» » » » Мария Шишкова - С.Я. Лемешев и духовная культура Тверского края

Мария Шишкова - С.Я. Лемешев и духовная культура Тверского края

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Шишкова - С.Я. Лемешев и духовная культура Тверского края" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:

Название:
С.Я. Лемешев и духовная культура Тверского края
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "С.Я. Лемешев и духовная культура Тверского края"

Описание и краткое содержание "С.Я. Лемешев и духовная культура Тверского края" читать бесплатно онлайн.



Автор выявил связь творчества С.Я. Лемешева с традициями верхневолжской вокальной культуры, которая является неотъемлемой частью национальной культуры.

В книге рассмотрены жизнь и творчество многих значительных представителей русской вокальной школы, оперной сцены.

Книга предназначается для широкого круга читателей, студентов училищ, колледжей, вузов и может быть использована как методическое пособие.

Рецензент: старший преподаватель кафедры музыкального образования ТвГУ Н.В. Урюмова.






Автор благодарит сотрудников отдела литературных экспозиций Тверского государственного объединенного музея за предоставленный архивный изобразительный материал.

"Вижу чудное приволье…" — как точно определил народный поэт места, где родился и вырос С. Я. Лемешев.

В начале XX века деревня Старое Князево была заповедным краем необыкновенной красоты. Только такая волшебная, сказочная красота и могла взрастить неповторимый талант Лемешева. Солист Государственного академического Большого театра СССР, народный артист СССР, Сергей Яковлевич постоянно приезжал в родные места. Здесь он вслушивался в народные песни, и сам пел их — с чувством, а чаще удало. Лемешев любил своих земляков — трудолюбивых, мастеровых, понимающих шутку, песню. Сергей Яковлевич вместе с деревенскими ребятами ходил на рыбалку, в лес, а теплыми вечерами слушал байки, песни. Из всего этого родился гениальный художник, который пел не только голосом, но и душой, щедрой и прекрасной.

С.Я. Лемешев давал концерты для своих земляков: встречался с жителями села Медное, не раз выступал в г. Калинине. С концертами он объездил весь Советский Союз. Его голос любят и помнят. Обаятельный Петя Говорков из к/ф "Музыкальная история" остался с нами навсегда. Сегодня мы отмечаем 100 лет со дня рождения С.Я. Лемешева. А его голос звучит в наших сердцах.

Глава города Твери А.П. Белоусов


Сергей Яковлевич Лемешев!

У всех любителей музыки это имя связано с самым прекрасным в нашей жизни: любовью, искусством, природой. Сергей Яковлевич Лемешев был и остается поистине народным артистом. Его голос редкой красоты, неповторимый и родной хочется слушать всегда.

Мы гордимся, что великий тенор С.Я. Лемешев родился на Тверской земле, богатой талантливыми людьми и редкой по красоте природой.

Председатель комитета по культуре, спорту и туризму

администрации города Твери О.Н. Ломакова

ВСТУПЛЕНИЕ

Известный русский музыкальный критик XIX века Цезарь Кюи в своё время сказал, что имена отечественных певцов составляют славу и гордость не только русского, но и мирового оперного театра. К таким именам по праву принадлежит и имя народного артиста СССР, солиста Государственного академического Большого театра СССР (ГАБТ СССР) С.Я. Лемешева, который родился 10 июля 1902 года в деревне Старое Князево Тверской губернии. В год столетия со дня рождения великого тенора двадцатого века мы должны вспомнить имена и других тверских корифеев русской оперной школы XIX века, талант которых был известен во всём мире, но имена их, к огромному сожалению, с годами уходят в забвение.

Народный артист СССР профессор Е. Нестеренко считает, что в России в XIX веке был заложен прочный фундамент русской вокальной школы, у истоков которой стояли классики русской музыки М.И. Глинка, его ученица, солистка императорских театров Дарья Михайловна Леонова (контральто), родившаяся в Вышнем Волочке, солистка Мариинского и Большого театров Елизавета Андреевна Лавровская (контральто), родившаяся в Кашине (её талант высоко ценил П.И. Чайковский). Д. Леонова и Е. Лавровская были не только "звёздами" русской оперной сцены, но и педагогами — мастерами (Е.А. Лавровская в 1919 году стала заслуженным профессором Московской консерватории). Эти великие артистки передали бесценные секреты своего мастерства целой плеяде молодых талантливых артистов. Они стали связующим звеном между певческими культурами XIX и XX веков. С.Я. Лемешев близко познакомился со многими из них, обучаясь в Московской консерватории, студии К.С. Станиславского. Некоторые из них позже стали партнёрами Лемешева по оперной сцене в Свердловске (Екатеринбурге), Тифлисе (Тбилиси), ГАБТ СССР и других театрах.

"СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ…"

"Небольшая деревушка Старое Князево в Тверской губернии, где я родился и провёл свои юные годы, очевидно, ничем не отличалась от сотен тысяч других деревень и посёлков.

Многие музыкальные деятели, певцы начинают рассказ о себе так: родился в музыкальной семье… О себе я этого сказать не могу. Моя бабушка даже не знала, что такое рояль. Но зато я могу поведать нечто более значительное: я родился в музыкальной деревне. В годы моего детства… деревня отличалась от города… тем, что она пела. Народные песни звучали повсюду!

