» » » » Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь


Авторские права

Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Когито-Центр, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь
Рейтинг:
Название:
Психология общения. Энциклопедический словарь
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-89353-335-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология общения. Энциклопедический словарь"

Описание и краткое содержание "Психология общения. Энциклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.



Настоящее энциклопедическое издание подводит итог осуществления первого в России проекта по теме «Психология общения». Более 1100 статей словаря, написанные 340 авторами, содержат всестороннюю информацию по этой теме.






Специфика О., опосредованного компьютером, заставляет проявлять гендерные характеристики более четко. Демонстрация Ф. в О. через компьютерные сети, как правило, связана с уловками, оправданиями, эмоциональными выражениями, «смайликами», личными местоимениями, поддерживающим и уважительным языком.

• Алешина Ю. Е. Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психологии. 1991. № 4; Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общество, науки и современность. 2000. № 4.

Д. В. Воронцов

Харизма (гр. χάρισμα – милость, благодать, божий дар) – качество личности, заключающееся в способности влиять на окружающих, благодаря вызываемому у них чувству поклонения, восхищения, доверия, уважения, трепета. Как тип лидерства рассматривается харизматическое лидерство, когда подчинение воле личности (вождя, пророка, учителя) осуществляется вследствие переживаемого духовного эмоционального единения последователей с лидером, власть к-рого воспринимается как «божественная благодать», а харизматическая личность воспринимается группой как «одаренная сверхъестеств., сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными др. людям» (М. Вебер). Это Христос и Робеспьер, Наполеон и Ганди, Будда и Кромвель. Х. – это социально-психол. феномен, для понимания к-рого важны проявляющиеся во взаимодействии особенности личности, общества (группы) и собственно процесс взаимодействия в его развитии. Необходимыми условиями харизматического влияния можно рассматривать страстную убежденность личности в своей идее, отвагу действовать и потребность в обществ. признании (С. Московичи). Предлагаемая идея имеет связь с эмоционально значимыми архаическими образами и отличается новизной, революционностью, отрицанием «обыденного» существующего порядка. Т. к. готовность группы к признанию лидера рождается «из воодушевления или нужды и надежды» (М. Вебер), то харизматическое лидерство особенно проявляется в кризисных ситуациях развития общества, когда традиционная власть утрачивает свой авторитет. Существуют стратегии коммуникации, к-рые позволяют лидеру проявить и утвердить харизматическую способность к внушению своих идей: представление (организация пространства), церемониал (организация времени, порядок появления зрительных символов, музыкальных средств воздействия) и убеждение (особенности речи) (Г. Леблон, С. Московичи). Для сохранения харизматического лидерства необходим успех (в действиях, предвидениях).

А. Ю. Трубецкой

Целостность личности – чаще всего представляется в единстве 3 составляющих: духовное богатство, моральная чистота и физич. совершенство. В психол. науке оформились наиболее четко 2 подхода к пониманию Ц. л. – как гармонии личности и как равновесия. Понятие «гармонической личности» раскрывается в единстве обозначенных составляющих. К. Г. Юнг рассматривает процесс поиска душевной гармонии, суть к-рого в достижении (восстановлении) психич. целостности (индивидуация, интеграция сознания, самопознание, интрапсихич. развитие). В социогуманитарной парадигме данный подход также реализовывается в категории «всесторонне развитая личность». Одним из первых Ц. л. стал рассматривать З. Фрейд, к-рый ввел в науч. оборот след. целостности: Супер-Эго и бессознательное, а также комплексы, паттерны повторения, сны. Ф. Лерш раскрывает собственное видение личности именно с позиций целостности: с одн. стор., Ц. л. раскрывается в отношениях индивида с миром, в «горизонтальном» коммуникативном переплетении личности с социумом, а с др. стор. – в «вертикальном» измерении оформляется единство, к-рое существует внутри личности и имеет сложную иерархическую структуру.

Во мн. филос. исследованиях Ц. л. связывается с неповторимостью и уникальностью. Г. М. Васильев, В. М. Келасьев данное явление рассматривают как созданное из Универсума в результате самовыделения, – это естеств. и понятные нашему восприятию, сознанию объекты, к-рые воспринимаются и понимаются как единые и существующие в собственном бытии. Т. е. целостность существует в Универсуме, впитывает из него потенциальные возможности материи, с одн. стор., а с др. стор., сама целостность является результатом саморазвития и самореализации Универсума. Осознание собственной целостности у личности осуществляется благодаря принятию опыта сообщества и культурных традиций общества в целом. Индивид пытается отыскать себя в безграничной сфере самоотношений исходя из личностного отношения к миру, взаимодействия с другими. Благодаря самореализации создает свою модель самоопределения и т. о., приближается к осознанию и отображению собственной целостности.

