» » » » Ричард Хоптон - Дуэль. Всемирная история


Авторские права

Ричард Хоптон - Дуэль. Всемирная история

Здесь можно скачать бесплатно "Ричард Хоптон - Дуэль. Всемирная история" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Эксмо, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ричард Хоптон - Дуэль. Всемирная история
Рейтинг:
Название:
Дуэль. Всемирная история
Издательство:
Эксмо
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-699-41176-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дуэль. Всемирная история"

Описание и краткое содержание "Дуэль. Всемирная история" читать бесплатно онлайн.



«Дуэль. Всемирная история» — книга маститого британского автора Ричарда Хоптона — стала итогом кропотливой работы и написана на основе достоверного и многообразного исторического материала. Перед нами предстает история «поединков чести» от времени возникновения этого обычая в эпоху Ренессанса и до его исчезновения во второй половине XX столетия.

Автор приводит увлекательнейшие подробности дуэлей с использованием самых разных видов оружия, а также иных, иногда весьма оригинальных предметов, таких, например, как бильярдные шары. Ричард Хоптон подробно рассказывает о традициях и истории дуэлей в разные исторические эпохи и в разных странах, и не только в Европе — в Англии, Франции, России и Германии, но и в США, где во времена Дикого Запада также имели место поединки, подчинявшиеся строгим правилам и своеобразному кодексу.

Нет сомнения, что эта книг а, написанная прекрасным литературным языком, изобилующая множеством интереснейших цитат из всевозможных источников, не оставит равнодушным читателей.






Трудно сказать, насколько эффективный вклад удалось внести вышеназванному закону в дело искоренения дуэльной практики в Англии, — как всегда в том, что касается данной темы, получить точные данные сложно. Что очевидно, однако, так это тот факт, что протекторат представляется периодом спокойствия, когда дуэли случались относительно редко, особенно по сравнению с тем временем, которое последовало за ним. Реставрация в 1660 г. дала толчок беспрецедентному взрыву дуэлей, поскольку для возвращавшихся домой роялистов драться друг с другом, хотя часто и по самым тривиальным поводам, стало традиционным времяпровождением.

* * *

Мы с вами посмотрели, как понятия о чести благородного господина и дуэльная этика постепенно утверждались в Англии на исходе шестнадцатого и в начале семнадцатого столетия. Теперь пора взглянуть на то, что происходило в это время в других уголках Европы.

23 мая 1618 г. делегация чешских нобилей вступила в господствовавший над Прагой замок Градчаны и выбросила габсбургских губернаторов, Ярослава фон Мартинеса и Вильгельма фон Сальвату, из окна так, что те приземлились внизу на навозную кучу. Пражская дефенестрация поколебала и без того шаткий мир в Центральной Европе между католиками и протестантами, дав старт длительному периоду религиозных и династических конфликтов, известному в истории как Тридцатилетняя война. Тридцатилетняя война весьма важна для нас при изучении истории дуэли, поскольку в те времена крупные районы Центральной Европы — большинство которых входило в состав Священной Римской империи — погрузились в самый настоящий кровопролитный хаос, одним словом, там создались идеальные условия для распространения дуэльной практики. Размеры опустошения трудно переоценить. Кошмар происходившего отразил цикл гравюр Жака Калло, датируемый началом 30-х гг. семнадцатого столетия и озаглавленный Les Grandes Misères de la Guerre, или «Великие бедствия войны». Норман Дэйвис в своей затрагивающей обширные темы «Европе» говорит следующее:

В Германии царило опустошение. Численность населения упала с 21 миллиона до уровня, наверное, в 13 миллионов. Что-то между третью и половиной жителей погибли. Целые города, как Магдебург, например, лежали в руинах. Некоторые районы и вовсе остались пустыми — ни людей, ни скота, ни провизии{223}.

Десятилетия войн и разгула беззакония повергли Германию в жалкое состояние, иностранные армии из наемников — французов, испанцев, итальянцев, датчан и шведов — огнем и мечом прошлись по всей земле. Эти-то иностранные солдаты, нанесшие несказанные раны Германии и ее народу, принесли с собой и дуэль.

В средневековой Германии, как и на большей части остальной Европы, существовало в широком смысле три института, которые могут претендовать на право называться прародителями дуэли: междоусобные распри, судебные поединки и рыцарские турниры. Так или иначе, как мы с вами уже видели, «современная» дуэль в лучшем случае есть дальняя родственница этих средневековых форм поединков. Мы также знаем, что «современная» дуэль обязана своим существованием идеям, оформившимся в эпоху Возрождения в Италии. Именно эти веяния в шестнадцатом и на заре семнадцатого столетия и стали заносить в Германию новые понятия о чести. Избрание Карла V государем Священной Римской империи в 1519 г. принесло австрийскому двору из Испании рапиру, ставшую любимым оружием дуэлянтов. Практическую пользу в познании новых и необходимых современному благородному господину ритуалов оказал факт публикации в 1558 г. на немецком языке учебника по фехтованию, так и называвшегося «Фехтбух» и снабженного необходимыми ксилографическими иллюстрациями. Степень того, насколько глубоко дуэльная практика пустила корни в Германии в те годы, легко оценить, если помнить о том, что уже в 1572 г. курфюрст Саксонии объявил дуэли незаконными, став таким образом первым немецким князем, поступившим подобным образом. В 1617 г., за год до пражской дефенестрации, дуэльные поединки превратились в настолько серьезную проблему, чтобы убедить императора Маттиаса издать эдикт в осуждение явления[32]{224}.

