» » » » Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь


Авторские права

Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Когито-Центр, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь
Рейтинг:
Название:
Психология общения. Энциклопедический словарь
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-89353-335-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология общения. Энциклопедический словарь"

Описание и краткое содержание "Психология общения. Энциклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.



Настоящее энциклопедическое издание подводит итог осуществления первого в России проекта по теме «Психология общения». Более 1100 статей словаря, написанные 340 авторами, содержат всестороннюю информацию по этой теме.






Преемственность и распространение Ц. социальных и общественных все в большей мере осуществляется СМИ. Для того чтобы человек жил в гармонии с собой и окружающим социумом, его ценностно-смысловые структуры должны быть согласованы со всеми видами Ц. Но психологи отмечают, что на совр. этапе развития культуры и общества главная проблема в области информационного пространства связана с глубоким кризисом самой категории Ц. и ролью СМИ в этом процессе. Влияние массовой коммуникации. на формирование индивидуальных и обществ. Ц. возрастает. Демонстрируя разл. модели повседневных реальностей, СМИ формируют к ним ценностное отношение. Исследование воздействия массовой коммуникации может раскрыть механизмы усвоения и присвоения индивидуальных Ц. В настоящее время есть опасение, что стихийное вхождение в мировое информационное пространство приведет к разрушению культуры России, к навязыванию чуждого ей образа жизни, представляющего угрозу ее национ. суверенитету. При этом можно говорить о взаимном влиянии нравственных устоев общества и продуктов СМИ, поскольку они апеллируют к обществ. сознанию и идеалам. Жизнь общества отражается в СМИ, с др. стор., и СМИ влияют на Ц. общества, являясь важным фактором развития общества и культуры в целом, что обязательно проявляется во всех видах и формах личностного, межличностного и межгруппового О.

• Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.; Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т. 1.; Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000; Рюмшина Л. И. Ценностно-смысловой подход к общению. Ростов-н/Д, 2004.

Л. И. Рюмшина

Центрация (англ. centration, centering от лат. centrum – центр круга, средоточие) – это один их фундаментальных механизмов психики, к-рый обеспечивает автономное и стабильное состояние индивида. Следует различать Ц. как проявление психич. процессов и как установку личности. В гештальт-психологии эффект Ц. был установлен В. Келером и М. Вертхаймером при исследовании зрительных иллюзий, заключающийся в том, что элементы, на к-рых фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными. Поле восприятия как бы расширяется в зоне «фокуса внимания» при одновременном сжатии и нек-ром искажении периферийной части поля. Следствием Ц. являются частичная деформация воспринимаемого объекта, возможность появления «систематических ошибок» в оперировании с его образом и практической деятельности с ним. В работах Ж. Пиаже обосновано качественное различие форм Ц., имеющих место в восприятии и интеллекте. На личностном уровне Ц. ведет к проявлениям эгоцентризма, а в межличностном взаимодействии может стать основой развития механизмов проекции и стереотипизации, что чревато ухудшением процесса взаимопонимания. В исследованиях по межличностному восприятию эффект Ц. обнаружен С. Ашем, к-рый установил, что в создании целостного представления о личности др. человека нек-рые его воспринятые качества выступают как центральные, вокруг к-рых группируются другие. Понятие Ц. используется для описания эффектов полит. пропаганды, когда акцентируется внимание на опр. аспектах ситуации в результате чего происходит смещение внимания с других. В полит. имиджелогии эффект Ц. используется для создания опр. образа государства или полит. деятеля. В ходе пропаганды акцент делается на опр. чертах или свойствах субъекта, в результате чего др. его качества остаются вне внимания аудитории. В процессе нарушения взаимодействия, особенно в конфликтах, Ц. может приводить к искажению смыслов передаваемого сообщения и к эгоцентрической оценке происходящих событий и ситуации. В онтогенезе проявление Ц., вероятно, вызвано потребностью обеспечения автономии личности как интегральной единицы в системе отношений с др. людьми и предметами объективной действительности. Согласно исследованиям В. А. Недоспасовой, существует механизм последовательных Ц. Его суть заключается в последовательной реализации способности ребенка представить себя на месте другого (персонажа задания). Также показано, что в дошкольном возрасте механизм последовательных Ц. является условием преодоления эгоцентризма детского мышления. Активизация с помощью специально организованных заданий этого механизма способствует тому, что дети опр. возраста могут преодолевать эгоцентризм своего мышления и правильно решать задачи, предложенные Ж. Пиаже.

