Владимир Ленин - ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Том 2

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Том 2"
Описание и краткое содержание "ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Том 2" читать бесплатно онлайн.
«…Обработка участка земли… обеспечивает обильное, вкусное и здоровое продовольствие всего молодого поколения от рождения до окончания курса гимназии, а также продовольствие молодёжи, отрабатывающей цену учения (об этом институте Южаковского Zukunftsstaat'а[366] подробнее ниже), и всего персонала администраторов, преподавателей и хозяев. При этом все они обеспечиваются и обувью, а также шитьём одежды. К тому же попутно получается с указанного участка около 20 тыс. рублей, именно 15 тыс. от излишков молока и ярового хлеба… и около 5 тыс. р. от продажи шкур, щетины, перьев и прочих побочных продуктов» (216).
Подумайте только, читатель, содержание всего молодого поколения до окончания курса гимназии, т. е. до 21–25 лет (стр. 203)! Ведь это значит содержание половины всего населения страны[367]. Содержание и образование десятков миллионов населения, – да это уже настоящая «организация труда»! Очевидно, г. Южаков сильно рассердился на тех злых людей, которые утверждают, что народнические проекты «организации труда» – пустые фразы пустых говорунов, и решился совсем уничтожить этих злых людей обнародованием целого «плана» такой «организации труда», осуществляемой «без всяких затрат»… Но и это ещё не всё:
«…По пути мы расширили задачу; мы взяли на ту же организацию содержание всего детского населения; мы озаботились обеспечить молодых людей серьёзным для деревни приданым при выходе; мы нашли возможным определить на те же средства в каждую гимназию, т. е. в каждую волость, по врачу, ветеринару, учёному агроному, учёному садовнику, технологу и по шести мастеров, не менее (которые поднимут культуру и удовлетворят соответственные потребности всей местности)… И все эти задачи находят себе финансовое и экономическое разрешение при осуществлении нашего плана…»[368].
Как посрамлены будут теперь те злые языки, которые говорили, что знаменитое народническое «мы», это – «таинственный незнакомец», это – еврей с двумя ермолками и т. п.! Какая недостойная клевета! Отныне достаточно будет сослаться на «план» г-на Южакова, чтобы доказать всесилие этих «мы» и осуществимость «наших» проектов.
Может быть, у читателя явится сомнение по поводу этого слова: осуществимость? Может быть, читатель скажет, что, назвав своё творение утопией, г. Южаков тем самым отстранил вопрос об осуществимости? – Это было бы так, если бы г. Южаков не сделал сам в высшей степени существенных оговорок по поводу слова «утопия», если бы он не подчёркивал неоднократно во всём своём изложении осуществимости своего плана.
«Я имею смелость думать, – заявляет он в самом начале статьи, – что такое всенародное среднее образование кажется утопией только с первого взгляда» (201)…
Что же вам ещё надо?..
«Я имею ещё большую смелость утверждать, что такое образование для всего населения гораздо осуществимее всенародного начального образования, уже осуществлённого, однако, Германией, Францией, Англией, Соединёнными Штатами и весьма близкого к осуществлению и в некоторых губерниях России» (201).
Г-н Южаков до такой степени убеждён в этой осуществимости своего плана (очевидно, после вышесказанного, что выражение «план» правильнее, чем утопия), что он не пренебрегает даже самыми мелкими «практическими удобствами» при разработке этого плана, нарочно оставляя, напр., систему двух гимназий, мужской и женской, из уважения к «предубеждению на континенте Европы против совместного обучения» обоих полов, – усиленно подчёркивая, что его план «дозволяет не нарушать установившиеся учебные планы мужских и женских гимназий, даёт больше занятия, а след., и вознаграждения преподавательскому персоналу…».
«Всё это имеет немаловажное значение при желании не ограничиться одним опытом, но достигнуть действительно всенародного образования» (205–206).
Много было на свете утопистов, соперничавших заманчивостью, стройностью своих утопий, – но вряд ли найдётся среди них хоть один, столь внимательный к «установившимся учебным планам» и к вознаграждению преподавательского персонала. Мы уверены, что потомство долго ещё будет указывать на г-на Южакова, как на истинно практичного и истинно деловитого «утописта».
