Олег Хлобустов - Феномен Андропова: 30 лет из жизни Генерального секретаря ЦК КПСС.

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Феномен Андропова: 30 лет из жизни Генерального секретаря ЦК КПСС."
Описание и краткое содержание "Феномен Андропова: 30 лет из жизни Генерального секретаря ЦК КПСС." читать бесплатно онлайн.
С именем Юрия Владимировича Андропова связана целая эпоха истории Советского Союза. Пожалуй, ни об одном Генеральном секретаре ЦК КПСС не было написано в последние годы столь много, как о Ю. В. Андропове. Написано с различных позиций, порой противоречиво, и, разумеется, далеко не всегда объективно.
По данным старейшей социологической службы России Левада-Центр, Ю.В. Андропов был признан современниками лучшим руководителем нашей страны в ХХ веке.
Автор пытается выяснить источники и истоки этого объективного социально-психологического «феномена Андропова».
Действительно ли Андропов был «последней надеждой режима»? Насколько актуальны сегодня слова легендарного спартанского правителя Ликурга: «Государство существует, охраняемое личным участием каждого!»?
Основанная на архивных документах, эта книга рассказывает о деятельности Ю.В. Андропова в МИДе, ЦК КПСС, на постах председателя КГБ СССР, а также Секретаря и Генерального секретаря ЦК КПСС.
Автор выражает надежду, что эта книга позволит читателям глубже открыть для себя некоторые страницы недавней истории нашей Родины.
Далее в записке излагались соображения о структуре центрального аппарата нового государственного ведомства и о создании «для проведения на местах мероприятий, связанных с обеспечением государственной безопасности» его управлений в республиках, краях и областях, а также крупных промышленных центрах, Особых отделов в военных округах, соединениях и частях, а также аппаратов Уполномоченных Комитета на железных дорогах и в водных бассейнах.
В процессе реформирования МВД СССР Кругловым также предлагалось сократить численность оперативного состава «чекистских» органов на 20 %, что должно было составить 15 956 штатных единиц, и должно было дать годовую экономию в 346 миллионов рублей. А всего, с учетом сокращения численности личного состава МВД (на 8 839 штатных единиц), реформа обещала экономию в сумме 860 млн. рублей.
13 марта 1954 г. был принят соответствующий Указ, единственный пункт которого гласил:
«Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Образовать Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР».
И в тот же день уже другим указом первым председателем КГБ при СМ СССР был назначен генерал-полковник Иван Александрович Серов, бывший до этого заместителем министра внутренних дел. Указом предусматривалось также, что председатель Комитета входит в состав Совета министров с правом решающего голоса.
Отметим, что в то время под охраной государственной безопасности понималась, и такое ее понимание сохранилось до конца 80-х годов, широкая система мероприятий, осуществляемых различными органами Советского государства, их должностными лицами и гражданами, включающая охрану государственных границ, государственной тайны, и другие, в том числе чрезвычайные меры по охране государственной безопасности и общественного порядка.
В соответствии с Конституцией СССР обеспечение государственной безопасности относилось к ведению Союза ССР, в связи с чем его высший законодательный орган издавал законы в области государственной безопасности, а Совет министров был уполномочен направлять и координировать работу министерств и ведомств союзных республик, призванных участвовать в этом процессе в соответствии со своей компетенцией. Определенная компетенция в области обеспечения госбезопасности, помимо КГБ СССР, была установлена также для министерств иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, транспорта, связи и ряда других министерств и ведомств СССР.
КГБ при СМ СССР являлся, на правах союзно-республиканского министерства, центральным органом государственного управления в сфере обеспечения государственной безопасности Советского Союза.
Следует также подчеркнуть, что де-факто получив статус союзно-республиканского ведомства, КГБ им не являлся, как не имел он и более высокого статуса государственного комитета, который он приобрел только 5 июля 1978 г., лишившись в своем официальном наименовании приставки «при СМ СССР». С учетом этого обстоятельства мы и будем в дальнейшем использовать обобщающий акроним КГБ СССР.
Столь существенное понижение государственно-правового статуса по сравнению с существовавшим с 1946 г. министерством госбезопасности, связано с определенным недоверием и подозрительностью Хрущева и других тогдашних руководителей страны в отношении руководителей и органов госбезопасности в целом. Последние обстоятельства не могли не сказываться как на обстановке в самом КГБ СССР, так и на судьбе страны в целом, о чем речь пойдет далее.
Данный урок истории показывает, что вопрос о состоянии и системе мер по обеспечению безопасности страны требует к себе беспристрастного, всестороннего и взвешенного отношения. Что допускаемые при его решении перекосы и ошибки способны принести существенный и непоправимый ущерб интересам граждан, общества и государства.