• Недоспасова В. А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста. М., 1972; Пашукова Т. И. Центрація // Словник-довідник термінів з конфліктології. Чернівці—Київ, 1995.

Т. И. Пашукова

Эгоизм – эгоистическая направленность личности, подобно эгоцентрической центрации на собственной персоне и занимаемой позиции, проявляется в выдвижении на первый план своих интересов и целей взаимодействия в ущерб интересам партнера. Корыстные устремления эгоистичного партнера могут выражаться в стремлении не только достичь материальных целей, но и получить дополнительную психол. выгоду от принижения партнера для того, чтобы лучше выглядеть на его фоне. Э. не является нейтрально индифферентным личностным свойством; он наступателен и агрессивен, изобретателен и мстителен. Конкретное исследование проявлений Э., своекорыстия в поведении людей в совр. России осуществил К. Муздыбаев: была поставлена задача выявить социальные группы, более предрасположенные к эгоистическому поведению, их профессиональный и социальный статус, возрастные и гендерные различия, личностную обусловленность. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что эгоисты не способны к конструктивному взаимодействию и обладают рядом личностных свойств, превращающих личные контакты с ними в деструктивное О., чреватое осложнениями, унижением, незаслуженными огорчениями и страданиями для партнеров.

Эгоисты склонны пренебрегать долгом, нормами морали и закона, пренебрежительно относятся к людям. Для них приемлемы агрессивные формы поведения (драка, месть, полит. убийство), сексуальная неразборчивость, нечестность. Они приписывают ближайшему окружению злобу, завистливость, эгоизм, мстительность, цинизм, продажность. Они мстительны, высокомерны и в то же время являются оптимистами и верят в справедливый мир. Из позитивных свойств приписывают др. людям относительно нейтральные качества, такие как чувство юмора, оптимизм. В трудных ситуациях используют малопродуктивные тактики совладания с трудностями жизни (мечты, фантазии, бесконечные обсуждения). Тем не менее они часто преуспевают и ощущают себя счастливыми. Самую высокую степень Э., по исследованию К. Муздыбаева, проявляют служащие, занятые в частном секторе экономики, и студенты. По данным В. Н. Куницыной (2008), эгоистам свойственно ханжеское отношение к нравственным проблемам, отсутствие благожелательности и милосердия, у них нет внутр. гармонии, но присущи неосознаваемые внутр. конфликты; при этом они высоко ценят успех и не видят смысла помогать людям – полезность людям как принцип повседневной жизни и О. с людьми ими отвергается.

• Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психол. журн. 2000. № 2.

В. Н. Куницына

Эготизм (от лат. еgo – я и англ. egotism – эготизм, самомнение) – самовлюбленность человека, преувеличенное мнение о себе, своих достоинствах и значении. В речи Э. выражает стремление человека говорить о себе и является речевым проявлением эгоцентризма личности. Он может рассматриваться как феномен, спровоцированный конкретной ситуацией О., взаимодействия и отношений людей или как свойство личности и выражение ее эгоцентрической направленности. Э. ослабляет внимание человека к собеседнику, мешает О., снижает его эффективность. Высокий уровень Э. свидетельствует об озабоченности человека своей персоной, а также о повышенной рефлексии своих свойств, поступков и речи и об обращенности внимания на свое Эго. Низкий уровень Э. в ряде случаев отражает слабую заинтересованность содержанием беседы и собеседником.

В главном кодексе самураев «Хагакурэ» Э. рассматривается как уважение к себе и сохранение своего достоинства в любых жизненных ситуациях. Э. отличается от эгоизма. Канадский психолог Г. Селье связывает Э. с реакцией на предъявление человеку требований и стрессом. Он считает, что Э. имеет отношение к естественному для всех живых существ отстаиванию собственных интересов. Даже стремление человека к альтруизму по своей природе является эготическим, поскольку, помогая другим, человек получает благодарность, что является залогом безопасности и стабильности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология общения. Энциклопедический словарь"

Книги похожие на "Психология общения. Энциклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь"

Отзывы читателей о книге "Психология общения. Энциклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.