» » » » Дмитрий Дашков - Поэты 1820–1830-х годов. Том 1


Авторские права

Дмитрий Дашков - Поэты 1820–1830-х годов. Том 1

Здесь можно скачать бесплатно "Дмитрий Дашков - Поэты 1820–1830-х годов. Том 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Поэзия, издательство Советский писатель, год 1972. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Дашков - Поэты 1820–1830-х годов. Том 1
Рейтинг:
Название:
Поэты 1820–1830-х годов. Том 1
Издательство:
Советский писатель
Жанр:
Год:
1972
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Поэты 1820–1830-х годов. Том 1"

Описание и краткое содержание "Поэты 1820–1830-х годов. Том 1" читать бесплатно онлайн.



1820–1830-е годы — «золотой век» русской поэзии, выдвинувший плеяду могучих талантов. Отблеск величия этой богатейшей поэтической культуры заметен и на творчестве многих поэтов второго и третьего ряда — современников Пушкина и Лермонтова. Их произведения ныне забыты или малоизвестны. Настоящее двухтомное издание охватывает наиболее интересные произведения свыше сорока поэтов, в том числе таких примечательных, как А. И. Подолинский, В. И. Туманский, С. П. Шевырев, В. Г. Тепляков, Н. В. Кукольник, А. А. Шишков, Д. П. Ознобишин и другие. Сборник отличается тематическим и жанровым разнообразием (поэмы, драмы, сатиры, элегии, эмиграммы, послания и т. д.), обогащает картину литературной жизни пушкинской эпохи.






В начале 1820-х годов Плетнев захвачен ростом общественных настроений в кругу «соревнователей» и обращается к традициям общественной сатиры и «высокой» оды XVIII столетия (ср. его разбор оды В. Петрова, 1824). Эти тенденции отразились в его оде «Долг гражданина», посвященной H. С. Мордвинову и перекликающейся с «Гражданским мужеством» Рылеева[158]. Прямое утверждение общественной функции поэзии содержится и в его послании «К Вяземскому» (1822), где намечен и ряд социально значительных тем и предметов сатирического обличения (общественный индифферентизм, злоупотребления крепостничества и т. д.); в известном смысле Плетнев следует здесь за сатирой Милонова, которой он дал высокую оценку в специальном разборе (1822). В 1823 году, однако, обозначается и отход Плетнева от радикального крыла «соревнователей». А. Бестужев сообщал о появлении в обществе «партии Дельвига — Плетнева», к которой примкнули Гнедич и Ф. Глинка. Полемика возникает в связи со статьей Плетнева о «Полярной звезде»[159] и «Письмом к графине С. И. С.». Греч, Бестужев и другие упрекают Плетнева в недооценке Державина, преувеличении значения творчества Жуковского и Баратынского и т. д. Эта борьба являлась следствием как конкуренции между «Полярной звездой» и «Северными цветами», так и идеологических разногласий «левого» и «умеренного» крыла «ученой республики».

Издание «Северных цветов» привело к обособлению дельвиговского кружка, которое, впрочем, не было абсолютным: в 1824 году Плетнев — один из наиболее активных «соревнователей» и в то же время ближайший сотрудник Дельвига по альманаху. Литературно-общественная позиция Плетнева выразилась в ряде его посланий — Баратынскому, Дельвигу, Гнедичу, Пушкину, в которых получил отражение характерный культ дружбы и поэтического творчества. Лучшее из них — послание к Пушкину; высоко оцененное самим Пушкиным, оно положило начало их дружескому сближению. Другой литературной удачей Плетнева было послание «К рукописи Б<аратынско>го стихов», одно время приписывавшееся самому Баратынскому и, действительно, довольно близкое к его поэтике. Для посланий Плетнева обычна автобиографическая идея «поэзии в душе», компенсирующей скромные размеры поэтического таланта; элегические мотивы одиночества, отчужденности также в известной мере имеют у него автобиографический подтекст.

С начала 1820-х годов Плетнев занят не только литературной, но и издательской работой: он участвует в изданиях В. Л. Пушкина, Озерова, Жуковского, а впоследствии делается постоянным и преданным литературным комиссионером Пушкина, связи с которым навлекли на него подозрения в неблагонадежности и в 1826 году послужили материалом для секретного следствия[160]. Во второй половине 1820-х годов обнаруживается явное тяготение Плетнева к антологической лирике; он создает несколько антологических элегий, принадлежащих к числу удачных образцов этого жанра («Ночь», 1827; «Море», 1827; «Безвестность», 1827, и др.). С конца 1820-х годов Плетнев совершенно оставляет поэтическую деятельность; он преподает и помогает Дельвигу в издании «Северных цветов» и «Литературной газеты», где помещает несколько небольших рецензий. Смерть Дельвига была для Плетнева тяжелым ударом, вызвавшим длительную депрессию. В 1835–1836 годах Плетнев — один из ближайших помощников Пушкина в его журнальных начинаниях и работе над «Современником». После смерти Пушкина он становится издателем этого журнала, задачу свою он видит в культивировании «пушкинских начал» в литературе, которые понимает чрезвычайно узко и консервативно. Начиная с 1830-х годов Плетнев пишет серию литературных очерков-портретов, в известной мере с той же задачей («Александр Сергеевич Пушкин», 1838; «Евгений Абрамович Баратынский», 1844; «Жизнь и сочинения И. А. Крылова», 1845; «О жизни и сочинениях В. А. Жуковского», 1852, и др.), имеющих, однако, значительную историко-литературную и нередко мемуарную ценность; выступает с критическими разборами произведений Гоголя, Островского, Писемского; продолжает педагогическую деятельность как профессор и ректор Петербургского университета. Литературно и лично он связан в поздние годы с Жуковским, Вяземским; более всех — с Я. К. Гротом, издавшим впоследствии трехтомное собрание его сочинений[161].