Согласно решению ЦК КПСС перед Комитетом госбезопасности при Совете Министров СССР были поставлены следующие основные задачи:
а) ведение разведывательной работы в капиталистических странах;
б) борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
в) борьба с вражеской деятельностью разного рода антисоветских элементов внутри СССР;
г) контрразведывательная работа в Советской Армии и Военно-Морском флоте;
д) организация шифровального и дешифровального дела в стране;
е) охрана руководителей партии и правительства[93].
Задачи разведки — Первого главного управления (ПГУ) КГБ при СМ СССР были конкретизированы в решении ЦК КПСС от 30 июня 1954 г. «О мерах по усилению разведывательной работы органов государственной безопасности за границей». Оно требовало сосредоточить усилия на организации разведывательной работы в ведущих западных странах — США и Великобритании, являвшейся давним геополитическим соперником России, а также на «используемых ими для борьбы против Советского Союза странах, в первую очередь Западной Германии, Франции, Австрии, Турции, Иране, Пакистане и Японии».
С середины 50-х годов, вследствие официально принятой администрацией президента США Д. Эйзенхауэра «доктрины освобождения», роль и значение разведки в реализации внешней политики США последовательно возрастали, что не могло не сказываться на масштабах и интенсивности ее деятельности в отношении СССР, и что не могло не влиять на деятельность советских органов безопасности.
Согласно Закону о национальной безопасности от 1947 г., откровенно признавал в своей вышедшей в 1963 г. книге «Thе Craft of Intelligence», название которой переводилось на русский язык как «Искусство разведки», бывший директор ЦРУ США Аллен Даллес, разведка была поставлена в такое привилегированное положение по сравнению с другими правительственными органами США, какое она не занимает ни в одной другой стране мира.
Директор ЦРУ США в 1973–1975 годах Уильям Колби о задачах разведки писал так: «Технические средства дополняют, но не заменяют агентурную разведку. Они освобождают агентуру и позволяют ей сконцентрировать внимание на других, более высоких приоритетах. Агентуру следует использовать (здесь и далее выделено мной, — О.Х.), там, где бессильна техника, чтобы узнать, что замышляют лидеры, как принимают решения и какие политические силы формируются»[94].
К сбору разведывательной информации привлекались как различные категории иностранных граждан, посещавших СССР, так и иностранные туристы.
Следует отметить в этой связи, что если в 1959 г. СССР посетили 34 тысячи иностранных туристов, то в 1967 г. — 130 тысяч, в 1969 г. — 273, в 1971 г. — 471 тысяча. В 70-е годы ежегодное количество иностранных туристов, посещавших нашу страну, превышало 500 тысяч человек.
Только за 1954 год и первую половину 1956 года среди американских, английских и французских граждан, посещавших СССР в качестве туристов и участников разного рода делегаций, было выявлено более 40 представителей разведывательных служб указанных государств[95].
В отличие от разведки, стремящейся к проникновению в секреты разведываемых государств и объектов, деятельность контрразведывательных подразделений направлена на борьбу с разведывательно-подрывной деятельностью спецслужб иностранных государств. Последняя же представляет собой проведение его специально уполномоченными органами негласных операций и акций как по добыче информации о других государствах, их потенциалах, конкретных внешнеполитических и военных планах, так и по оказанию скрытого воздействия на их позиции и политику по тем или иным вопросам, в тех или иных географических зонах и регионах планеты.
В целом же, система разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств, включает в себя, как внешнеполитические установки правительств иностранных государств, структуру специальных служб (разведывательных, контрразведывательных, диверсионно-террористических и т. д.), их силы и средства, формы и методы, приемы и «фирменный стиль», конкретные планы деятельности, конкретные операции и мероприятия, их исполнителей.
Организатором и исполнителем конкретных разведывательно-подрывных акций на территории разведываемого государства являются легальные и нелегальные резидентуры спецслужб. Первые действуют, как правило, в составе посольств или иных официальных представительств в стране пребывания.
Американское справочно-информационное издание 1986 г. «Центральное разведывательное управление» так раскрывало содержание и назначение деятельности этих подразделений разведки:
«Резидентура — это подразделение ЦРУ в столице иностранного государства.
Резидент — глава резидентуры, кадровый сотрудник ЦРУ, работает под прикрытием в американском посольстве. В резидентуре он руководит работой оперативных работников, аналитиков и оперативно-технического персонала. Кроме того, резидент осуществляет контроль за выполнением заданий Центра и за своевременной отчетностью.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Феномен Андропова: 30 лет из жизни Генерального секретаря ЦК КПСС."
Книги похожие на "Феномен Андропова: 30 лет из жизни Генерального секретаря ЦК КПСС." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Хлобустов - Феномен Андропова: 30 лет из жизни Генерального секретаря ЦК КПСС."
Отзывы читателей о книге "Феномен Андропова: 30 лет из жизни Генерального секретаря ЦК КПСС.", комментарии и мнения людей о произведении.