» » » » Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями


Авторские права

Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Природа и животные, издательство Детская литература, год 1984. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями
Рейтинг:
Название:
Учитель ботаники, или Разговор с растениями
Издательство:
Детская литература
Год:
1984
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Учитель ботаники, или Разговор с растениями"

Описание и краткое содержание "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" читать бесплатно онлайн.



Книга об учителе ботаники и его предмете. Он учит ребят понимать природу, воспитывает у школьников любовь к труду на благо народа.

Для младшего школьного возраста.

Рисунки Р. Гудзенко.






Чем мы будем заниматься? Какую выберем тему? Если бы у нас был участок, то можно было бы познакомиться с использованием культурных растений, например получить волокно из льна, конопли, канатника. Получить духи из цветов, пастилу, пряности, масло и молоко из сои; эфирные масла, патоку из свёклы и многое другое. Если бы раньше провели экскурсию в лес, то тема могла быть «Лесные богатства». Интересно получать из лесных растений краски, чернила, бумагу, чай, кофе, лекарства, сосновую шерсть, витамины, скипидар, дёготь. Использование дикорастущих растений — это познание их ценностей. Важно на занятиях получить нужные знания о растениях и приобрести навыки работы, которые пригодились бы вам по выходе из школы. А какая самая важная задача, связанная с растениями, стоит перед нашей страной?.. Всемерное размножение полезных растений — изобилие продуктов питания. Коммунистической партией и Советским правительством на ряд лет намечена Продовольственная программа. Воспроизводство ценных растений необходимо для существования человечества. Вы уже знаете, что от существования растений зависит вся жизнь на земле. Научиться размножать растения всевозможными способами нужно каждому человеку, а не только работающему в сельском хозяйстве, и это общеполезно и очень интересно. Назовём тему так: «Увеличим количество ценных растений».

— Но как же зимою мы будем этим заниматься? У нас растения даже в комнатах не растут, — спросила Зина Викулина.

— Этот вопрос вовремя и правильно задан Зиной. Мы в уголке живой природы уже заменили солнце искусственным освещением. Вы видели опущенные электролампы дневного света. Под ними растут и зацветают растения. Ими и займёмся. О каждом взятом вами под наблюдение растении вы сделаете разведку в книгах. Затем поставим им вопросы, на которые мы хотим получить ответ. Как лучше и быстрее растение размножается?

Вас много, а растений мало. Поэтому за одним растением придётся ухаживать двоим. Объединитесь в пары по желанию и сообщите секретарю кружка. Мы будем выращивать растения на искусственном свету.

Ботаник Ганс Молиш одним из первых предложил использовать для этого электроосвещение. Он хорошо сказал: «В зимнее время, когда снаружи всё будет в снегу и во льду, когда деревья в лесу будут стоять в глубоком покое, мы будем среди зимы создавать себе в комнате весну и лето». Электрическое освещение используется для получения цветов и плодов не только в теплицах на Дальнем Севере, где сплошная ночь стоит девять месяцев, но и в оранжереях всех ботанических садов.

Юные ботаники приступили к работе. Они раз в неделю собирались вместе, составляли план работы и обсуждали результаты, а в другие дни присматривали за «своими растениями», поливали их. Под электрическим солнцем стояли плошки со всходами семян однолетних декоративных растений. Их пересаживали, готовили рассаду для участка. Поставили ветки вишни, яблони, черёмухи, сирени. Несколько веток кем-то были поставлены заранее. Наверное, Николаем Павловичем или его ассистентами. На этих ветках уже набухли цветочные почки. Под освещением стояли и комнатные растения: амариллис, кливия, пеларгония, традесканция, примула. Стояли астры, душистый табак, петуния, кукуруза в питательном растворе. Эти растения южные, привыкшие к короткому дню, и их вечером на ночь ставили в тёмный шкаф.

Росли пшеница, томат, гречиха, а также тюльпан, ландыш, мать-и-мачеха, первоцвет, анютины глазки, настурция и очиток.

О каждом подопечном растении в книгах наводились справки: какая нужна температура и влажность? При высокой температуре у некоторых растений отваливаются бутоны. Другие требуют влажности. Их опрыскивали тёплой водой, рядом ставили банки с водой, а горшки с ландышами даже покрывали влажным мхом. Сходные по культурным условиям растения сгруппировали. Над одними для тепла снижали лампы, над другими они были подняты. Следили за температурой. Измеряли каждую неделю прирост, распускание почек, делали записи и ждали… Ждали, когда же зацветут растения…

Первой расцвела вишня. Цветение совпало с очередным собранием кружка.

— Сегодня у нас праздник, — сказал Николай Павлович. — У нас под искусственным солнцем появился первый цветок. Сорвите каждый по цветку, мы их рассмотрим.

— Жалко, пусть цветут.

