» » » » Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века


Авторские права

Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века

Здесь можно скачать бесплатно "Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Вече, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века
Рейтинг:
Название:
Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века
Издательство:
Вече
Год:
2014
ISBN:
978-5-9533-4383-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века"

Описание и краткое содержание "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века" читать бесплатно онлайн.



Эта книга посвящена женщинам, входящим в окружение великого князя и государя Ивана III. Именно они являлись главными его помощницами при создании Русского централизованного государства. Первая супруга, Мария Тверянка, невольно способствовала присоединению к Москве Тверского княжества, а сестра Анна — Рязанского княжества. Вторая супруга, византийская царевна Софья Палеолог, помогла расширить международные контакты и привлечь на русскую службу самых разных специалистов. И, наконец, дочь Елена, став польской королевой, отстаивала интересы отца в Польско-Литовском государстве.






В этом памятнике отмечено, что именно Василий II был инициатором обручения своего сына Ивана с тверской княжной Марьей, а не Борис Александрович. Он же и женил его 4 июля 1452 г.{11}

В Московском своде есть данные о смерти тверского князя Бориса Александровича в 1461 г., о восшествии на престол в Твери его сына Михаила, о рождении у Марии Борисовны сына Ивана 15 февраля 1458 г. Но при этом имя княгини нигде не упоминалось{12}.

Позднее известия Московского свода были повторены в нескольких летописях: Симеоновской, Софийской и Устюжской, но с небольшими сокращениями и добавлениями{13}.

Последнее событие в своде, касающееся Марии Борисовны, — ее смерть в 3 часа ночи 22 апреля 1467 г. и похороны 24 апреля в храме Вознесенского монастыря. Их описание не содержит никаких подробностей{14}.

Интересные сведения а пребывании в Твери Василия II с семьей в 1447 г. содержит Ермолинская летопись. В ней отмечено, что после того, как игумен Кириллова монастыря Трифон благословил великого князя Московского на борьбу за свой престол, тот отправился к Тверскому рубежу. Отсюда Василий II послал Борису Александровичу грамоту, в которой написал, что если тот не поддержит его в борьбе с Шемякой и своим шурином можайским князем Иваном Андреевичем, то он разорит тверские земли{15}.

Данное сообщение летописи вызывает сомнение, поскольку находящийся в изгнании великий князь вряд ли мог в это время угрожать тверскому князю. Он сам нуждался в его поддержке.

По версии Ермолинской летописи, Борис Александрович подчинился Василию II и пригласил к себе в Тверь. Там князья «сосваташася». Никаких других подробностей по поводу этого события в летописи нет{16}.

О женитьбе Ивана III в летописи сообщено, что великий князь сам «поят княжну Марью, дщерь великого князя Бориса Александровича Тверского». Об участии его отца в данном событии сведений нет{17}.

В Ермолинской летописи указано прозвище Марии Борисовны — Тверянка. Впервые оно содержится в известии о рождении сына Ивана: «Toe же зимы (1458 г. — Л.М.), месяца февраля 15, на память святого апостола Анисима, на 1 недели святого поста, в среду, князю великому Ивану Васильевичу родися сын Иван, у великой княгини Марьи, у Тверянки»{18}.

Эта дата точная для сентябрьского года. В мартовском году 15 февраля приходилось на четверг. Вполне вероятно, что ее зафиксировал современник, поскольку она подробна и точна.

Последние данные о Марии — ее кончина 22 апреля 1467 г. Никаких подробностей по поводу этого события в Ермолинской летописи нет{19}.

В Никаноровской летописи, которая датируется исследователями второй половиной XV в., сведения о Марии Борисовне очень краткие. Но в ней подчеркнуто, что главную роль в женитьбе Ивана III на тверской княжне сыграл его отец Василий II. Он сначала обручил сына с дочерью Бориса Александровича Тверского, а потом женил его на ней 4 июня 1452 г.{20}Эта версия представляется вполне достоверной, поскольку на момент женитьбы Ивану III было только 12 лет. Выбирать сам невесту он еще не мог.

Сообщение о смерти Марии Борисовны в Никаноровской летописи такое же краткое, как в Московском своде и Ермолинской летописи{21}.

Только в сокращенном своде 1493 г. отмечено, что в день смерти Марии Иван III находился в Коломне. Видимо, поэтому похороны состоялись не на следующий день, как было принято, а только 24 апреля{22}.

Интересно отметить, что в летописях XVI в. не только повторяются версии ряда событий из ранних летописей, но и появляются новые подробности, касающиеся обстоятельств смерти Марии Борисовны.

Так в Воскресенской летописи отмечено, что великий князь Василий II сам и обручил своего сына, и женил его на тверской княжне Марии Борисовне (как в Никаноровской летописи и Московском своде конца XV в.){23}.

Но при этом в данной летописи более подробно описана кончина великой княгини: «Toe же весны апреля 22, в среду, 4 неделя по Пасхе, противу четвертка, в 5 ночи преставися благочестивая и христолюбивая, добрая и смиренная великая княгиня Мария Иванова, дщерь великого князя Тверского Бориса Александровича, во граде Москве. Митрополит Филипп над нею пев обычная песни и положи ю в монастыри, в церкви святого Вознесения. Ту сущу над нею бывши свекрови еа, великая княгиня Мария; князю же великому Ивану тогда бывшу на Коломне»{24}.