Очевидно, что при таких обещаниях автора его план всенародного обучения заслуживает самого внимательного разбора.
IV
Принцип, из которого исходит г. Южаков, состоит в том, что гимназия должна быть вместе с тем и земледельческим хозяйством, должна летним трудом своих учеников обеспечить собственное существование. Такова основная мысль его плана. «В том, что эта мысль правильна, сомневаться едва ли возможно» (237), – полагает г. Южаков. И мы согласны с ним, что тут есть действительно правильная мысль, которую нельзя только припутывать ни непременно к «гимназиям», ни к возможности «окупить» гимназии трудом учеников. Эта правильная мысль заключается в том, что нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания. Эту мысль высказали ещё старые великие утописты; её вполне разделяют и «ученики», которые именно по этой причине, между прочими, не восстают принципиально против промышленного труда женщин и подростков, считают реакционными попытки запретить совершенно этот труд и настаивают лишь на постановке его в условия вполне гигиенические. Напрасно поэтому выражается г. Южаков таким образом: «Я хотел только дать мысль» (237)… Мысль эта давно дана, и мы не решаемся допустить (пока не доказано противное), чтобы г. Южаков мог быть незнаком с нею. Сотрудник «Рус. Богатства» хотел дать и дал совершенно самостоятельный план осуществления этой мысли. Только в этом отношении его следует признать оригинальным, но зато уже тут оригинальность его доходит до… до геркулесовых столбов[369].
Для того, чтобы соединить всеобщий производительный труд с всеобщим обучением, необходимо, очевидно, возложить на всех обязанность принимать участие в производительном труде. Казалось бы, что это само собою ясно? – Оказывается, однако, что нет. Наш «народник» решает этот вопрос так, что обязанность физического труда действительно должна быть установлена как общий принцип, но вовсе не для всех, а только для несостоятельных.
Читатель подумает, может быть, что мы шутим? Ей-богу, нет.
«Чисто городские гимназии для состоятельных людей, готовых деньгами оплатить полную цену образования, могли бы удержать нынешний тип» (229).
На стр. 231-ой «состоятельные» вообще прямо включены в число тех «категорий населения», которые не привлекаются к обязательному образованию в «земледельческих гимназиях». Обязательный производительный труд является, следовательно, у нашего народника не условием всеобщего и всестороннего человеческого развития, а просто платой за обучение в гимназии. Именно так. В самом начале своей статьи г. Южаков рассматривает вопрос о зимних рабочих, необходимых для земледельческой гимназии. Всего «логичнее» кажется ему такой способ обеспечения гимназии зимними рабочими. Ученики младших классов не работают и, следовательно, безвозмездно пользуются содержанием и учением, не платя ничего за затраты на это со стороны гимназии.
«Если же это так, то не является ли его прямою обязанностью отработать эти затраты по окончании курса? Эта обязанность, тщательно соображённая и твёрдо установленная для всякого, кто не может уплатить стоимость учения, доставит гимназическому хозяйству необходимый контингент зимних рабочих и дополнительный контингент летних… Теоретически это очень просто, удобопонятно и вполне неоспоримо» (205, курсив наш).
Помилуйте, что может быть «проще» этого? Есть деньги, так заплати, а нет денег, так работай! – всякий лавочник согласится, что это в высшей степени «удобопонятно». И притом, как это замечательно практично! – Только… только при чём же тут «утопия»? И зачем пачкает г. Южаков подобными планами ту великую основную мысль, которую он хотел положить в основу своей утопии?
Отработки несостоятельных учеников – основание всего плана г-на Южакова. Он допускает, правда, и другой способ приобретения зимних рабочих – наём[370], но отодвигает его на второй план. Отработки же обязательны на три года (а в случае надобности и на четыре) для всех, не поступающих в военную службу, т. е. для 2/3 учеников и для всех девушек.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Том 2"
Книги похожие на "ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Ленин - ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Том 2"
Отзывы читателей о книге "ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Том 2", комментарии и мнения людей о произведении.