» » » » Федор Капица - История мировой культуры


Авторские права

Федор Капица - История мировой культуры

Здесь можно купить и скачать "Федор Капица - История мировой культуры" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство АСТ: Слово, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Федор Капица - История мировой культуры
Рейтинг:
Название:
История мировой культуры
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-17-064681-4, 978-5-8123-0698-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История мировой культуры"

Описание и краткое содержание "История мировой культуры" читать бесплатно онлайн.



Справочник школьника – современное и самое полное учебное пособие, составленное по действующей базовой программе, утвержденной Министерством образования и науки РФ. Серия составлена и разработана опытными учителями московских школ и преподавателями МГУ им. М. В. Ломоносова. Издание, охватывающее все аспекты школьной программы, предназначено для школьников 4–11 классов, их родителей, учителей и абитуриентов.






Кроме нее, применялось и курсивное демотическое письмо, которым записывали светские тексты. Кроме Египта, иероглифы использовались во II–I тысячелетии до н. э. хеттами и на острове Крит. Со временем на основе египетских иероглифов образовалась коптская письменность.

Значение египетских иероглифов долгое время не было известно. Только в 1822 году их расшифровал Ж. Ф. Шампольон. Он воспользовался текстами, обнаруженными на так называемом «Розеттском камне» – базальтовой стеле, содержащей текст, написанный иероглифами, на греческом языке и на египетском разговорном. Шампольон сделал интересные подсчеты. Иероглифический текст состоит из 1419 знаков, а греческий – всего из 486. Значит, иероглифы не могут передавать только слова или понятия, а должны передавать и звуки. Сопоставив греческий и древнеегипетские тексты, Шампольон шаг за шагом расшифровал значение 24 знаков. Оказалось, что в текстах встречается три типа знаков. Одни, названные им знаками-определителями, вообще не читаются, а только указывают на тип слова (например, чтобы не спутать собственное имя Лев с названием животного), другие передают звуки языка, а третьи – слова и части слов.

Иероглифами пользовались и в государствах доколумбовой Америки – древних майя и инков. Наиболее высокого уровня достигла иероглифическая письменность в Китае. В настоящее время она сохранилась и применяется лишь в некоторых странах Юго-Восточной Азии – в Китае, Корее, Японии.


ИЗРАЗЕЦ – один из видов художественной керамики, применяемый для облицовки стен или печи, в виде плитки различной формы. С задней стороны изразца расположен специальный коробчатый выступ (румпа) для закрепления в стене. Изразцы бывают гладкими или рельефными, а также живописными. Соединяясь в облицовку, они составляют декоративные фризы, панно, наличники, вставки, покрывая иногда целые стены.

В Европе изразцы известны с VIII века н. э. Широкое распространение изразцов началось в XVI–XVII веках. По технике исполнения различают «красные», т. е. неглазурованные изразцы, и «муравленные» – покрытые цветными эмалями. В разных странах были распространены изразцы с разными украшениями. Например, в Германии, Голландии, Швейцарии были распространены преимущественно белые изразцы с синим рисунком. В России – покрытые цветными глазурями. Их применяли с XV века для украшения фасадов каменных зданий.

В Москве изразцовое искусство как художественная отрасль начало развиваться с конца XV – начала XVI в. Производство керамических изделий в основном было сосредоточено в Гончарной слободе. Первоначально это были крупные терракотовые плиты с рельефными рисунками. Затем – красные терракотовые (без покрытия глазурями или эмалями) изразцы с простыми орнаментальными мотивами.

Дальнейшее развитие русского изразца шло по двум направлениям. С одной стороны, рисунки постепенно усложнялись и появлялись даже сюжетные композиции. С другой стороны, в связи с изобретением цветной поливы (краски, дававшей при обжиге стекловидный слой) началась работа по овладению полихромным обжигом.

Первые глазурованные изразцы зеленого цвета, так называемые муравленные, появились в Москве к концу 20-х годов XVII века. Но только в конце 1660 – начале 1670-х годов, после перевода белорусских мастеров изразцового производства в московскую Оружейную палату из Ново-Иерусалимского монастыря, искусство изготовления полихромией керамики приняло широкий размах. Нам известны имена тех славных умельцев – Степан Иванов по прозвищу Полубес, Игнат Максимов, Самошка Григорьев. Они владели техникой изготовления цветных эмалей. С этого времени новые орнаментальные формы и цветные композиции начинают использоваться и в зодчестве.

