» » » » Александр Лобжанидзе - Этнокультурные регионы мира


Авторские права

Александр Лобжанидзе - Этнокультурные регионы мира

Здесь можно купить и скачать "Александр Лобжанидзе - Этнокультурные регионы мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Лобжанидзе - Этнокультурные регионы мира
Рейтинг:
Название:
Этнокультурные регионы мира
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2397-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Этнокультурные регионы мира"

Описание и краткое содержание "Этнокультурные регионы мира" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие знакомит читателя с историко-культурными регионами мира. Главная цель – познакомить студентов с этнокультурной картиной современного населения Земли, представить все многообразие расового и этнического состава, религий и языков, особенности межэтнических взаимодействий, в т. ч. и конфликтных. Важной особенностью является то обстоятельство, что в учебном пособии совмещается религиозная основа историко-культурного региона с особенностями материальной и духовной культуры населяющих его народов, происходит знакомство с центрами культурного наследия ЮНЕСКО. Представленные в учебном пособии материалы находятся на стыке нескольких научных дисциплин: географии, этнологии, истории, религиоведения. Формирование знаний об историко-культурных регионах современного мира позволит формировать основы межэтнической толерантности, поликультурного и межконфессионального сотрудничества в современном российском обществе. Учебное пособие рассчитано на студентов и преподавателей вузов, может быть использовано также для формирования содержания элективных курсов в старшей школе.






Северный Кавказ арабские средневековые географы называли Джебель уль-аль сун – «гора языков». Это пример региона, где представлено все многообразие народов, языков и культур.

Кавказские (иберийско-кавказские) языки – условное название около 40 коренных языков Кавказа. Распространены они как на Северном Кавказе, так и в Закавказье и Турции. Небольшие группы носителей кавказских языков имеются в Сирии, Иране и некоторых странах Ближнего Востока. Для этих языков типичны такие черты, как обилие согласных звуков и малое количество гласных; в некоторых языках чрезвычайно развита система склонения (большое количество падежей). Гипотезы о родстве кавказских языков с языками других семей (например, с языками басков Испании и буришей Северного Кашмира) остаются недоказанными.

Коренными для народов Северного Кавказа являются абхазскоадыгейские (абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский), нахские (ингушский, чеченский) и дагестанские (аварский, даргинский, лакский, лезгинский и др.) языки. На территории России представлены и такие кавказские языки, как грузинский, абхазский и удинский.

Народы Северного Кавказа носят различные этнические имена – как экзоэтнонимы (этнические имена, присвоенные носящим их народам другими народами), так и эндоэтнонимы (самоназвания). Например, названия, под которыми известны всему миру чеченцы или ингуши, – это экзоэтнонимы, а сами себя они называют иначе: нахчо и галгаи соответственно. Кроме того, у этих двух народов есть общее название – вайнахи. Осетины называют кабардинцев касаги, балкарцев – асы, чеченцев – цеценага, ингушей – мастал.

На языковое разнообразие Северного Кавказа большое влияние оказали межэтнические контакты с проходившими через эту территорию народами. В результате этих процессов осетины стали ираноязычным народом, появились народы, говорящие на тюркских языках, – карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы. Ученые до сих пор не могут дать бесспорного ответа на вопрос, почему в одних случаях сравнительно небольшие группы пришлого населения смогли «навязать» свой язык части коренных жителей, а в других похожих случаях языковой ассимиляции не произошло.

Северный Кавказ – кочевой перекресток между горами и степью

Само географическое положение Северного Кавказа предопределило его роль связующего звена между Европой и Азией. Это мировой коридор культур и цивилизаций, на пространстве которого издавна перекрещивались дороги многих народов, языков, религий.

В конце II тыс. до н. э. коренное население Северного Кавказа попало под сильное влияние степных племен. В степной части региона в середине I тыс. до н. э. основным населением были скифы. Через несколько столетий их сменили ираноязычные племена сарматов. В начале I тыс.н. э. на обширных территориях Северного Кавказа кочевали аланы, выделившиеся из среды сарматов. Аланами они назывались в византийских источниках, в древнерусских их именовали лесами, в грузинских – осами. Язык аланов принадлежал к иранским языкам. Тогда-то, вероятно, и произошла иранизация культуры и языка некоторых северокавказских народов, например осетин (самоназвание ирон).

В середине I тыс. до н. э. в Причерноморье возникли греческие города-колонии. На Таманском полуострове была основана колония Фанагория, где сосредоточилась торговля с племенами Прикубанья. Греческая культура оказывала влияние на прибрежные районы Северного Кавказа в течение по крайней мере полутора тысяч лет. Исторические памятники этого времени можно увидеть в музее Горгиппии (Анапа).

В 375–378 гг. Северный Кавказ пережил нашествие гуннов. Гунны разбили обитавшие в Предкавказье племена аланов. Часть из них отступила в предгорья Кавказа, объединившись с жившими там племенами, другие были увлечены гуннами и дошли с ними до Пиренейского полуострова и Северной Африки.