Если сами дуэли вместе с понятиями о чести, на которых они основывались, укоренились в Германии и до 1618 г., пертурбации десятилетий войны лишь позволили традиции укрепиться и развиться. К середине века «современная» дуэль переживала период процветания в Германии. В 1652 г. дуэли достигли такого размаха в Бранденбурге, что «Великому курфюрсту» пришлось обнародовать первый в его владениях антидуэльный закон. В соответствии с ним за дуэли полагалась смертная казнь{225}.

В десятилетия, последовавшие после Тридцатилетней войны, многие немецкие государства, некоторые из которых представляли собой не более чем родовые уделы, или вотчины своих правителей, начали — и довольно сознательно — подражать Франции. Как выразился Норман Дэйвис, «немецкая культура перенесла такую тяжелую травму, что искусство и литература полностью попали под иностранное влияние — особенно под воздействие французской моды»{226}. Французская монархия, персонифицируемая «Королем Солнце», считалась славой эпохи, а Версаль — ее святилищем. Немецкие князьки, по-обезьяньи копируя Францию, насаждали у себя доморощенный абсолютизм и строили миниатюрные копии Версаля по всей Германии. Согласно высказыванию одного историка архитектуры, «Людовик XIV становится объектом зависти и подражания для больших и меньших суверенов в Германии, а дворцы в стиле Версаля — повсеместно идеальной куртуазной архитектурой»{227}.

Дворец Вайссенштайн в Поммерсфельдене, подобные же сооружения в Людвигсбурге, Эллигене и Нимфенбурге — все относящиеся к началу восемнадцатого века — есть примеры немецких дворцов, строители которых нарочно копировали величественный французский стиль, ярчайшим выражением которого служит Версаль. Культурные имитации простирались и на другие стороны жизни дворянства, в том числе и на дуэли. С середины семнадцатого столетия немецкие дуэлянты дрались и разговаривали по-французски{228}. Как и во Франции, многие немецкие князья и князьки занимали амбивалентные позиции по отношению к дуэлянтам. Хотя правители и понимали, что в их интересах бороться с дуэлями до полного их искоренения, они не всегда находили в себе воодушевление последовательно противостоять практике. Многие из них легко прощали провинившихся — миловали их, как тот же Генрих IV во Франции{229}.

* * *

Ирландия не знала кодексов чести и дуэльной этики Ренессанса до начала английской колонизации страны. В 1541 г. ирландский парламент принял акт, по которому Ирландия объявлялась суверенным государством, а Генрих VIII признавался ее наследственным монархом. В царствование Елизаветы влияние «новых англичан» — то есть импортированных из-за моря землевладельцев и управленцев — сделалось сильнее. В 1557 г. вновь началось проведение политики «освоения», иными словами колонизации, или «систематического выкорчевывания местного населения в пользу прибывавших английских колонистов»{230}. Именно эти-то чужаки из числа английского нетитулованного дворянства и принесли в Ирландию понятия о чести и дуэльную практику.

На исходе шестнадцатого века отмечался целый ряд происшествий, которые показывают, что понятия о чести, на которых и основывалась дуэль как явление, начали укореняться и входить в обиход у знати. В 1571 г. сэр Джон Перрот, главноуправляющий Манстера, вызвал на поединок Джеймса Фицмориса — вожака повстанцев. Хотя бой так никогда и не состоялся, сам факт вызова свидетельствует о том, что дуэльный дух начинал витать в воздухе Ирландии. Шестнадцать лет спустя Перрот — теперь уже лорд-представитель короны в Ирландии — потребовал сатисфакции от сэра Ричарда Бингема, главноуправляющего Коннота. Как и в прошлом случае, самой дуэли так и не произошло. Джеймс Келли — ведущий современный историк дуэлей в Ирландии — приводит оба примера как свидетельство генеральной линии, а не проявление повышенной возбудимости натуры одного господина{231}.

40-е и 50-е гг. семнадцатого столетия стали в Ирландии временем хаоса и кровопролитных беспорядков. Осенью 1641 г. ирландцы поднялись на бунт против англичан, однако Кромвелю пришлось сначала разгромить армии роялистов и отдать на казнь короля, чтобы только потом обратить пристальное внимание на Ирландию. Так или иначе, когда он сделал это в 1649 г., сопротивление ирландских мятежников было подавлено с исключительной беспощадностью. Англичане штурмом взяли города Дрогеда и Уэксфорд и разграбили их. Когда Кромвель вернулся в Англию на исходе года, «Ирландия лежала распростертая, истекающая кровью и парализованная»{232}. В те годы Ирландия превратилась в международный полигон, привлекавший к себе наемников из Англии, Шотландии и континентальной Европы, людей, хорошо знакомых с кодексами чести и дуэльной этикой, а кроме того, очень вспыльчивых и всегда готовых схватиться за меч. Сэр Эдмунд Верни пал от руки одного такого головореза после завершения осады Дрогеды{233}, что наглядно показывает дикость и жестокость завоевания Ирландии Кромвелем.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дуэль. Всемирная история"

Книги похожие на "Дуэль. Всемирная история" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ричард Хоптон

Ричард Хоптон - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ричард Хоптон - Дуэль. Всемирная история"

Отзывы читателей о книге "Дуэль. Всемирная история", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.