» » » » Александр Лобжанидзе - Этнокультурные регионы мира


Авторские права

Александр Лобжанидзе - Этнокультурные регионы мира

Здесь можно купить и скачать "Александр Лобжанидзе - Этнокультурные регионы мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Лобжанидзе - Этнокультурные регионы мира
Рейтинг:
Название:
Этнокультурные регионы мира
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2397-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Этнокультурные регионы мира"

Описание и краткое содержание "Этнокультурные регионы мира" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие знакомит читателя с историко-культурными регионами мира. Главная цель – познакомить студентов с этнокультурной картиной современного населения Земли, представить все многообразие расового и этнического состава, религий и языков, особенности межэтнических взаимодействий, в т. ч. и конфликтных. Важной особенностью является то обстоятельство, что в учебном пособии совмещается религиозная основа историко-культурного региона с особенностями материальной и духовной культуры населяющих его народов, происходит знакомство с центрами культурного наследия ЮНЕСКО. Представленные в учебном пособии материалы находятся на стыке нескольких научных дисциплин: географии, этнологии, истории, религиоведения. Формирование знаний об историко-культурных регионах современного мира позволит формировать основы межэтнической толерантности, поликультурного и межконфессионального сотрудничества в современном российском обществе. Учебное пособие рассчитано на студентов и преподавателей вузов, может быть использовано также для формирования содержания элективных курсов в старшей школе.






На основе животноводства получили развитие домашние промыслы и ремесла – выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кожи. Развитыми видами народного искусства были вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитье. Многочисленные народные праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождались конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и другими состязаниями.

Ногайцы – старожилы северокавказских степей. Они кочевали на обширных территориях Нижнего Поволжья и Прикаспия, а некоторые ногайские улусы доходили до Южного Урала и даже Сибири. Другая часть ногайцев, так называемая Малая Орда, или Малые Ногаи, кочевала в Предкавказье, между Манычем и Доном, и по правобережью нижней и средней Кубани. Отдельные улусы Малой Орды доходили до Терека.

Ислам проникал на Северный Кавказ не только из Закавказья, но и из Нижнего Поволжья, где в ХVI в. располагалась мусульманская Золотая Орда. В числе племен, входивших в состав Золотой Орды и принявших ислам, были и предки нынешних ногайцев.

В настоящее время ногайцы компактными массивами проживают в Ногайском, Тарумовском и Кизлярском районах Дагестана, Шелковском районе Чечни и Ногайском районе Карачаево-Черкесии, созданном в 2007 г. по результатам референдума. Кроме того, компактными группами ногайцы живут еще в нескольких районах Ставрополья.

Еще один тюркский народ – кумыки – населяет северную, равнинную часть Дагестана. Проживают они также в Чечне, несколько кумыкских селений имеется в Северной Осетии. Язык кумыков, как и ногайцев, относится к кипчакской подгруппе тюркских языков.

Кумыкский язык в течение длительного времени играл роль языка межнационального общения на Северо-Восточном Кавказе, а среди кумыков было много переводчиков. Письменность на этом языке была создана после Октябрьской революции первоначально на основе арабской графики. В 1929 г. она была переведена на латиницу, а в 1938 г. – на кириллицу. С 1918 г. на кумыкском языке появились газеты, а затем и книги. По религиозной принадлежности кумыки – мусульмане.

В конце XV в. на землях кумыков сложилось Тарковское шамхальство с центром в городе Тарки. Шамхальство играло значимую роль в политических процессах на Северо-Восточном Кавказе, а также в межгосударственных взаимоотношениях России и Ирана. В 1844 г. около бывшей столицы Тарковского шамхальства было заложено укрепление Петровское, из которого вырос современный город Махачкала.

Источники информации

1. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII–XIX вв. / сост., ред. В.К. Гарданов. Нальчик, 1974.

2. Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991.

3. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989.

4. Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., 1958.

5. Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. М., 1983.

Вопросы и задания

1. Какие особенности хозяйственной деятельности способствовали развитию народных промыслов у осетин? Пользуясь дополнительной литературой, подготовьте доклад о народном прикладном искусстве в Осетии.

2. Познакомьтесь с произведениями выдающегося осетинского писателя К.Л. Хетагурова. Выделите на основе прочитанного наиболее характерные черты материальной и духовной культуры осетинского народа.

3. Как традиции в национальной духовной культуре осетин связаны с особенностями традиционной хозяйственной деятельности?

4. Какие факторы природной среды оказали влияние на особенности материальной культуры тюркоязычных народов Северного Кавказа? На основе знакомства с дополнительной литературой составьте сравнительную характеристику традиций в материальной культуре и хозяйственной деятельности горных и степных тюркоязычных народов.

5. Какие элементы материальной и духовной культуры тюркоязычных народов Северного Кавказа, на ваш взгляд, связаны с исламской традицией?