Крестьяне относились к песне серьёзно, любили её… Пели песни мои земляки выразительно, проникновенно, задушевно, а случалось — и очень весело…

Кроме пения у меня была ещё одна страсть — лошади. В 1920 г., весной, когда мне не было и восемнадцати лет, я ушел из деревни в Тверь и поступил в кавалерийскую школу. Но только мечтал я о другом… И, как только немного освоился в кавшколе, тотчас помчался в клуб. Там меня послушали и сразу же зачислили в самодеятельный кружок. Я начал быстро делать успехи и скоро уже выступал во всех концертах. Здесь же, в Твери, мне посчастливилось встретиться и с высоким профессиональным искусством, оперным и балетным, испытать на себе его огромное влияние…

С благословения командования кавшколы в Тверь приезжали гастролёры, многие из которых были знаменитыми артистами Большого театра. Среди них А. Богданович, С. Юдин, А. Матвеев, А. Курганов.

Я восхищался их красивыми голосами, выразительностью пения и актёрской игрой… Надо сказать, что тут же, в Твери, мне довелось услышать в концертах главных корифеев Большого театра: Л. Собинова, А. Нежданову, С. Мигая" (С. Лемешев. "Из биографических записок").

Летом 1921 года в Твери в Городском театре состоялся концерт Л.В. Собинова.

"Сидя где-то в последних рядах партера, одетый в военную форму курсанта кавшколы, мог ли я подумать, что через каких-то десять лет стану солистом Большого театра, познакомлюсь с Собиновым, буду с ним говорить, получать драгоценные советы и полюблю его как человека не меньше, чем певца.

В 1921 году командование кавалерийской школы направило меня на учёбу в консерваторию. Так, с сентября 1921 года я — студент Московской консерватории с безудержной энергией, жадностью к знаниям, в каком-то головокружительном вихре в свои 19 лет вступил в новую сказочную жизнь. И на всё у меня хватало времени: на трудные, непривычные занятия по специальности у профессора Н.Г. Райского и на ещё более сложные теоретические предметы. Но всё это я преодолевал с помощью моей беспредельной любви к пению. Всем моим существом владело безумное желание стать оперным певцом.

Вот здесь началось моё настоящее сближение с большим искусством, с оперными спектаклями.

Я старался не пропускать ни одного спектакля с участием Собинова и навсегда был покорён красотой его голоса, величием души, естественностью и редкой красотой" (С. Лемешев. "Из биографических записок").

Леонид Витальевич Собинов — легенда русской оперной сцены. Пленительный голос, владение искусством бельканто, благородная внешность, актёрская одарённость — все эти качества сделали Собинова кумиром публики на несколько десятилетий. На русской оперной сцене Собинов создал десятки неповторимых образов, лучшие из которых — Ленский и Лоэнгрин.

Л.В. Собинов в 1897 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, где занимался у знаменитого певца, педагога А.М. Додонова и А.А. Сантагано-Горчаковой.

Александр Михайлович Додонов обладал сильным голосом мягкого тембра. Его называли "русским итальянцем". "Додонов обладает приятной дикцией и большим вкусом к фразировке" (П.И. Чайковский). Чайковский посвятил Додонову романс "Корольки", а Н. Дмитриев — трио "Сосна" (на стихи Лермонтова).

Александра Александровна Сантагано-Горчакова (1842–1913) пела на сценах Милана, Киева. В её репертуаре были партии Антониды, Людмилы, Наташи, Кармен. Выступая за рубежом, она пропагандировала сочинения русских композиторов. Сантагано-Горчакова перевела на итальянский язык либретто оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин").

Есть сведения, что А. Додонов и Л. Собинов на определённом этапе творчества консультировались у Д.М. Леоновой. Имя великой Д. Леоновой С.Я. Лемешев мог слышать и от солиста Большого театра (1904–1924), профессора Московской консерватории (1921–1924), партнёра Ф.И. Шаляпина по оперной сцене Василия Петровича Шкафера. Вспоминая о своём педагоге, Шкафер говорил студентам консерватории: "Леонова отличалась там, где требовалось показать романс или арию — особенно русских классиков: здесь каждое её замечание было драгоценным".

ДАРЬЯ МИХАЙЛОВНА ЛЕОНОВА (1829–1896)

Дарья Михайловна Леонова (контральто) — русская певица XIX века. Она пела в лучших театрах Петербурга и Москвы. Талантом Д. Леоновой восхищался М.И. Глинка. Д. Леонова — первая из русских певиц, которая с грандиозным успехом совершила мировое гастрольное турне. Она — первая исполнительница многих сочинений русских композиторов, самобытная исполнительница русских народных песен.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "С.Я. Лемешев и духовная культура Тверского края"

Книги похожие на "С.Я. Лемешев и духовная культура Тверского края" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Шишкова

Мария Шишкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Шишкова - С.Я. Лемешев и духовная культура Тверского края"

Отзывы читателей о книге "С.Я. Лемешев и духовная культура Тверского края", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.