Следует отметить, что дата смерти Марии в Воскресенской летописи точная — 22 апреля 1467 г. — приходилось на среду. Правда, в других летописях писалось о том, что княгиня скончалась не в 5 часов ночи, а в 3 часа, но день недели нигде не был указан. Не сообщалось в них и об участии в траурной церемонии митрополита Филиппа и великой княгини Марии Ярославны. Поэтому можно предположить, что данное известие о кончине Марии Борисовны сначала было записано очевидцем, а потом попало в Воскресенскую летопись.

Но могло быть и так, что сообщенные подробности были реконструированы самим создателем летописи. День недели он мог высчитать по пасхальным таблицам. Зная об отсутствии великого князя в Москве, мог предположить, что в похоронах участвовали только митрополит Филипп и великая княгиня Мария Ярославна.

Необходимо подчеркнуть, что в ранних летописях сообщалось об отсутствии великого князя только в момент смерти Марии. О похоронах в них ничего не писалось. Учитывая, что эта церемония состоялись 24 апреля, можно предположить, что великий князь успел прибыть из Коломны для участия в ней. Это ставит под сомнение достоверность сообщения Воскресенской летописи.

Иные подробности о браке и смерти Марии в Львовской летописи, в основе которой, по мнению ряда исследователей, лежал свод 1518 г.{25}

Во-первых, в ней сообщено, что обручение княжича Ивана и княжны Марии состоялось по требованию тверского князя Бориса Александровича. Тот якобы пригрозил Василию II, что выдаст его Дмитрию Шемяке, если тот не женит своего сына на его дочери. В итоге, по версии Львовской летописи, великий князь Василий Васильевич «неволею обруча» Марию и Ивана{26}.

Во-вторых, в Львовской летописи дважды сообщено о женитьбе Ивана III на Марии Борисовне. Первый раз под 1448 г. с указанием, что брак был заключен по инициативе Василия II{27}. Второй раз под 1452 г., как и в большинстве летописей, с упором на то, что инициатором женитьбы был сам Иван III{28}.

Совершенно очевидно, что первое сообщение ошибочное и появилось в Львовской летописи при переписке данных из нескольких источников. Оно, очевидно, относилось не к заключению брака, а только к помолвке.

В Львовской летописи содержались абсолютно уникальные сведения о смерти Марии Борисовны. Они были записаны явно со слов очевидца: «25 апреля в 3 ночи преставилась великая княгиня Марья великого князя Ивана Васильевича от смертного зелия; занеже познах по тому: покров на ней положиша, ино много свисало его, потом же тело разошлося, ино от покрова много и недостая на тело. И положена бысть в церкви Святого Вознесения на Москве. Тогда же воспалеся князь велики на Олексееву жену на Полуехтова, на Наталью, иже посылала пояс з Боровлевою женою с подьячего казенного к бабе; тогда же и на Олексея исполеся и много, лет шесть, не был у него на очех, едва пожалова его»{29}.

Только присутствовавшие на погребении Марии Борисовны люди могли заметить, как распухло тело великой княгини и что покров перестал его закрывать. Из этого факта современники сделали вывод о том, что жену Ивана III отравили. Их имена стали известны великому князю после проведенного расследования. В итоге он наложил опалу на дьяка Алексея Полуехтова и его жену Наталью. Но были ли наказаны некая «баба», изготовившая смертельное зелье, и жена казенного подьячего, которая принесла его великой княгине, автор записи в Львовской летописи не знал. Видимо, все материалы расследования причины безвременной кончины государевой жены не были ему известны. Но в любом случае его данные об этом событии очень важны для исследователей.

Правда, в Львовской летописи иная дата смерти Марии по сравнению с другими летописями — не 22 апреля, а 25-е. Ошибка, видимо, возникла в ходе переписки ранних документов в текст летописи.

Еще одним источником о жизни Марии Борисовны является сочинение Иосифа Волоцкого «Сказание о святых отцах, иже в Русской земле сущих». В нем сообщалось о том, что после обручения юной Марии с княжичем Иваном княжна тяжело заболела. Чтобы спасти дочь от смерти, ее отец Борис Александрович отправил дочь в Савватиеву пустынь к старцу Евфросину Тот не хотел заниматься врачеванием, но тверской князь сказал, что для всей русской земли очень важно, чтобы Мария осталась жива. Ведь ей предстояло «смирить два царства»{30}.

Несомненно, что в сочинении Иосифа Волоцкого роль брака Марии и Ивана во взаимоотношениях Московского и Тверского княжеств была сильно преувеличена. Во второй половине XV в. тверские князья уже не соперничали с великими князьями Московскими и признавали свою менее значимую роль в общероссийском масштабе. К тому же родственные связи между правящими домами Москвы и Твери имели длительную историю. Они начались с брака московской княжны Софьи Юрьевны и тверского князя Константина Михайловича в 1320 г. Затем великий князь Московский и Владимирский Семен Гордый женился на дочери великого князя Тверского Александра Михайловича Марии. После этого женой князя Ивана Холмского из тверской династии стала дочь Дмитрия Донского Анастасия. Заключались и другие браки между представителями боковых ветвей династий московских и тверских князей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века"

Книги похожие на "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Морозова

Людмила Морозова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века"

Отзывы читателей о книге "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.