» » » » Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века


Авторские права

Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века

Здесь можно скачать бесплатно "Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Вече, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века
Рейтинг:
Название:
Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века
Издательство:
Вече
Год:
2014
ISBN:
978-5-9533-4383-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века"

Описание и краткое содержание "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века" читать бесплатно онлайн.



Эта книга посвящена женщинам, входящим в окружение великого князя и государя Ивана III. Именно они являлись главными его помощницами при создании Русского централизованного государства. Первая супруга, Мария Тверянка, невольно способствовала присоединению к Москве Тверского княжества, а сестра Анна — Рязанского княжества. Вторая супруга, византийская царевна Софья Палеолог, помогла расширить международные контакты и привлечь на русскую службу самых разных специалистов. И, наконец, дочь Елена, став польской королевой, отстаивала интересы отца в Польско-Литовском государстве.






Поскольку исследователи полагают, что в основе сокращенного свода 1493 г. лежат памятники уже XVI в., то его данные о датах рождения вторых Елены и Феодосии, скорее всего, ошибочныа{126}.

Следует отметить, что в своде 1493 г. в перечне детей Софьи Фоминичны между Симеоном и Андреем указан Борис{127}. Однако данных о его появлении на свет и о нем самом нет ни в одном другом источнике.

В сокращенном своде 1495 г. сведений о Софье Фоминичне еще меньше, чем в своде 1493 г. Но под 1493 г. в нем помещено оригинальное известие о том, что во время пожара в Москве 28 июля сгорела казна великой княгини Софьи. Она находилась под церковью Иоанна Предтечи у Боровицких ворот{128}.

Это известие интересно тем, что сообщает о наличии у Софьи Палеолог собственной казны, которая хранилась в подвалах одного из кремлевских храмов. Если в ее составе были греческие книги, то пожар их, очевидно, уничтожил.

Данные о Софье Палеолог находятся и в летописях XVI в. Например, в Симеоновской летописи, доводящей повествование до 1494 г., основная информация совпадает со сведениями Московского свода конца XV в. Это и повествование об обстоятельствах женитьбы Ивана III, и сообщения о рождении у нее трех первых дочерей{129}.

Но из-за пропуска текста в рукописи за 1479 г. в этой летописи нет сообщения о рождении сына Василия{130}. При этом записи о появлении на свет Юрия, Дмитрия, Симеона и Андрея аналогичны Московскому своду{131}.

Отличия летописи от Московского свода обнаруживаются в повествовании о бегстве Софьи на Белоозеро в 1480 г. В Московском своде, как уже отмечалось, великая княгиня резко осуждалась за эту поездку В Симеоновской летописи сообщение об этом носит нейтральный характер: «Toe же зимы прии-де великая княгиня Софья з Бела озера, бе бо она тогда была на Белоозере, егда царь на Угре стоял»{132}.

Изменение текста свода говорит о том, что составитель Симеоновской летописи уже не испытывал негативного отношения к византийской царевне, в отличие от некоторых ее современников — авторов более ранних летописных сочинений. Видимо, поэтому он вообще опустил известие о конфликте Ивана III с женой из-за драгоценностей его первой супруги Марии Тверянки{133}.

В Симеоновской летописи, как и в своде 1497 г., сообщено, что у Софьи, кроме первых трех дочерей, были еще две дочери. Это третья Елена, родившаяся в 1484 г., и вторая Феодосия, родившаяся в 1485 г.{134} При этом в ней нет данных о появлении на свет дочери Евдокии в 1483 г. Это известие отсутствует и в сокращенных сводах конца XV в., и в Никаноровской летописи. Однако о том, что данная княжна существовала, известно из дипломатических документов.

Поэтому можно сделать вывод о том, что источником Симеоновской летописи был не Московский свод конца XV в., а свод 1497 г. или Уваровская летопись.

Поскольку ни о третьей Елене, ни о второй Феодосии в большинстве документальных источников сведений нет, то напрашивается вывод об ошибочности известий о них. Появление этих данных могло быть связано с тем, что составители сводов сомневались в том, что дочери Софьи вышли замуж в достаточно зрелом возрасте, вопреки существовавшей на Руси традиции. Поэтому они придумали более молодых одноименных княжон.

На самом деле старшая княжна Елена была обручена с великим князем Литовским Александром в 20 лет, Феодосия вышла замуж за князя В.Д. Холмского в 25 лет, Евдокия — за татарского царевича Петра в 23 года. Возможно, так распорядилась судьбой дочерей сама Софья, поскольку стала женой Ивана III приблизительно в 25 лет.

Можно отметить, что при составлении Симеоновской летописи был использован и свод 1493 г., из которого были взяты данные о пожаре 1493 г., во время которого сгорели не только дворы Ивана III и Софьи, но и казна великой княгини в подвале церкви Иоанна Предтечи{135}.