В 70-х гг. VI в. до степей Северного Кавказа докатилась волна двигавшихся с востока тюркских племен. Наиболее многочисленным из них были булгары, которые создали в Приазовье и степной части Предкавказья крупное политическое объединение. Булгары были вынуждены покинуть территорию Северного Кавказа и Приазовья под давлением другого кочевого тюркского народа – хазар. В середине VII в. хазары создали крупное раннефеодальное государственное образование Хазарский каганат. Он охватывал огромную территорию Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, часть Дагестана, Приазовье и бóльшую часть Крыма. Хазары играли важную роль в политическом соперничестве на Северном Кавказе Византийской империи и Арабского халифата.

Следующей этнической волной кочевников на Северном Кавказе были половцы (кипчаки), тюркский монголоидный народ, пришедший в середине XI в. из Закаспия и Заволжья. Большинство ученых считает, что к концу XI в. половцы окончательно разгромили аланские селения в равнинной части Северного Кавказа, и оставшаяся часть аланов ушла в малодоступную для кочевников-степняков горную местность. Тюркское влияние усилилось в половецкую эпоху (XI–XIII вв.): территория, в пределах которой формировались современные кумыки, находилась на оживленном торговом пути, связывавшем половецкую степь с Восточным Закавказьем.

Владычеству половцев на Северном Кавказе положило конец татаро-монгольское нашествие. В XIII–XIV вв. весь регион находился под татаро-монгольским игом. Алания как государственное объединение прекратила свое существование. Многие племена, жившие в равнинной и предгорной части Кавказа, понесли непоправимые человеческие потери, были дотла разрушены их селения. Часть избежавших гибели коренных народов вынуждена была укрыться высоко в горах.

В Золотой Орде начал формироваться еще один тюркский народ Северного Кавказа – ногайцы, занимающие ныне степи восточного Предкавказья.

Таким образом, на протяжении веков в жизни народов Северного Кавказа происходили важные изменения: трансформировались этнические границы, активно протекали процессы ассимиляции. На этнические процессы на Северном Кавказе в более позднее время оказало влияние столкновение внешнеполитических интересов Турции, Персии, Англии и России.

Источники информации

1. Гумилев Л.Н. Хунны. М., 1993.

2. Дугин А.Н. Основы геополитики. М., 2000.

3. Лавров Л. И. Этнография Кавказа. Л., 1982.

4. Народы Кавказа. Т. 1 / под ред. М.О. Косвена, Л.И. Лаврова, Г.А. Нерсесова, Х.О. Хашаева. М., 1960.

5. Народы России: энциклопедия / гл. ред. В.А. Тишков. М., 1994.

6. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.

Вопросы и задания

1. Вспомните, в произведениях каких русских писателей, поэтов и художников можно познакомиться с самобытной природой Кавказа.

2. В чем состоят особенности физиологического развития представителей горских народов? С чем они связаны? Как природа гор повлияла на особенности хозяйственной деятельности и быта народов Европейского Юга?

3. Какие народы и когда заселяли Северный Кавказ? Пользуясь картой, перечислите наиболее крупные народы региона. К каким языковым семьям они относятся?

§ 9. Народы северокавказской семьи

Древние народы Северного Кавказа населяют землю, овеянную легендами. В благодатных долинах искали золотое руно греческие аргонавты, а на одной из гор в районе Анапы великий греческий бог Зевс повелел приковать титана Прометея, подарившего огонь людям. На седых заснеженных вершинах Эльбруса и Казбека, по преданиям местных народов, также обитали божества-хранители этой древней земли. Через горы Кавказа пришло сюда христианство, а через прибрежные равнины Прикаспия – ислам, оказавшие влияние на исторические судьбы народов региона.

Как расселялись народы на Северном Кавказе

Одним из древнейших и крупнейших народов Северного Кавказа являются адыги. Их историческая родина – Северо-Западный Кавказ. Адыги – общее наименование более десятка родственных племен, из которых впоследствии сформировались родственные этносы: адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Самоназвание всех этих народов – адыге. С XIII в. за адыгами в русской литературе закрепился этноним «черкесы». В XIII–XIV вв. часть адыгов из районов своего этнического формирования переселилась на восток, в центральную часть Северного Кавказа. Но до начала XV в. их здесь было немного, расселению мешали татаро-монголы и союзные им кипчаки. После распада Золотой Орды миграция адыгов на восток усилилась.

Осевшие на землях вдоль Терека адыги стали называться кабардинцами. Ученые предполагают, что этот этноним происходит от личного имени правителя переселившихся сюда адыгов Кертебея. Обособившаяся часть адыгского этноса оформилась на этих землях в кабардинскую народность, а позже в народ. Сейчас это крупнейший адыгский народ в нашей стране.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Этнокультурные регионы мира"

Книги похожие на "Этнокультурные регионы мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Лобжанидзе

Александр Лобжанидзе - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Лобжанидзе - Этнокультурные регионы мира"

Отзывы читателей о книге "Этнокультурные регионы мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.