Тема 4

Урало-Поволжье – этнокультурный рубеж Европы и Азии

§ 11. Урало-Поволжье – перекресток народов Европы и Азии

Пространство районов Урала и Поволжья в этногеографии часто называют Урало-Поволжьем. Оно стало оживленным перекрестком для народов Евразии. Отсюда вышли предки ряда европейских народов (венгров, финнов и эстонцев). Сюда из внутренних районов Азии приходили тюркские народы и калмыки. К моменту появления в этом историко-этнографическом районе русских здесь сложилась пестрая этническая картина. Во внешнем облике народов региона пересеклись антропологические признаки европеоидной и монголоидной расы.

Начало этнической истории народов Урало-Поволжья

Великое переселение народов в I тыс.н. э. началось с миграции готов в Северной и Восточной Европе, а затем гунны начали движение в Азии по степям Сибири и Урала из Центральной Монголии до Южной Европы. Огромные массы кочевников передвигались по степям, тесня проживавшие там народы, те в свою очередь вытесняли соседей.

В I тыс. до н. э. бассейн Волги и Уральские горы стали местом формирования племен финно-угорского происхождения. Предки коми с древних времен жили в верхнем и среднем течении Камы.

В середине I тыс.н. э. они стали переселяться на запад, в район реки Вычегды, и там смешались с местными финно-угорскими племенами. Образовались два племенных объединения: пермь вычегодская – предки коми и пермь великая – предки коми-пермяков. Ханты сформировались в конце I тыс.н. э. на основе смешения аборигенного населения и угорских кочевых племен, пришедших из Западной Сибири и Северного Казахстана.

Позднее, во второй половине I тыс.н. э., потомки финно-угров стали основой формирования трех современных народов – марийского, мордовского и удмуртского. Марийцы (черемисы) сформировались к началу I н. э. на левом берегу Волги, между реками Ветлугой и Вяткой, а мордва – в междуречье Оки, Суры и Средней Волги. Часть марийцев – горные марийцы, расселенные на правом берегу Волги, отличаются особым диалектом от остальных марийцев, которых именуют луговыми марийцами. Удмурты (вотяки) – потомки древних племен, обитавших между Вяткой и Камой. На рубеже I–II тыс.н. э. на них оказали влияние волжские булгары. В первой половине I тыс.н. э. в Среднее Поволжье из приазовских степей пришли тюркские народы, в том числе кочевники-булгары.

Тюркские племена – предки татар и башкир – стали проникать на Урал с нашествием на Европу гуннов. Оседая, тюрки воспринимали культуру местных финно-угорских народов и частично сливались с ними. Этническую основу чувашского этноса составили тюркоязычные племена, пришедшие в лесостепные районы Волго-Камского междуречья из Приазовских степей в конце I тыс.н. э. Они и ассимилировали проживавшее там ранее финно-угорское население. В этногенезе башкир приняли участие тюркские кочевники и коренные обитатели Урала – ираноязычные сарматы, финно-угорские племена, а также огузо-печенежские племена, волжско-камские булгары, кипчаки и некоторые монгольские группы. История этого народа – пример этногенетической миксации, процесса образования нового этноса путем слияния неродственных (в данном случае – финноугорских и тюркских) этносов.

На севере Урала, в тундре, обитали ненцы (русские называли их самоедами и юраками), занимавшиеся охотой и рыболовством.

Предки ненцев населяли лесостепные области Прииртышья, Притоболья, предгорья Алтая и Саян. В I тыс.н. э. под натиском гуннов и других кочевых племен они были оттеснены на север и ассимилировали аборигенов – охотников на оленя и морских зверобоев.

Контакты между поволжскими народами и русскими имеют многовековую историю. Башкиры и удмурты добровольно вошли в состав Русского государства в середине XVI в. В других случаях присоединение к России далеко не всегда носило добровольный характер, процесс этот не был легким и зачастую сопровождался военными столкновениями. Вспомним из истории хотя бы взятие Казани или покорение Астрахани.

Современная география этносов Урало-Поволжья

Северная часть региона занята преимущественно угро-финскими народами, южная – тюркскими.

На севере Пермского края живут коми-пермяки, еще севернее, в верхнем течении Вычегды и по берегам Печоры – коми-зыряне, или просто коми. Междуречье Камы и Вятки населяют удмурты и бесермяне. К западу от удмуртов, в междуречье Волги и Вятки живут марийцы. С ними на правом берегу среднего течения Волги граничат чуваши. Между Сурой и Цной простирается этническая территория мордвы, которая подразделяется на два субэтноса – мокшу и эрзю. Срединное положение в регионе занимает этническая территория татар. Поволжские татары подразделяются на казанских татар и татармишарей. На восток и юго-восток от татар – в Приуралье и отчасти Зауралье – простирается область расселения башкир.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Этнокультурные регионы мира"

Книги похожие на "Этнокультурные регионы мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Лобжанидзе

Александр Лобжанидзе - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Лобжанидзе - Этнокультурные регионы мира"

Отзывы читателей о книге "Этнокультурные регионы мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.