» » » » Георгий Сумаруков - Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве


Авторские права

Георгий Сумаруков - Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Сумаруков - Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве"

Описание и краткое содержание "Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве" читать бесплатно онлайн.








Полоцкая княгиня Мария Васильковна - возможный автор "Слова"

Чрезвычайно заманчиво исследовать возможность написания поэмы женой Святослава Всеволодича. Причин тому несколько. Во-первых, она занимает своеобразную нишу предполагаемых авторов в родословной таблице семей из рода Ольговичей, и эта ниша еще не стала предметом изучения. Во-вторых, эта княгиня, если она была автором поэмы, непомерно восхваляла своего мужа, сделав его идеальным героем поэмы. В-третьих, она включила в поэму большой раздел, описывающий события, происходившие в Полоцкой земле; полоцкая же тема прямого отношения к главной теме поэмы не имеет, и ее присутствие в поэме можно было бы объяснить тем, что жена Святослава была родом из Полоцкой земли. Звали ее Мария Васильковна.

Что известно о Марии Васильковне? В Ипатьевской летописи под 1143 годом читается следующая запись: "В то же лето приведе Всеволод за сына своего Святослава Васильковну Полоцкого княза. И скупишася братия вся и безбожные ляхове. И пиша у Всеволода. И тако разидошася". Историк В.Н.Татищев добавляет, что свадьбу сыграли зимой - между Рождеством и Крещением. В летописном сообщении содержатся любопытные детали. Так, невесту привел, согласно тогдашнему обычаю, не сам жених, а его отец. И свадебный пир состоялся не у жениха, а, как полагалось, у его отца. Летописец, как было принято, княжну-невесту назвал не по имени, а лишь по отчеству. И если бы не Любечский синодик - книга с именами умерших для поминовения в церкви,- мы так и не узнали бы ее имени.

Исходя из даты свадьбы, можно приблизительно определить возраст невесты. Если Святослав родился, как считают исследователи, около 1125 года, то в год свадьбы ему было около 18 лет. Невесте было, видимо, несколько меньше - лет 15-16. Это обычный возраст для вступления в брак на Руси. Следовательно, родилась Мария около 1127-1128 годов.

До свадьбы жизнь Марии складывалась так. Ранние годы она провела в Витебске, где княжил ее отец - Василько Святославич. В 1132 году он был приглашен на княжение в Полоцк, причем приглашение поступило от городского веча, изгнавшего предыдущего неугодного князя. И для маленькой Марии, а ей тогда было около четырех-пяти лет, начался новый, полоцкий период жизни. В Полоцке в то время жила одна из самых замечательных женщин Древней Руси Евфросиния Полоцкая, сестра отца Марии, ее тетка. Евфросиния, став монахиней в возрасте 11 лет, первое время жила при полоцком Софийском соборе, где она "нача писати своими руками". Она не только переписывала книги для продажи, но и переводила с греческого. Деньги, полученные от продажи книг, раздавала бедным. За четыре года до приезда в Полоцк маленькой Марии Евфросиния основала в пригороде женский монастырь. Огромной заслугой Евфросинии было открытие ею при монастыре школы для девочек. И хотя нет прямых указаний на то, что княжна Мария обучалась грамоте в школе своей тетки, косвенные данные позволяют допустить это. Действительно, возраст Марии был самым "школьным", а ее отец, брат Евфросинии, в те времена был правящим князем в этом стольном городе Полоцкой земли. Невозможно представить себе, чтобы княжну Марию, прожившую в Полоцке до замужества 11 лет, не обучали бы грамоте: ведь, как известно из летописей и современных исследований, в княжеской среде на Руси образованию детей уделяли особое внимание3.

После свадьбы молодожены отправились на княжение во Владимиро-Волынское княжество, полученное в удел Святославом от отца. Там их относительно самостоятельная и спокойная жизнь продолжалась около трех лет. В 1146 году в Киеве умер отец Святослава, и на Руси произошел обычный в таких случаях передел княжеств. В результате передела у Святослава Владимиро-Волынское княжество отобрали, и для него и Марии начался длительный период лишений и скитаний. Академик Б.А.Рыбаков подсчитал, что в течение первых 12 лет самостоятельной жизни Святослав вынужден был 11 раз менять покровителей, изменяя при этом не только место жительства, но и политические симпатии. В эти годы Святослав жил то в небольших городах по Бугу, то в Туровском или Пинском княжествах, то владел разными малыми городами по Десне, Сейму или в верховьях Оки. И только в 1157 году добился стола относительно крупного Новгород-Северского княжества. Через семь лет он становится князем Черниговской земли, а с 1176 года, с небольшими перерывами, Святослав на правах старшинства занимает Киевский великокняжеский престол.

Надо полагать, что ко времени похода Игоря Мария Васильковна, прожив в супружестве 42 (!) года, вместе с мужем исходила-изъездила всю Русь и проникла во все тонкости межкняжеских отношений.

