распространяя их в 52 государствах, считая, что если не он это будет делать, то их «составление перейдет в Париже в руки черносотенцев или кого другого в этом роде». Он сам подыскивал переводчиков для советских книг, договаривался с издательствами об их опубликовании, печатал рецензии на эти книги в зарубежных журналах и газетах. Эта деятельность Рубакина по ознакомлению зарубежной общественности с советской литературой и наукой, бытом, культурой, жизнью советских людей из первоисточников, а не продажной, злобной буржуазной и эмигрантской прессы способствовала укреплению культурных связей молодой Советской страны с зарубежными странами, росту ее авторитета среди зарубежной интеллигенции.

Поставивший свое перо на службу делу народного образования, обладавший поистине энциклопедическими знаниями во всех областях науки, Н. А. Рубакин умел в занимательной, живой, увлекательной форме рассказывать о раскрываемых наукой тайнах, о тех путях, которые вели людей от тьмы к свету.

Он был также одним из крупнейших русских библиографов. Отмечая ценность написанного Н. А. Рубакиным труда «Среди книг» (1906), В. И. Ленин говорил, что «ни одной солидной библиотеке без сочинения г-на Рубакина нельзя будет обойтись» (Соч., т. 20, стр. 236). Заслуги Н. А. Рубакина в этой области были отмечены не только на родине, но и международной общественностью: он был директором Международного института библиологической психологии в Лозанне, почетным членом Международного библиографического института в Брюсселе, почетным членом Русского библиографического общества при Московском университете, почетным членом Русского библиологического общества, почетным членом ассоциации библиотекарей Чехословакии. Обобщая свою практику библиографической работы, он создал ряд научных трудов в этой области, которые принесли ему мировую известность: «Introduction a la psychologie bibliologique» («Введение в библиологическую психологию») в двух томах (Париж, 1922, 604 стр.); «Психология читателя и книги» (Москва — Ленинград, Госиздат, 1923, 307 стр.); «Практика самообразования» (Москва, Госиздат, 1919); многотомный труд «Среди книг» (С.-Петербург, 1910–1913) и др.

Сам Рубакин, подчеркивая, что созданная им библиопсихология «как наука, родившаяся индуктивно в вихре жизни и революции, борьбы с царизмом и капитализмом и с церковностью, как их рабом… с самого начала своего возникновения поставила практику впереди теории…»,[36] определил мотивы, которыми он руководствовался в своей библиографической работе. Этими мотивами были борьба с царизмом и капитализмом, с религией и церковностью. Это была революционно-демократическая программа жизни и деятельности человека, который сумел использовать для борьбы против царского деспотизма, буржуазнопомещичьего гнета даже такую, казалось бы, далекую от революционной борьбы и политики область, как библиография.

Н. А. Рубакин в своих библиографических произведениях умело пропагандировал революционные идеи социализма, воспитывал людей в ненависти ко всякой эксплуатации и социальной несправедливости, к полицейскому гнету царизма, тиранам и деспотам: «Взаимное равноценное ограничение равноценных личностей равноценными же личностями — таков идеал одних. Командование человека над человеком, право жизни и смерти, право эксплуатировать, унижать, превращать человека в раба, холопа, барана, машину и т. п. — таков идеал других… Стоит лишь принять какую-либо одну из этих двух мерок, — и все миросозерцание ваше перестроится. И перестроится естественно и неизбежно, захватив непреоборимой логикой все области мысли и жизни, — и область семьи, и область школы, общество и государство, народ и расу, деревню и город, отношения полицейские, юридические, социальные, церковные, внутренне-государственные и международные, национальные, область философии, нравственности и т. д. Смотря по тому, какая из этих двух точек зрения будет принята данным человеком, он будет по-разному относиться и к правам и к учреждениям, к словам, к идеям, фактам, поступкам и т. д. и т. д., и у него выработается со временем своя особая психология, в иных случаях — психология тирана, насильника, Кит Китыча, Передонова, в других — психология героя, борца, мученика, добровольно и всецело отдавшего себя в жертву общему благу»[37].

Так Н. А. Рубакин старается пробудить у широкой массы читателей сочувствие к идеям социализма, революционерам, борцам за свободу. После этого вступления, обращая внимание читателя на классовую психологию помещика и крестьянина, фабриканта и рабочего, Рубакин предлагает разобраться при чтении составленного им списка художественных произведений Золя, Горького, Чехова, Бунина, Андреева и др. в таких вопросах: «Признается или не признается, что в основе этих отношений должна лежать, не может не лежать ненависть, вражда — результат классовой борьбы… Признается или не признается, что государство существует для личности человеческой. Или обратно. Признается или не признается право гражданина на свободу (личности, совести, мысли, слова, союзов, собраний и т. д.) Психология гражданина. Психология человека, отрицающего права гражданина и смотрящего на этого последнего, как на орудие государства. Психология той общественной группы, которая считает возможным ставить своим девизом: «государство — это я»… Признается или не признается деление человечества на белую и черную кость, на владык и рабов, повелителей и холопов, на аристократию и демократию, прирожденную, приобретенную и т. д. Признается ли, что в целях общения людей в их отношениях не должно быть «ни эллина, ни иудея, ни язычника», или же, что в основу этого общения должно быть положено национальное и националистическое человеконенавистничество…»[38]

