» » » » Юрий Жуков - Сталин: арктический щит


Авторские права

Юрий Жуков - Сталин: арктический щит

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Жуков - Сталин: арктический щит" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вагриус, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Жуков - Сталин: арктический щит
Рейтинг:
Название:
Сталин: арктический щит
Автор:
Издательство:
Вагриус
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-9697-0472-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сталин: арктический щит"

Описание и краткое содержание "Сталин: арктический щит" читать бесплатно онлайн.



В книге Юрий Жуков подробно описывает, как осваивались северные территории России начиная с конца XIX века. Он приходит к сенсационному выводу: сталинская политика в этом стратегически важном регионе последовательно реализовывала все постулаты, изложенные в 1884 г. в докладе министра финансов С.Ю. Витте. Автор, как и в других своих книгах, показывает системность подхода сталинского режима, когда одновременно решались задачи защиты целостности российской территории, осуществлялось наращивание военной мощи, развивалась экономика северных регионов. Особое значение придавалось освоению главной транспортной артерии — Северного морского пути, а также развитию воздушного транспорта. И походы «Красина» и «Челюскина», рекордные перелеты Чкалова, зимовка папанинцев и многие другие — перестают быть отдельными яркими героическими эпизодами, а встраиваются в логичную цепь событий по завоеванию громадного пространства Арктики.






Гонка вооружений, навязанная Советскому Союзу бомбардировками Хиросимы и Нагасаки, вступила в решающую стадию.

Начался последний этап покорения Арктики.

Предвидение, высказанное Вильярмуром Стефанссоном еще в 1921 году, долгое время считавшееся фантастическим, несбыточным, особенно после отчаянной, но неудачной попытки, предпринятой Хьюбертом Уилкинсом десять лет спустя, начало сбываться. Завоевать для человека Северную полярную область должны были подводные лодки, а не дирижабли, самолеты и ледоколы.

Первыми начали Соединенные Штаты. В августе 1950 года президент Трумэн подписал указ о начале работ по созданию подводной лодки с атомным двигателем. Спустя год на верфях фирмы «Дженерал дайнемикс» под Нью-Лондоном, штат Коннектикут, состоялась закладка ее, названной то ли в честь жюльверновской, то ли Уилкинса — каждый мог выбрать собственный вариант — «Наутилусом». Месяцем позже заложили и вторую, «Сивулф».

Мощнейшая производственная база фирмы «Весттингауз», изготовлявшей энергетическую установку, позволила завершить создание «Наутилуса» уже в сентябре 1954 года, а приступить к ходовым испытаниям в январе следующего. Тогда-то с лодки и передали сигнал, вошедший в историю флота чуть ли не наравне с нельсоновским, отданным перед началом Трафальгарского сражения: «Идем на атомной энергии».

В мае того же 1955 года «Наутилус» совершил свой первый поход в открытом море в 1381 милю, от места рождения до Пуэрто-Рико, острова в Карибском море.

В Советском Союзе путь к подводной лодке с ядерной силовой установкой оказался значительно дольше и сложнее. Может быть, из-за того, что работы по ее созданию слишком уж засекретили да вдобавок еще и предельно рассредоточили.

Проекты осуществляли несколько почти не связанных друг с другом групп. Энергетическую установку разрабатывал академик Н.А. Доллежаль в Москве, а строили ее в Горьком. Парогенераторы проектировали в специальном конструкторском бюро под руководством Г.А. Гасанова и изготовляли на Балтийском заводе, в Ленинграде. Реактор строили в Горьком. Чертежи собственно подводной лодки готовили в еще одном специальном конструкторском бюро (ныне — производственное объединение «Малахит»), возглавляемом инженер-капитаном 1-го ранга В.Н. Перегудовым, в Ленинграде.

«Объект 627» изначально предназначали для военных целей. Потому и строить его доверили «закрытому» судостроительному заводу № 402, в Молотовске. Заложили на стапеле 24 сентября 1955 года, а спустили на воду двумя годами позже. Да почти столько же времени заняла и окончательная его доводка. Правда, всего лишь для опытного образца.

Тем временем в Молотовске успели построить еще три, теперь уже серийные, атомные подводные лодки — К-5, К-8 и К-14. В конце 1957 года их передали Северному флоту и перевели на новую, предназначенную только для них базу в Западной Лице.

Для Советского Союза, его военно-морских сил, для покорения ими бескрайних ледяных просторов Арктики пришла новая пора. Пора полного, не вызывающего ни у кого сомнения равенства с Соединенными Штатами, их военно-морским флотом.

5

Волею судьбы Дмитрий Федорович Устинов оказался единственным из «птенцов гнезда Сталина» — он занимал должность наркома, министра вооружения с июня 1941 по март 1953 года, единственный, кто сохранял исключительное, ключевое положение в советском руководстве и гораздо позже. На протяжении более чем тридцати лет: министр оборонной промышленности, заместитель и первый заместитель председателя Совета министров СССР с 1953 по 1965 год; затем 12 лет, секретарь ЦК КПСС, продолжал заниматься теми же вопросами, а в 1976 году стал министром обороны. Оставался им вплоть до смерти, последовавшей в декабре 1984 года.

Только благодаря его решительной поддержке и утверждалась, став наконец государственной концепцией, доктрина адмирала С.Г. Горшкова, в 1956–1985 годах главнокомандующего Военно-морским флотом. Доктрина старая — «господства на море», которую слишком долго не желали принимать в Советском Союзе. Сформулированная в духе ее создателей, А. Мэхэна и А. Коломба.

