» » » » Георгий Сумаруков - Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве


Авторские права

Георгий Сумаруков - Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Сумаруков - Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве"

Описание и краткое содержание "Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве" читать бесплатно онлайн.








Автор "Слова о полку Игореве" был сторонником князей Ольговичей. Это факт очевидный. Интересно, что призывы к единству в поэме обращены к десяти разным князьям Мономашичам и лишь к одному князю из ветви Галицких князей Ярославу Осмомыслу. Полное отсутствие обращений к князьям Ольговичам вполне объяснимо: автор понимал, что сплочение Ольговичей должно произойти без особого приглашения. По той же причине полностью отсутствуют обращения и к Полоцким князьям. Это становится понятным, если считать, что автор поэмы, близкий к Святославу человек, происходил из Полоцкой земли, где остались его близкие родственники, которые по законам родства должны явиться на помощь.

Женщина - летописец?

Великая княгиня Мария Васильковна, по-видимому, принимала участие в Киевском летописании. Академик Б.А.Рыбаков из Киевской летописи выделяет тексты, которые называет "Киевской летописью Святослава Всеволодича"4. В эту летопись входят записи с 1179 по 1186 и за 1194 год. Характерной особенностью этих записей является обилие всякого рода семейных подробностей, чего в текстах летописи за другие годы почти нет. Так, в летописи Святослава под 1179 годом сообщается, что он женил сына Всеволода на польской княжне. Б.А.Рыбаков обращает внимание на то, что великий князь Киевский назван без отчества и титула, просто по имени. Это мог сделать только его личный летописец (добавим: или жена). Еще запись: Всеволод Большое Гнездо выдал свою племянницу за сына Святослава - Владимира (Иде Владимир с женою к Чернигову, к отню - ту бо живяше Святослав). Следующая запись: Того же лета преставися Глебовая княгиня Рязаньская. Еще в одной записи очень кратко описано погребение матери Святослава в Кирилловской церкви, построенной ею в память своего мужа Всеволода-Кирилла. Сообщается также об успешном отражении половецкого набега, в котором Святослав представлен как мудрый военачальник. Следующая статья летописи сообщает о перераспределении княжеств в Черниговской земле между князьями Ольговичами. Под этим же годом записано, что брат Святослава, Ярослав Черниговский, выдал дочь за Переяславского князя. И, наконец, запись о крестинах: дочь Юрия Долгорукого, Ольга Юрьевна, крестила дочь Всеволода Большое Гнездо.

Как видно из этих записей, тема семейных отношений явно преобладает над темой государственных отношений. Действительно, летописец сообщил о разных свадьбах три раза, о крестинах - один, о смертях - три. О государственных же делах сказано лишь два раза: об отражении половецкого набега и о переделе в Черниговской земле. Все эти семейные подробности, очевидно, указывают на то, что к написанию "Киевской летописи Святослава Всеволодича" имела какое-то отношение женщина, притом общалась она со Святославом по-свойски, называя его по имени, без титула и отчества, и подчеркивая его военное искусство. Такой женщиной могла быть только княгиня, а именно великая княгиня Киевская Мария Васильковна, жена Святослава Всеволодича.

В чем могло состоять участие Марии Васильковны при составлении Святославовой летописи? Она могла давать княжескому летописцу указания в общем виде о надобности написать на заданную ею тему. Могла проверять написанное летописцем сообщение и вносить свои изменения. Могла, наконец, сама написать летописный текст (об этом рассказано ниже).

Святославова летопись завершается рассказом под 1194 годом. Это короткое произведение оставляет сильное впечатление своей простотой и проникновенностью. И оно достойно того, чтобы его привести полностью:

1194 год. Святослав созвал в город Рогов своих родственников: брата Ярослава и двух двоюродных братьев - Игоря и Всеволода. И стал с ними думу думать, чтобы пойти им на Рязанских князей, претендуя на тамошние волости. Послал Святослав посла в Суздаль к Всеволоду Большое Гнездо, желая получить от него согласие идти на Рязань. Всеволод согласия не дал.

И Святослав отправился обратно из Корачева в Киев в Юрьев день, 23 апреля. И ехал летом на санях, потому что у него на ноге образовался нарыв. И плыл в лодках-насадах по Десне. Прибыл Святослав в Киев.

И поехал оттуда в Вышгород в пятницу, 22 июля, поклониться святым Борису и Глебу. И вошел в церковь, со слезами приложился к святой раке. И потом в Кирилловскую церковь поехал, к отцовой гробнице, и хотел войти в церковь, но поп с ключом случайно отлучился. Святослав его не дождался и расстроился тем, что не пришлось ему поклониться отцову гробу. И поехал в Киев.