В Софийской летописи сообщения о Софье Палеолог очень краткие. Отсутствуют данные об обстоятельствах женитьбы на ней Ивана III. Основные известия касаются рождения дочери Елены в 1474 г. и сыновей. Но есть и сведения о поездке Ивана III с внуком в Новгород в 1496 г., во время которой Софья и сыном Василием оставались «на государстве», о встрече рязанской княгини Анны Васильевны и смерти великой княгини в 1503 г.{136} Все эти сведения могли быть взяты из Уваровскои летописи.

В Воскресенской летописи середины XVI в. сведений о Софье Палеолог довольно много. Обстоятельства сватовства Ивана III к царевне представлены так же, как в Московском своде. Аналогичны сообщения о рождении трех первых дочерей и сыновей{137}.

Но при этом в Воскресенской летописи есть данные и о рождении третьей Елены в 1484 г., и второй Феодосии в 1485 г.{138}

О появлении на свет Евдокии данных нет, есть лишь сообщение о ее свадьбе с царевичем Петром и смерти{139}. Нет и осуждения Софьи за бегство на Белоозеро. Информация о ее возвращении в Москву еще более краткая, чем в Симеоновской летописи: «Toe же зимы прииде велика княгини Софиа з Белаозера»{140}. Отсутствует и описание конфликта Ивана III с Софьей из-за драгоценностей его первой жены{141}.

Данные особенности Воскресенской летописи говорят о том, что в основу ее, вероятнее всего, была положена Симео-новская летопись. Но при этом сведения этой летописи были дополнены текстами из Уваровскои летописи, поскольку Симеоновская обрывалась событиями 1494 г. Правда, составитель внес некоторые исправления, исключив факты, порочащие Софью Палеолог. В середине XVI в., когда, видимо, создавалась Воскресенская летопись, отношение к бабке царя Ивана Грозного было сугубо положительным.

Из Уваровской летописи в Воскресенскую летопись, видимо, попало сообщение об опале на княжича Василия и Софью и казнях людей из их окружения в декабре 1497 г. Из нее же были взяты данные о смерти великой княгини в 1503 г.{142}Правда, в Уваровской летописи смерть Софьи отнесена к 17 апреля, в Воскресенской она обозначена 7 апреля{143}. На гробнице великой княгини, как уже отмечалось, иная дата — 6 апреля. Она, очевидно, наиболее точная.

Поэтому напрашивается предположение, что составитель Воскресенской летописи при переписке текста Уваровской летописи внес в него свои коррективы.

Много данных о Софье Палеолог и в Никоновской летописи, которую исследователи относят к первой половине XVI в. Большая их часть совпадает с Московским сводом и Уваровской летописью, но есть и оригинальные известия. Так, под 1469 г. помещен краткий рассказ об обстоятельствах сватовства Ивана III к Софье. Согласно ему сначала в Москву прибыл Юрий Грек с грамотой о том, что в Риме проживает византийская царевна православной веры, на которой Иван III может жениться. После совещания с митрополитом и родственниками великий князь отправил в Рим своего посла Ивана Фрязина. Тот встретился не только с папой и кардиналом, но и с самой Софьей. Узнав, что жених — великий князь и управляет православной державой, невеста захотела стать его женой. После этого вопрос о женитьбе был решен. Ивану III следовало лишь прислать за царевной бояр{144}.

В рассмотренных выше летописях данного рассказа нет, как и нет сведений о том, что при сватовстве спрашивали мнение самой невесты Софьи. Из сообщений Московского свода получалось, что судьбу царевны решали только папа и кардинал.

Далее в Никоновской летописи помещены сведения из Московского свода о том, как Иван III отправил за невестой своих послов, как те привезли ее в Москву, как была сыграна свадьба, как родились первые дочери{145}.

Однако рождение сына Василия представлено в Никоновской летописи совсем не так, как в остальных летописных произведениях. Ему предшествует рассказ о чудесном зачатии, написанный митрополитом Иоасафом со слов самого великого князя Василия III. Согласно этому повествованию, после рождения трех дочерей Софья Фоминична очень скорбела о том, что у нее нет сына. Поэтому она отправилась пешком в Троице-Сергиев монастырь, чтобы помолиться у гроба святого Сергия. По дороге у села Клементьева она увидела инока, который нес младенца. Внезапно монах кинул этого ребенка Софье. От неожиданности она чуть не упала, но ребенка в руках не обнаружила и поняла, что это было только чудесное видение. В монастыре великая княгиня одарила монахов и долго молилась у гроба Сергия. После возвращения домой она вскоре забеременела и родила сына Василия{146}.

Вполне вероятно, что эта повесть о зачатии была сочинена уже в XVI в., поскольку Василий назван в ней самодержцем. По своему характеру она похожа на аналогичные сочинения о чудесном появлении на свет некоторых русских государей, например Василия II{147}.

Однако истоки этой повести идут с конца XV в. Дело в том, что само чудесное видение Софьи Сергия Радонежского было запечатлено на пелене, вышитой в мастерской великой княгини Марии Ярославны. Княгиня же, как известно, скончалась в 1485 г.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века"

Книги похожие на "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Морозова

Людмила Морозова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Морозова - Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века"

Отзывы читателей о книге "Знаменитые женщины Московской Руси. XV—XVI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.