Мария Васильковна была социально активной личностью. С ее мнением считался даже сам великий князь Святослав, ее муж. Ипатьевская летопись рассказывает, что в 1180 году произошло следующее: Шел Давыд Ростиславич (князь Смоленский) в ладьях (по Днепру) на охоту, а Святослав шел по Черниговской стороне, охотясь напротив Давыда. И тогда Святослав с княгиней своей и Кочкарем, милостником своим, не поведав знатным боярам думы своей, задумал устремиться на Давыда (чтобы пленить его), Давыд же с княгиней своей впрыгнул в ладью. Они же (Святослав с дружиной) пытались догнать их по берегу и стреляли из луков по ним. И так Бог сохранил (беглецов) невредимыми. Святослав же захватил лишь дружину и имущество. И вернулся из погони. На следующий день искали Давыда, но не нашли. Как видно из этого рассказа, мнение Марии и Кочкаря для Святослава оказалось достаточным и более важным, чем мнение знатных бояр, для принятия столь ответственного решения, как пленение Смоленского князя.

Историк А.В.Соловьев отмечал, что большой поход на север в 1180 году Святослав предпринял по совету княгини.

В.Н.Татищев писал: "Княгиня и Кочкарь более, нежели Святослав, Киевом владели, и никто в том иное не ведал".

Премудрое древо родословное

Мария Васильковна и Святослав Всеволодич прожили долгую жизнь. У них было пять сыновей и три дочери. Известно, что их дети состояли в династических браках. Такие браки заключались для укрепления межкняжеских отношений. В призывах к единству, содержащихся в "Золотом слове Святослава", династические браки легко прослеживаются. Так, первый призыв обращен к великому князю Владимиро-Суздальской земли Всеволоду Большое Гнездо. Старший сын Святослава, Владимир, в 1179 году женился на племяннице Всеволода, а младший сын, Мстислав, в 1183 году - на свояченице Всеволода (бысть же брак велик). Следовательно, Всеволод Большое Гнездо, как родственник родителей обеих молодых жен, приходился Святославу и Марии сватом.

Второй призыв обращен к Рюрику и его брату Давыду. Рюрик был соправителем Святослава, то есть был тоже великим князем Киевским. В 1183 году Святослав женил своего сына Глеба на дочери Рюрика Анастасии. Следовательно, Рюрик был сватом Святославу и Марии. Заметим, что Святослав женил этих сыновей после того как стал великим князем Киевским,- достигнув высшей власти, он продолжал укреплять ее династическими браками.

Третий призыв к единству Святослав в "Золотом слове" направил еще одному могущественному князю - Ярославу Осмомыслу Галицкому. В 1166 году Святослав выдал замуж свою дочь Болеславу за сына Осмомысла, известного Владимира Галицкого. Ярослав Осмомысл, таким образом, также приходился Святославу и Марии сватом.

Последующие обращения адресованы второстепенным князьям, с которыми Святослав в близком родстве или свойстве не состоял.

В династических браках состояли и другие дети Святослава и Марии: Олег первым браком был женат на дочери Андрея Боголюбского, а вторым - на дочери Юрия Ростиславича; Всеволод Чермный был женат на Марии-Анастасии, дочери великого князя Польского Казимира II; еще одна дочь была выдана за внука Мстислава Великого, а другая - за Романа Глебовича.

Древнерусские летописцы в родословном древе правящей княжеской династии выделяли крупные ветви: были князья Ольговичи, потомки Олега Святославича, были Мономашичи - потомки Владимира Мономаха, были и полоцкие князья Всеславичи. Иногда в летописях выделялись и более мелкие ответвления. Такое группирование князей было удобно, поскольку князья каждой ветви обычно проводили одну и ту же или близкую политику по отношению к другим династическим ветвям или соседним странам. Однако принадлежность князей к какой-либо группировке вовсе не исключала возможности силовых столкновений при переделах владений внутри такой ветви. В битвах гибли дружинники и мирное население, горели и разграблялись города, но в конце концов наступало замирение, и между князьями восстанавливалась родственная дружба. Летописцы отмечали и войны между крупными династическими группировками. Чаще всего такие сообщения касались отношений между Ольговичами и Мономашичами. В современной научной литературе это подчеркивается так сильно, что порой кажется, будто вражда между ними была такой же постоянной и непримиримой, как между домами Монтекки и Капулетти из "Ромео и Джульетты" В.Шекспира. В действительности такой вражды не было. Обострения отношений были кратковременными, и столкновения имели местное значение. Частые сообщения о войнах между Ольговичами и Мономашичами можно объяснить тем, что обе эти группировки были на Руси относительно многочисленными по сравнению с другими княжескими группировками. Во всяком случае, между Ольговичами и Мономашичами династические браки были нередки. Во времена похода Игоря из Ольговичей в браках с Мономашичами были названные выше сыновья Святослава и Марии Владимир, Мстислав, Глеб и Олег, а также две дочери, имена которых установить не удалось,- всего шесть детей из восьми. Это немало. Брат Игоря, Буй-Тур Всеволод, был женат на внучке Юрия Долгорукого - "Красной Глебовне", как она названа в "Слове". Один из сыновей Игоря, Святослав, был женат на дочери Рюрика. Из этого краткого перечня видно, что в те времена брачные узы не разъединяли, а весьма тесно связывали Ольговичей с Мономашичами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве"

Книги похожие на "Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Сумаруков

Георгий Сумаруков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Сумаруков - Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве"

Отзывы читателей о книге "Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.