В своей, ставшей классической книге «Морская мощь государства» С.Г. Горшков писал: «Морскую мощь государства правомерно рассматривать как систему, для которой характерно не только наличие связей между ее компонентами (военный, транспортный, промысловый, научно-исследовательский флоты и т. д.), но и неразрывное единство со средой — океаном, во взаимоотношениях с которым система функционирует и проявляет свою целостность…

Роль борьбы на океанских направлениях в общих усилиях Вооруженных сил намного возросла, и в определенных условиях эти направления могут стать главными. Ныне флот ударами с моря способен изменить ход вооруженной борьбы даже на континентальных театрах военных действий и влиять на ее исход.

Оснащение флотов ракетно-ядерным оружием внесло много нового в тактику и оперативное искусство, заставило менять конструкции кораблей и создавать новые виды техники и вооружения.

Наряду с одной из важнейших задач флота — уничтожением кораблей противника — появилась качественно новая задача: сокрушение военно-экономического потенциала противника прямым воздействием на его жизненно важные центры с моря»53.

Исходя именно из этой доктрины, Д.Ф. Устинов и отдавал в 1981 году приказ только что назначенному командующим Северным флотом адмиралу А.П. Михайловскому:

«Ваша задача — в мирное время поддерживать стратегический паритет в Атлантике и Арктике, а в случае войны — отсечь Европу от Америки»54.

Стратегический паритет в Атлантике — постоянное боевое дежурство кораблей Северного флота, главным образом атомных подводных лодок, в водах Норвежского и Гренландского морей, у восточного побережья США, западного — Африки, а также и в Средиземном море. Противостояние 2-му и 6-му флотам США, насчитывавшим 6 авианосцев, 117 кораблей охранения, 46 атомных подводных лодок, 815 палубных самолетов.

Поначалу Северный флот мало что мог противопоставить такой мощи. Даже к середине 50-х годов он располагал, помимо трех атомных подводных лодок, двумя десятками дизельных, устаревшими эсминцами «Несокрушимый», «Сознательный», «Скромный», Оживленный», «Московский комсомолец», да тремя легкими крейсерами новейшей постройки — «Молотовск» (позднее — «Октябрьская революция»), «Мурманск» и «Александр Невский». Кораблями, каждый из которых был вооружен двенадцатью 152-миллиметровыми орудиями в трех башнях, шестью 100-миллиметровыми установками, шестнадцатью спаренными 37-миллиметровыми зенитными автоматами, имеющими еще по два пятитрубных торпедных аппарата и по 68 мин.

С началом 60-х годов Северный флот начал качественно меняться, хотя так и не достиг сбалансированности кораблей разных классов, но становился таким, каким его хотели видеть С.Ю. Витте и И.В. Сталин. Он превратился в грозную ударную силу, предназначенную действовать на широких океанских просторах.

За двадцать лет он получил авианосный крейсер «Киев», несущий истребители Як-38 и вертолеты Ка-27; атомный ракетный крейсер «Киров»; большие противолодочные корабли, являющиеся по сути теми же крейсерами — «Адмирал Исаков», «Адмирал Исаченков», «Адмирал Юмашев», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Макаров», «Вице-адмирал Кулаков», «Маршал Тимошенко», «Кронштадт», «Севастополь»; ракетные крейсеры «Адмирал Зозуля» и «Вице-адмирал Дрозд»; фрегаты «Огневой», «Смышленый», «Сообразительный», «Стройный»; новейшие эсминцы «Удалой», «Современный», «Отчаянный». Кроме того, имел 46 подводных крейсеров стратегического назначения, 35 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 35 многоцелевых атомных подводных лодок и 67 дизельных. Но главным, решающим стало то, что все они несли ракеты с ядерными зарядами.

Именно такие, слишком уж заметные перемены и заставили президента США Р. Никсона уже в феврале 1970 года признать крайне неприятное для себя, своей страны: «Неотвратимой реальностью 70-х годов является наличие у Советского Союза мощных и современных стратегических сил, по многим показателям приближающимся к нашим, а в некоторых категориях превосходящих наши по количеству и боеспособности»55.

Ричард Никсон далеко не случайно использовал определение «стратегические». Его весьма обеспокоило непрерывно менявшееся соотношение наземных пусковых ракетных установок, но особенно — подводных лодок с баллистическими ракетами. Если последних у США в 1961 году имелось 41, а у СССР — всего 2, то десять лет спустя оно выглядело иначе — 41 к 20, а еще пятью годами позже — 41 к 55.

Действительно, к тому времени Северный флот давно уже стал и океанским и, следовательно, стратегическим. В первый раз направил за пределы полярных морей свои корабли, четыре дизельных подводных лодки, в Средиземное море еще в 1958 году. Получив там для базирования албанский порт Влера. Позже, после разрыва отношений с Албанией, использовал для стоянок египетскую Александрию. Но, пожалуй, самым болезненным для США стал поход в октябре 1962 года четырех дизельных подводных лодок, имеющих ракеты с ядерными боеголовками, к Кубе в дни Карибского кризиса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сталин: арктический щит"

Книги похожие на "Сталин: арктический щит" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Жуков

Юрий Жуков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Жуков - Сталин: арктический щит"

Отзывы читателей о книге "Сталин: арктический щит", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.