Соответственно меняется и роль изразца в системе декора здания. Если в постройках первой половины XVII века изразцовые вставки полностью подчинялись общему строю кирпичного декора, теряясь среди дробности и измельченности его форм (церковь Троицы в Никитниках), то в последней четверти столетия они заняли центральное место на фасадах, часто формируя их архитектурное решение.

Так постепенно декоративное убранство достигло полного единства и гармонии с общим решением фасадов. Наряду с акцентировкой поверхности отдельными изразцами (церковь Николы в Хамовниках) мастера применяли и крупномасштабные композиции из многих изразцов (фриз «павлинье око» в церкви Григория Неокесарийского).

В связи с постепенным освоением ордерной системы из рельефных изразцов стали делать и архитектурные детали: карнизы, колонны, наличники, порталы (Крутицкий теремок). Очень часто они имели рельефный орнамент, а с начала XVII века его подчеркивали росписью цветными эмалями. С начала XVIII века изразцы стали использовать преимущественно в интерьере, для облицовки печей.

Полихромные изразцы возрождаются в архитектуре стиля модерн, когда их начинают использовать для отделки зданий.


ИКОНА

Переделанное на русский лад греческое слово eikon – образ. Иконопись происходит от греческой портретной живописи. Значительную роль в ее становлении как вида искусства сыграли фаюмские портреты I–III веков н. э. Они были написаны восковыми красками на деревянных досках. Аналогично выполнены и древнейшие иконы (колтские и византийские).

Икону можно назвать «книгой для неграмотных». Об этом свидетельствует, в частности, обычай выставлять на аналой в день праздника какого-либо святого посвященную ему икону. В русской православной церкви даже сложился своеобразный тип небольшой иллюстративной иконы – таблетки.

Для понимания ее значения нужно остановиться на толковании иконы церковью. С точки зрения христианской догматики икона является таинственным символом божества, а вовсе не его точным изображением. Она предоставляет верующему не только зрительное, но прежде всего духовное общение с его «оригиналом». Поэтому иконопись и обладает собственным художественным языком, отличным от привычного нам языка живописи нового времени.

С помощью линий и красок иконописец не просто изображает того или иного святого или события, а воплощает обращенную к нему молитву. Поэтому важнейшим качеством иконы является и отрешенность, резкая отграниченность от всего живого, материального, плотского.

Первые иконы появились на Руси одновременно с принятием христианства. Они были доставлены из западнославянских стран и Византии, где уже существовал особый культ – система почитания икон. Этот обычай происходил от римской традиции приветствовать портреты цезарей и полководцев. Уже с XI века появились русские мастера-иконописцы. Они внесли в византийскую иконопись много нового, оригинального, в частности, собственную трактовку образов, использование цветовой символики, отражение реальных исторических событий и создание собственного пантеона святых.

Подчеркивая их высокую духовность, мастера часто прибегали к символике деталей и цвета. Например, белый цвет означал нравственную чистоту, зеленый – надежду, красный – мученически пролитую кровь, синий – небо, багряный – божественность.

Наряду с одиночными изображениями Иисуса Христа, Богоматери, святых русские мастера разработали оригинальный тип житийной иконы. Она состояла из средника с изображением святого, вокруг которого располагались небольшие картины – клейма, где иллюстрировались основные эпизоды биографии святого. Их сюжет развивался с верхнего левого угла иконы направо, а затем вниз.

Особенно широко распространены иконы с изображением Богоматери. Древнерусские мастера создали собственную трактовку основных типов икон с данным образом. Согласно легенде, первая икона и была портретом Богородицы, который написал с натуры евангелист Лука. Икона Владимирской Божьей матери стала хранительницей (палладиумом) города Москвы и всего русского государства.

Иконы различаются и по величине. Самые большие предназначены для храма, меньшего размера – для домашних интерьеров, а самые маленькие, панагии, – для ношения на груди в виде защитительного амулета или как знак архиерейского достоинства.

Необходимо иметь в виду, что на Руси роль иконы никогда не сводилась лишь к участию в определенных ритуалах. Поэтому в иконописи местных школ часто заметны фольклорные, а иногда и дохристианские представления – сказочно-поэтическая образность, простосердечная повествовательность, жизнеподобие изображений.

Следует также иметь в виду, что иконопись вовсе не является непременной принадлежностью христианского культа. В Монголии, например, сложилась своя собственная техника и иконография канонических изображений различных ламаистских божеств и святых. Для нее характерна строгая иерархичность изображений и цветовая символика, основанная на сочетании золота с красным или черным фоном.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История мировой культуры"

Книги похожие на "История мировой культуры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Федор Капица

Федор Капица - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Федор Капица - История мировой культуры"

Отзывы читателей о книге "История мировой культуры", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.