В субботу поехал в церковь святых мучеников Бориса и Глеба, стоящую у монастыря святого Кирилла, как бы присутствуя на последней службе.

В воскресенье был праздник: память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. И не мог он ехать с Нового двора, здесь этот праздник и праздновал.

Наутро, в понедельник, 25 июля, пришла к нему весть от сватов, прибывающих посольством, чтобы взять Святославову внучку, Ефимью Глебовну, за византийского царевича. Святослав выслал им навстречу киевских знатных бояр, а сам не поехал, так как был болен и слаб, и речь его была невнятной.

И очнувшись от забытья, спросил княгиню свою: "Когда будет день святых Маккавеев?" Она ответила: "В понедельник" (через неделю, 1 августа). Князь сказал: "О не дождусь я этого дня" (ведь в день святых Маккавеев умер в 1146 году его отец, князь Всеволод). Княгиня видела, что принятие им монашества невозможно. Князь же стал просить, чтобы исповедаться. И сказал: "Я верую в единого Бога". И велел постричь себя в монахи. И послал за сватом своим Рюриком. И преставился 25 июля. И положили его во святом Кирилловом, в родовом его монастыре.

Князь Святослав был мудр: в заповедях Божьих ходил и чистоту телесную проповедовал, монашеский чин и иерейский любил, и нищих миловал.

В рассказе необычайно много подробностей. Думается, что писавший этот рассказ либо сам следовал всюду за Святославом, либо излагал рассказанное ему очевидцем. Княгиня, упомянутая в рассказе - это Мария Васильковна. Она находилась у смертного одра Святослава, с которым прожила вместе 51 год. В этом рассказе, как и в летописных статьях 1179 года, чувствуется рука великой княгини. Святослав показан с наилучшей стороны. Обращает на себя внимание отношение автора рассказа к родителям Святослава. Добрая память об отце сохранилась у Святослава на протяжении почти 50 лет: он даже хочет умереть в день смерти отца. О его матери, Марии Мстиславне, в рассказе нет ни слова, хотя она умерла относительно недавно и похоронена в том же родовом монастыре, кстати сказать, ею же созданном. В статье 1179 года о смерти и похоронах Марии Мстиславны, как было отмечено, сказано глухо и сдержанно. Такое отношение к Марии Мстиславне, разумеется, задано летописцу либо самим Святославом, либо Марией Васильковной, ее снохой, что более вероятно.

Древнерусские писатели-книжники

Немаловажное значение для становления писательского таланта имеет та среда, в которой писатель живет. Мария Васильковна, как мы видели, с раннего детства и до замужества жила в Полоцке, где в те годы была ее тетка игуменья Евфросиния - одна из образованнейших женщин Древней Руси. Грамотной была и бабушка Марии - Полоцкая княгиня Софья, дочь византийского императора. Археологами найдены личные печати, которые привешивались к грамотам, с именами Евфросинии и Софьи. Княжна Мария жила в Полоцке на протяжении именно того десятилетия, когда вместо пяти князей, высланных за непослушание в Византию Мстиславом Великим, в Полоцкой земле частичное управление делами взяли на себя княгини. Мария была в дальнем родстве с крупнейшей византийской писательницей - Анной Комниной, которой бабушка Марии, Софья, приходилась племянницей. Анна Комнина написала "Алексеиаду" историю царствования ее отца, императора Алексея I. Анна умерла в 1148 году, когда Марии было около 20 лет. Надо полагать, что Анна Комнина вызывала гордость и была примером для подражания у современников и потомков (близких и дальних), в том числе и у Полоцких князей.

Таким образом, в молодые годы Мария имела перед собой наглядные примеры образованности женщин и их участия в управлении княжествами.

И позже, выйдя замуж, Мария Васильковна была в самом центре культурной и политической жизни Древней Руси. Действительно, ее муж, Святослав Всеволодич, по своему происхождению принадлежал к двум самым могущественным княжеским ветвям: по мужской линии - к Ольговичам, по женской - к Мономашичам. Об образованности князей Ольговичей из летописей известно немного. Отец Святослава, Всеволод Олегович, был великим князем Киевским. Он немало сделал для укрепления единства и могущества Руси. Дед Святослава, Олег Святославич ("Гориславич") великим князем Киевским так и не смог стать. Он долго жил в Византии, там неудачно женился на Феофании Музалони, расстался с ней и возвратился на Русь, княжил в Тьмуторокани и главным образом в Чернигове, поддерживал довольно тесные отношения с половцами, вторую жену взял половчанку. Прадед Святослава, князь Святослав Ярославич, был "князем книжным".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве"

Книги похожие на "Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Сумаруков

Георгий Сумаруков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Сумаруков - Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве"

Отзывы читателей о книге "Затаенное имя - Тайнопись в Слове о полку Игореве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.