— И отцветают. Наука требует жертв. Через два дня зацветут и другие ветки. Мы сейчас будем знакомиться с ботаническим языком. Чтобы не писать словами, ботаники изобрели значки, диаграммы и формулы, как у математиков, химиков, физиков. У каждой науки свой язык. Вот цветок. Растение только своим цветком может правильно ответить нам на вопрос: как его имя, отчество и фамилия — семейство? Как понять ответ растения?

Подсчитаем части цветка, они лежат в четыре этажа: снизу зелёные чашелистики, далее — белые нежные лепестки, затем тонкие тычинки с жёлтыми мешочками с пыльцой и зелёный пестик, напоминающий по форме пестик ступки с рыльцем на конце. Сосчитаем их по отдельности. Проставим буквы «Ч», «Л», «Т» и «П». Внизу сбоку каждой буквы поставьте число. Что у вас получилось?

— Ч — пять, Л — пять, П — один, а Т — не знаем! — выкрикивали ребята.

— Тычинок много: при этом ставят знак  «много». Это формула цветка. Такая формула цветков яблони, груши, рябины. У шиповника только пестиков много.

У некоторых растений, как у картофеля, тоже Ч — пять, Л — пять, Т — пять, П — пять, но чашечки срослись и лепестки срослись. В таких случаях цифры ставят в скобки — знак сращивания. Попробуйте теперь нарисовать план цветка, или, как ботаники называют, диаграмму. Хорошо бы цветными карандашами. Удлинёнными зелёными треугольниками — чашечку, белыми полукругами, утолщёнными в середине, — лепестки, жёлтыми овальчиками — тычинки и зелёным кружком — пестик. Получилось. Похоже вот на эту таблицу?

— А какими знаками обозначают ботаники долговечность растений?

— Вот такими. — И Николай Павлович рисует на доске.

Однолетние , двулетние , многолетние ,  кустарник,  дерево. Вы в записях так и пишите теперь краткими обозначениями. Раньше мы язык ботанических знаков изучали на уроках. Но теперь сочли, что эти знаки трудны для учеников пятого класса. Но юным ботаникам язык ботаники надо знать, и мы его изучим на кружке.

К следующему собранию расцвёл амариллис.

— Какой крупный цветок. Издали видны все части, — сказал Мохов. — Николай Павлович, попробуем составить формулу и диаграмму амариллиса.

— Видите, какая особенность у амариллиса и других однодольных растений. Помните, из темы «Семя», есть семена двудольные и однодольные. Так, у однодольных части цветка делятся на три и изменяются. Так, у амариллиса три чашелистика, которые вначале были зелёными и покрывали бутон, а затем выросли в лепестки — их стало шесть. Считайте. — Рисуют Ч — Л6, Т6, П1. — У злаков вместо чашечки и лепестков, то есть околоцветника — две чешуйки.

— Николай Павлович, ребята! — вдруг закричала Лиза Сенькина. — Традесканция зацвела. Какие смешные цветочки!

— Ну, а теперь сами определите части этих цветков.

— У традесканции зелёных чашелистиков — три, фиолетовых лепестков — три, тычинок — три больших и три маленьких и пестик с завязью как бы из трёх частей, — тараторила Сенькина.

— Когда будете писать формулу, то тычинки большие и маленькие обозначают три плюс три.

— Ха, ха, какой странный цветок: три, три, три, три. Четырежды, даже пятью три. — Мохов засмеялся.

— Да, если мы опылим цветок, то получим трёхгнёздную коробочку с семенами. А у амариллиса будет большая коробочка с пачками семян с чёрными крылышками. При опылении цветка тюльпана тоже образуется коробочка со многими семенами.

— Давайте, давайте сделаем искусственное опыление их, как у финиковой пальмы, — заторопился Мохов.

— Всё в ваших руках. Кстати, и второй амариллис зацветает.

У художницы Тани нашлись чистые кисточки, и Мохов перенёс пыльцу с уже пылившихся тычинок одного амариллиса на влажный пестик другого.

— А можно наоборот, — сказал учитель, — получим перекрёстное опыление.

И пыльца была перенесена со второго на первый.

— Теперь я, хватит Мохову и кисточка моя, — сказала Таня.

— Но кисточку возьми свежую. Ботаники, когда опыляют растения, чтобы сохранить в чистоте сорт или получить новый, соблюдают правила, предохраняющие от заноса пыльцы с другого сорта или с этого же цветка. Они у опыляемого цветка обрывают ещё не созревшие тычинки. Затем помещают цветок в марлевый и целлофановый мешочек, а после опыления снова держат в мешочке до созревания плода. Но у нас всего два амариллиса, и помеси ненужной не будет, да и выводить новые сорта сложно: ими занимаются специалисты-селекционеры.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Учитель ботаники, или Разговор с растениями"

Книги похожие на "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Верзилин

Николай Верзилин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями"

Отзывы читателей о книге "Учитель ботаники, или Разговор с растениями", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.