194. ГРОБНИЦА ДЕРЖАВИНА

Элегия

В сем прахе не умолкнет пенье
Душой бессмертной полных струн…
И будет пламень, в нем горевший, согревать
Жар славы, благости и смелых помышлений
В сердцах грядущих поколений!

Жуковский

Молчит угрюмый бор, одетый ночи мглой,
        И дремлет брег над Волховской пучиной;
Последний отзыв волн, уснувших под скалой,
        Умолк в бегу за дальнею равниной;
Туманы разлились по злачным берегам
        И зыблются прозрачной пеленою;
Бледна, задумчива, по синим небесам
        Луна течет над гладкою рекою;
На скатах дальних гор, в окрестности немой,
        Как призраки, являются селенья,
И Новгород, как гроб обширный, предо мной
        Лежит, простерт в тиши уединенья;
И мнится, здесь, меж тем, как маки сыплет сон
        Над древнею полночных стран столицей,
С губительной косой стоит незримый Крон,
        Грозя своей всемощною десницей.
Везде разбросаны, неумолимый бог,
        Побед твоих ужасные трофеи:
Обломки мраморны покрыл зеленый мох,
        И гордые упали мавзолеи;
Полуразрушенный, и под твоим ярмом
        Как скованный чугунными цепями,
Великий Новгород, склонившись в прах челом,
        Уж не взмахнет орлиными крылами.
Иду… и ряд могил в траве передо мной
        Широкою простерся полосою.
Сюда, надменные счастливцы под луной!
        Спешите здесь, полуночной порою,
Прочесть свою судьбу! Под мрамором в пыли
        Истлевшие давно здесь полубоги
Вам возвестят, куда идут сыны земли
        И розами с украшенной дороги.
Страна забвения! И под моей ногой,
        Как меж гробниц уединен блуждаю,
Быть может, здесь лежит протекших лет герой
        И я в сей миг героя попираю;
И не шумит над ним, взносясь до облаков.
        Тот гордый лавр, которого листами
Убранное чело наперсника богов,
        Как солнце, светлыми цвело лучами!
Но что за тени там, чуть зримые в дали,
        На свежую могилу низлетают
И урну с двух сторон, как стражи, облегли
        И, мнится, слух на голос преклоняют?
Кто та́инственная посланница небес,
        Поникшая венчанною главою,
Порфиру опустив с рамен, потоки слез
        Струит в ночи над гробовой доскою?
И кто сопутник ей, повергший меч и щит
        И шлем к подножию безмолвной урны,
Простерши древнюю геройску длань, скорбит,
        Подъемля взор на небеса лазурны?
И кто в могиле ты: блюститель прав, герой,
        Народов ли и стран завоеватель,
Служитель алтарей иль, избранный судьбой
        Для блага царств, мудрец-законодатель?
Безмолвие… В гробах и на гробах всё спит!
        Лишь тайное в глазах моих виденье,
Лишь преклоненный слух как бы душе гласит:
        С зарей и ты услышишь песнопенье!
Но вот проснулся день: восточных облаков
        Пушистые края озолотились;
Бегут туманы с гор, полей и берегов,
        За ними Сириус и ночь сокрылись.
Безмолвны тени ждут — безмолвен тлеет прах;
        Но первое лишь веянье зефира,
Струяся по полям, взыграло на листах…
        Воскреснула невидимая лира:
То льется по лугам, как песня соловья
        Весеннего, ее очарованье;
То ропчет, как ручья прозрачного струя
        Или ветвей древесных трепетанье;
То вьется, будто вихрь, несется по лесам
        И рассыпается на долы градом;
Гремит, как бурный гром, гремящий по горам,
        Или ревет, как Суна, водопадом.
И радость вкруг меня, как солнца луч златой,
        Воскресла на гробах, и легки тени,
Вняв гласу сладкому, с весельем предо мной
        Сокрылися в своей небесной сени.
И тайна с глаз моих снимает свой покров:
        Здесь он лежит… Колена преклоняю
Пред урною твоей, любимец, друг богов,
        С благоговением твой прах лобзаю!
О счастливый Певец счастливейших времен!
        Придут, придут сюда из отдаленья
Грядущих чада лет и чуждых нам племен
        Блуждать, как я, и слушать песнопенья —
И дряхлый Новгород тобою не умрет…
        В развалинах отечества Вадима
Еще придут искать твоей гробницы след,
        Как в Риме прах Певца Ерусалима.

<1819>

195. К МОЕЙ РОДИНЕ


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Поэты 1820–1830-х годов. Том 1"

Книги похожие на "Поэты 1820–1830-х годов. Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Дашков

Дмитрий Дашков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Дашков - Поэты 1820–1830-х годов. Том 1"

Отзывы читателей о книге "Поэты 1820–1830-х годов. Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.