Так Рубакин заставлял читателя обдумывать самые острые вопросы эпохи, становиться в классовой борьбе на сторону эксплуатируемых, страдающих, угнетенных масс, на сторону народа. Иногда он не может сохранять спокойного тона наводящих вопросов: «В чем состоит задача государства? в том ли, чтобы облегчать существование всех граждан или чтобы ставить их жизни и деятельности различные преграды, исходя из соображений о благополучии некоторых общественных групп? Этот вопрос властно требует ответа от всякого человека. Далее перед нами вопрос о том, насколько же допустимо насилие в какой-либо форме и мыслимо государство без насилия человека над человеком»[39]. Вряд ли можно сомневаться, что человек, ответив на такие вопросы в результате чтения книг по программе самообразования, составленной Н. А. Рубакиным, формулировал для себя стройную систему революционно-демократических, или социалистических, взглядов, становился борцом против царского гнета. Тем более что далее автор в самой популярной форме дает изложение основных идей социализма, с явным стремлением возбудить интерес и симпатии читателя именно к социалистической программе.

«Одной политической свободы, даже самой совершенной, еще недостаточно для того, так как и в самом свободном государстве богатый превосходно может обижать бедного, собственник земли, капитала или машин обижать наемного рабочего, у которого нет «ни кола, ни двора». Как же сделать так, чтобы не было не только бесправия, унижения, но и материальной обиды? Чтобы ответить на этот вопрос, говорят социалисты, необходимо прежде всего посмотреть — да от чего же происходит эта обида? Она происходит от самой организации современного общественного строя. Такова его характерная черта. В настоящее время все человечество разделяется на два главных класса: во-1-х, собственников земли, капитала и машин и, во-2-х, наемных рабочих, которые живут лишь продажей своего труда, своей рабочей силы. Но ведь, чтобы жить, они должны иметь работу; получать же ее они могут не иначе, как от работодателей — собственников. Между тем интересы этих последних, по существу дела, прямо противоположны интересам рабочих, так как чем больше получат эти последние, тем меньше останется первым. А такая дележка, распределение, идет вокруг нас постоянно, ни на минуту не переставая, по общему правилу и таким способом: богатства, т. е. вещи, товары, созданные трудом, поступают на рынок и продаются за деньги; деньги, полученные от продажи всякого товара, распределяются так: некоторая часть идет купцу, т. е. продавцу товара, некоторая часть — фабриканту, некоторая часть — капиталисту, банкиру, который ссужает этого фабриканта деньгами на постройку фабрики или ее оборот, некоторая часть — рабочим, некоторая часть — землевладельцу, который получает свой доход с той своей земли, где растет хлеб, идущий на промышленные работы, или аренду за эту землю. Поэтому в каждом рубле, который каждый из нас затрачивает на покупку любого товара, уже содержится и рента землевладельца, и прибыль фабриканта, купца, арендатора, и- процент на капитал капиталиста или банка, и заработная плата наемного рабочего. Все устройство современного общества таково, что оно только и держится именно на такой дележке. Не будь ее, не было бы современного общественного строя в его теперешнем виде, с его богачами-миллионерами и рабочими-полунищими, с его сытыми и пресыщенными и голодными, обижающими и обиженными, с его общественными классами собственников и пролетариев, — классом землевладельцев-капиталистов, с одной стороны, и трудовым, эксплуатируемым крестьянством и наемными рабочими — с другой. Таким образом, по мнению социалистов, для того чтобы уничтожить бедность и вообще материальную помеху человеческой свободе и счастью, необходимо прекратить в самом корне такое распределение богатств, создаваемых человеческим трудом; а чтобы его прекратить, необходимо соединить в одном лице и рабочего, и хозяина, и капиталиста, а это возможно сделать, напр., таким способом: превратить землю, фабрики, заводы, рудники, железные дороги, капиталы и т. д. и т. д., иначе говоря — средства и орудия производства, все то, что ныне составляет частную собственность, в собственность общественную, т. е. такую, которая принадлежит не отдельным лицам, а нераздельно всему обществу. Иначе говоря, сделать так, чтобы средства и орудия производства принадлежали всем и ими распоряжались бы не частные лица в свою личную пользу, а все общество; работниками же должны быть все здоровые люди, могущие работать, — по старому правилу: «трудящийся да ест». Вот это-то «обобществление собственности» и является основной сутью социалистического миросозерцания. Неразрывно с этим связан и тот взгляд, что общество должно состоять из работников и что не работникам, живущим за чужой счет («от присвоения чужого неоплаченного труда под видом ренты, прибыли или процента на капитал»), не должно быть вовсе места. И рента, и прибыль, и этот процент — все должно идти в пользу общества, т. е. всех трудящихся. Стремиться к этому и есть задача социализма…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Среди тайн и чудес"

Книги похожие на "Среди тайн и чудес" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Рубакин

Николай Рубакин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Рубакин - Среди тайн и чудес"

Отзывы читателей о книге "Среди тайн и чудес", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.