Е. В. Селезнева выделяет след. психол. особенности Ц. л.: 1) развитое самосознание, преодолевающее внутр. и внеш. противоречия на основе общечеловеческих ценностей; 2) духовность как качество, к-рое позволяет осмысливать, переживать и присваивать высшие идеалы и ценности человека, социума и трансформировать деятельность в поведение, действия – в поступки; 3) социальная зрелость, т. е. способность принимать самост. решения и нести за них личную ответственность, самостоятельно, продуктивно разрешать жизненные противоречия в соответствии с общими целями и нравственными идеалами; 4) гражданственность как сложное идейно-нравственное качество, осн. элементами к-рого выступают патриотические и интернацион. чувства в их гармоническом единстве; 5) совесть как внутр. диалогическая инстанция, обеспечивающая возможность вслушиваться в собственный внутр. голос и глубже понимать возможности собственного Я; 6) баланс между интеллектуальным (способствует стабилизации и устойчивости существования личности в меняющемся мире) и творческим потенциалом (возможность саморазвития).

• Васильев Г. Н., Келасьев В. Н. Самоорганизация целостности: психо– и социогенез. СПб., 2003; Селезнева Е. В. Самоопределение как условие самоосуществления // Мир психологии, 2007. № 2; Lersch Ph. Zum Personverständnis in der Psychologie // Der Mensch als Schnittpunkt: Fragen der Psychologie und Antropologie der Gegenwart. Miinchen: C. H. Beck, 1966.

Е. В. Гейко

Ценности личности в общении. Все проявления жизнедеятельности человека, в частности О. с собой, окружающими и миром в целом, так или иначе определяются системой его ценностных предпочтений. В этом плане выделяются ценности (Ц.) индивидуальные, общественные и социокультурные. Ц. индивидуальные – это переживаемые отношения личности с миром, отражающие инвариантные аспекты общечеловеческого опыта (Д. А. Леонтьев). Именно система Ц. регулирует прежде всего жизнедеятельность человека и его отношения с другими. Здесь выделяются 2 традиции рассмотрения Ц.: с позиций полезности или нужности и с т. зр. представлений о хорошем и плохом, с позиций должного. Т. к. Ц. индивидуальные имеют культурные основания, они не существуют сами по себе, а приобретаются в процессе жизни и подвержены влиянию культурных факторов, в т. ч. СМИ.

Ц. общественные приобретают особую значимость в связи с тем, что отношения между людьми во многом являются проекцией обществ. отношений. Общество, выступая в роли активного субъекта по отношению к конкретному человеку, стремится формировать у него ценностные установки, необходимые для успешной адаптации в данной социоэконом. системе. По словам Э. Фромма, в невротическом, постоянно угрожающем человеку обществе в борьбе за выживание удобнее быть манипулятором. Ц. общественные «накладываются» на социокультурные традиции, к-рые могут способствовать их процветанию или препятствовать, т. к. менталитет народа формируется веками и претерпевает изменения медленно. Обществ. отношения более динамичны, они могут соответствовать или не соответствовать Ц. и социокультурным традициям. От степени их соответствия во многом зависит и формирование Ц. индивидуальных.

Ц. социокультурные формируются по мере развития человечества и разл. культур. Из общего смыслового поля, накопленного человечеством, каждая культура усваивает ценности, делая их своими, – это Ц. социальные, характерные для данного этноса, и человеческие отношения регулируются под их влиянием. Т. е. Ц. индивидуальные формируются под влиянием Ц. социальных, представляющих глубинный уровень регуляции жизнедеятельности человека, конкретного обществ. устройства, социальных отношений. В процессе воспитания личность впитывает также Ц. и смыслы общественные, поэтому в целом «вплетение» индивидуального в социальную реальность содержит в себе и социокультурный контекст, и общественный, зависящий от реальной системы индивидуальных и социальных связей человека. Ведущими выступают Ц. социальные, т. к. они являются основой жизнедеятельности народа, нации, складываются веками и отражаются в архетипах, ментальности, традициях. Эти Ц. достаточно устойчивы и медленно изменяются под воздействием внеш. условий, в т. ч. и обществ. устройства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология общения. Энциклопедический словарь"

Книги похожие на "Психология общения. Энциклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь"

Отзывы читателей о книге "Психология общения. Энциклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.